Тема 17. Этапы становления и развития эстетического знания
- Эстетические представления народов Древнего Востока. Античная эстетическая мысль
- Эстетика Средневековья, Возрождения и Нового времени
- Эстетика ХХ века
Основные понятия:Ригведа, упанишады, даосизм, саби, калогатия, символ, свет, интериорная ригористическая эстетика, барокко, классицизм, психоанализ, экзистенциализм, абсурд, интуитивизм, модернизм, постмодернизм, авангард, «смерть автора».
I.Эстетическая культура достигла высокой ступени развития уже в странах классического Востока. Египтяне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, китайцы создали замечательные памятники искусства. Тогда же возникли первые зачатки эстетической мысли, хотя они не получили строгого оформления в виде теоретических положений, трактатов.
Одним из ранних государств, где искусство получило высокое развитие, был Египет. В период Древнего Царства в Египте сложились основные формы художественной культуры: архитектура, скульптура, рельефы и росписи, художественное ремесло.
Эстетическое древнеиндийское сознание зародилось в сфере мифопоэтической традиции. Ригведа возвышает природу до уровня высшей ценности для человека. Первопричина мира – персонифицированное божество, которому свойственен поэтический талант, или абстрактный принцип – вселенский закон, имеющий свою музыку, которую слышат в своем сердце поэты в состоянии озарения. В одном из гимнов Ригведы космическое начало изображается в образе вселенского человека – Пуруши, от которого произошла вся живая природа, вся эстетическая духовность: стихи, мелодии и песнопения.
Важное место в упанишадах (религиозно-поэтических гимнах) занимает эстетика света, ее связь с нравственностью. Солнце – символ всего светлого, источник красоты и жизни, и одновременно вместилище темных сторон бытия, ночной стихии жизни, всего невидимого. Основа древнеиндийской эстетики – идея радостного восприятия мира. Эстетическое благоговение перед природой сохранила вся последующая традиция индийской культуры.
В Древнем Китае эстетика развивалась под влиянием конфуцианства, даосизма, буддизма.
Так в даосизме реальность трактуется как «пустота». Атрибуты Дао (естественность, жизненная сила, инь и ян) – это, в том числе, эстетические категории. Самое совершенное проявление Дао – ритмы природы. Поиски проявлений Дао в природе, человеке, государстве – главная задача художника. Дао – это творческое, созидательное начало всего сущего, мировая бездна, источающая красоту. Космическая размеренность творчества проявляется в традиционном жанре китайского искусства – в пейзаже. Появление классической пейзажной живописи датируется X веком.
Национальное своеобразие японской эстетики заключается в лаконичности. Для японцев характерно стремление к эстетизации повседневного быта, когда грань между художественным и нехудожественным провести очень трудно. Формирование понятий «очарование вещей», «саби» – настроение покоя и одиночества, любовь к преходящему, недостижимому.
Эстетические понятия и термины («прекрасное», «красота», «гармония») оформляются уже в ранней греческой литературе – в эпосе Гомера и поэмах Гесиода. С одной стороны, эстетическое трактуется ими как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой – эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от божества. Однако ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетической теории. Последняя возникала в недрах античной философии.
Первые античные мыслители – Гераклит, Эмпедокл, Демокрит – рассматривали прекрасное как нечто объективное, присущее космосу и определяемое такими материальными свойствами мира, как порядок, стройность, гармония, симметрия.
Большая заслуга Сократа как эстетика состоит в том, что он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духом и телом человек – то, что греки называли калокагатией, единством прекрасного и нравственного. Также философ указывает на взаимосвязь прекрасного, эстетического и целесообразного.
Согласно эстетике Платона подлинно прекрасное существует не чувственном мире, но в мире идей, а сама красота носит сверхчувственный характер и постигается разумом.
Философ утверждает, что мир, созданный согласно вечной идее и управляемый неизменными законами, является совершенным по своему порядку и мере. Всякая вещь – частица этого порядка, обладающая соответствующей ей формой. В этом и заключается прекрасное. Платон дает иерархию красоты: сначала нам нравятся физические тела, потом мы переходим к представлению о теле вообще, далее, обращаемся к прекрасным думам, а от них – к красоте наук, чтобы, наконец, возвысится до идеального мира красоты.
Основы красоты Аристотель усматривал в вещественных свойствах, отношениях космоса. Прекрасное как совершенное находит выражение в целостности, единстве, многообразии, законченности, соотношении «величины и порядка». Искусство, по Аристотелю, – подражание чувственным вещам, людям, их действиям. В природе искусства он видит источник эстетического удовольствия, радость узнавания, познания реальных предметов. Аристотель также подробно разрабатывал идеи классификации, функций искусства, совершенного произведения искусства, теорию трагедии. Философ в своей «Поэтике» описывает своеобразие эпоса, лирики, драмы. Драму он делит на трагедию и комедию.
Эстетика эпохи эллинизма нашла свое развитие в стоицизме, эпикуреизме, скептицизме и неоплатонизме.
II.Средневековая культура создала идею и образ эстетического идеала – абсолютной нормы, реальным воплощением которой в христианстве выступает Бог. Для эстетики средневековья Бог есть высшая мудрость, высшее благо и высшая красота. В ранней христианской культуре особое значение приобрело понятие символ, и многие богословы использовали его в определении красоты. В средние века символизм был универсален, мыслить – означало вечно открывать скрытые значения. Для христианства огромным хранилищем символов виделась природа. Богословы, мыслители эпохи средневековья (А. Блаженный, Ф. Аквинский) утверждали, что весь материальный и духовный мир предстает произведением Бога, высшего художника, сотворившего его по законам красоты. Поэтому все в мире носит на себе следы божественной воли. Мир – это поэтическое творение Бога.
Новая средневековая трактовка красоты состояла в том, что гармония есть не атрибут самих вещей, а отражение их божественного происхождения. Гармония, стройность, порядок в физических предметах прекрасны постольку, поскольку отражают высшее богоподобное единство. Особое место в средневековой эстетике занимала символика чисел. Большое эстетическое значение имел также свет, проистекающий из божественного источника и являющийся знаком благородства.
В средневековом искусстве прослеживается разделение на следующие художественные направления: сакральный символизм, рыцарский романтизм, карнавальный натурализм.Разделение на художественные направления определяется и тематическими приоритетами, и различиями в художественных концепциях человека и мира. В архитектуре средневековья выделяются два основных стиля: романский и готический. В поэтике средневековья большую роль играет иносказание, аллегория.
Существенное место в средневековой эстетике занимала эстетика аскетизма – интериорная(от лат. interior – ‘внутренний’)ригористическая эстетика,сложившаяся в среде монашества. Полный отказ от чувственных наслаждений в пользу духовных, идеал нестяжательной (нищенской) жизни, система особых духовно-психофизических упражнений в сочетании с молитвой, приводящих к созерцанию разнообразных видений светового характера и к состоянию высшего духовного наслаждения – основные темы этой эстетики, имеющей эстетический объект во внутреннем мире самого эстетического субъекта.
Эстетика Возрождения выросла из недр средневековой эстетики как ее антипод и, в какой-то мере, как ее развитие. Эстетика Возрождения, следуя наследию классической античности, утверждала примат телесной, чувсвенной красоты, безграничность развития человеческих способностей.
Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь теории с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а эстетика предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Не случайно в эту эпоху художник уподоблялся Богу, а философия, наука трактовались как живопись. Эстетика Возрождения вслед за античной проповедовала подражание природе. Но на первом плане здесь – не столько природа, сколько сам художник. Поэтому считалось, что искусство даже выше природы. Художник на основании собственного эстетического вкуса отбирает те или иные процессы природы, что говорит отнюдь не о первенстве природы, но о первенстве художественного чувства. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того.
Главным видом искусства в эпоху Возрождения становится живопись, формируются новые школы живописи и приемы изображения. Широкое распространение получает монументальная фресковая живописи, станковая живопись, использование античных сюжетов, переработанных в соответствии с гуманистическими взглядами.
Особенностью Северного Возрождения (Возрождения в странах Северной Европы) является малозначительность влияния античной и византийской культуры, развитие книгопечатания и гравюры, перевод Библии на национальные языки, симпатия художников к движению Реформации. Оригинальный характер искусству Северного Возрождения придали такие художники как А. Дюрер, И. Босх, П. Брейгель.
Начиная с XVII века философия искусства, эстетика обретают рационалистическую окраску. Именно в это время почти одновременно возникли большие мировые стили, имеющие наднациональный характер, охватывающие разные виды искусств, – барокко и классицизм.
Стиль барокко проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, религиозном и прикладном искусстве. Само слово «барокко» означает – «странный», «вычурный». Для барочной архитектуры, живописи, музыки, драматического искусства характерны импульсивность, динамика, фантастичность, гротеск. Представители барокко – Дж. Бернини, П. Рубенс.
Для классицизма характерно обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному художественному эталону. В основу эстетики классицизм ставит не чувственное восприятие, а разум. Идеи математически строгой симметрии, гармонии и единства провозглашаются классицистами как главные принципы прекрасного. В свою очередь, художественное произведение, соответствующее канонам эстетики классицизма, должно отличаться ясностью, очевидностью, логической стройностью. Видным теоретиком классицизма был Никола Буало. Свою эстетическую доктрину он изложил в трактате «Поэтическое искусство». В нем он говорит о нравственной ответственности поэта, анализирует такие жанры, как ода, элегия, баллада, призывает авторов ориентироваться на суровое римское, а не на греческое искусство. Красота слов, по Буало, имеет вторичное значение в сравнении с ясностью мысли.
В эпоху Просвещения (XVIII век) огромное значение придается воспитательной функции искусства, посредством которого на принципах разума и справедливости формируется личность человека. Идея о высоком воспитательном значении искусства характерна для английских (А. Шефтсбери, Дж. Беркли), французских (Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо), немецких (Г. Лессинг, И. Винкельман) просветителей. Теоретики Просвещения развенчивали каноны классицизма, противопоставляли им принципы реализма. Во второй половине XVIII в. немецкий философ Александр Баумгартен впервые вводит термин «эстетика», определяя ее как отдельную область знаний, как науку. В орбиту эстетики включаются красота «вещей и мыслей», безобразное, возвышенное, эстетический вкус, искусство, эстетическое достоинство как единство этического и эстетического.
Огромный вклад в развитие эстетического знания внесли представители немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг). Так родоначальник немецкой классической эстетики Иммануил Кант подвергает анализу ряд эстетических категорий (прекрасное, возвышенное, способность суждения, эстетический вкус), проводит классификацию искусств, отмечая при этом, что художественное произведение есть продукт творчества гения.
В конце XVIII – первой половине XIX века на смену аристократичному классицизму приходит романтизм, существенным качеством которого является преобладающий интерес ко всему простому и естественному. Романтизм – идейное и художественное движение в европейской культуре, характеризующееся возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью, острым желанием создать совершенный мир вопреки будничной и серой действительности. Главный пафос эстетики и художественной практики романтизма – мечта об универсальности человеческой личности, абсолютизация субъективности. По мнению романтиков, главный смысл поэзии и искусства заключается в воспроизведении глубин человеческого духа, так как объективная действительность обманчива.
Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное. Романтизм охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику. Популярным становится жанр исторического романа, обращение поэтов и художников к народному творчеству. Особый статус в искусстве романтизма приобретает музыка – вид искусства, который легче других пробуждает чувства и воображение. Эстетика романтизма предполагает также совмещение в одном произведении нескольких жанров (например, в литературном жанров рассказа, сказки, аллегории), склонность авторов к иносказаниям, утверждает иронию как способ мироощущения художника.
III.Огромное влияние на содержание эстетики ХХ века оказала неклассическая эстетика, истоки которой следует искать в последствиях кризиса классического рационализма. Однако в эстетических идеях второй половины ХIХ века мы находим не только критику европейского классического рационализма, но прежде всего – новую философско-эстетическую парадигму. Своеобразие неклассических эстетических теорий состояло в том, что они уже не стремились к воплощению эстетического знания в рамках универсальных систем. Для неклассической эстетики характерна максимальная свобода от традиций, отказ от устойчивости стилей и жанров в искусстве, от доминирования категорий прекрасного, красоты, гармонии; происходит постепенное нарастание черт пессимизма. Традиционные доктрины эстетики и искусства были подорваны эстетикой С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, оказавших непосредственное влияние на эстетическую теорию и искусство ХХ века.
Витальянскойэстетикедоминирующей концепцией является идеализм Бенедетто Кроче. В основе системы Б. Кроче – интуитивное познание, отождествленное с художественной деятельностью. Для Б. Кроче интуиция есть самовыражение, а самовыражение есть искусство. Для интуиции и искусства есть одна наука – эстетика. Она аналог логики. Художественное произведение может быть полно философских понятий, но результатом воздействия такого произведения все равно будет не рациональное, а интуитивное познание.
Вофранцузской эстетикесуществует глубокая связь философии и эстетики в концепциях интуитивизма (А. Бергсон), неотомизма,продолжающего традиции религиозной философии Фомы Аквинского, и экзистенциализма. Философы-экзистенциалисты (А. Камю, Ж.-П. Сартр) понимают творчество как овладение миром хаоса. В этом абсурдном мире творчество тоже становится абсурдно – уже потому, что сам автор допускает, что его произведений могло бы и не быть. В эстетике структурализмаи семиотики обосновывается взгляд на произведение искусства как на сложный текст, составленный из знаков специфического языка. Отсюда – различение языка живописи, языка кино, музыки и других видов искусства как особых семиотических систем, подобных лингвистическим, и поиск параллелей между ними.
Направления немецкой эстетики XX века: искусствоведческое, психологическое, философское и социологическое. В социологическом измерении художественно-эстетические феномены представляются как выражение интересов, целей, представлений социальных групп в системах экономических и политических отношений.
Основа англо-американской эстетики – аналитическая философия, которая позволяет применять в эстетике точные методы психологии и лингвистики.
Наиболее ярким направлением искусства и эстетики XX века является авангард. Одна из главных проблем эстетики XX века – поиски новой формы. Отсюда – эксперименты с формой, пространством и временем в авангарде всех видов искусства. Весь авангард и модернизм – это постановка вопроса, как возможно искусство? Искусство ХХ века неутомимо искало собственные основания, границы и совершенно новые формы. Авангард стремился выйти за пределы искусства и – в идеале – слиться с жизнью.
Одна из центральных коллизий, которые видел перед собой авангардизм и которые он пытался решить, – это несоответствие старого, традиционного языка (языка искусства) новой, изменившейся жизни. Это эстетическая проблема, проблема искусства и проблема философская. Значительное влияние на авангардизм в целом и на отдельные его направления оказали философия А. Шопенгауэра и М. Штирнера, эстетика Ф. Ницше и интуитивизм А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда и художественная теория В. Кандинского.
Стиль | Черты | Представители |
Экспрессионизм | · Единственная реальность для художника – субъективный духовный мир человека. · Выражение трагических сторон бытия человека: тревоги, страха, тоски, нервозности, ностальгии. Свойственны тяготение к мистике и пессимизм. · Художественные приемы: поиски живописной выразительности через гротеск, отказ от иллюзорного пространства. | Художники: Марк Шагал, Эдвард Мунк, Пауль Клее, Франц Марк, Кетэ Кольвиц Композиторы: Арнольд Шенберг, Макс Вебер, Густав Малер |
Кубизм | · Интерес к примитивам и экзотическим культурам. · Художники-кубисты стремились выявить геометрическую структуру объема, разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам – шару, кубу, конусу. · Попытка ввести фактор времени и движения в живопись. Принцип симультанности (совмещение нескольких точек зрения на одну форму в единицу времени). · Этапы кубизма: аналитический, синтетический, декоративный. | Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Хуан Грис |
Футуризм | · Стремление создать «искусство будущего», апология техники и скорости. · Отрицание нравственных и художественных ценностей традиционной культуры. · В поэзии – разрушение естественного языка. · В живописи – использование пересечений, сдвигов, наплывов форм. | Италия: Филиппо Маринетти, Джакомо Балла, Джино Северини, Умберто Боччони. Россия: Давид Бурлюк, Любовь Попова, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский |
Абстракционизм | · Принципиальный отказ от изображения форм реальной действительности. · Наиболее сильные факторы, воздействующие на человека, – цвет и форма. · Направления: рационалистическое – тенденция к геометрической гармонизации, интуитивистское – тенденция к хаотическому нагромождению пятен. | Пит Мондриан, Василий Кандинский, Джэксон Поллок, Марк Ротко, Аршил Горки |
Сюрреализм | · В манифестах сюрреалистов содержались призывы к освобождению художника от «оков» интеллекта, от морали и традиционной эстетики, понимаемых ими как уродливое порождение цивилизации. · Обращение к подсознанию. Принципы творчества: «автоматизм», «реальность ассоциативных форм», запись сновидений. | Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Луи Арагон, Рене Магритт, Хуан Миро, Антонен Арто |
Таблица 10.1.Авангардное искусство XX века: течения, имена
В отличие от авангарда постмодерну, возникшему в 60 – 70-е гг. XX века, присущ оптимистический, конформистский, коммерческий пафос по отношению к предмету искусства. Постмодернистский ответ авангарду заключается в признании невозможности уничтожить прошлое и приглашении к его ироничному переосмыслению. При этом авангардистской установке на новизну постмодернизм противопоставляет стремление включить в орбиту современного искусства весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования.
Постмодернизм провозглашает диалог между новым произведением и ранее созданными произведениями, а также между автором и аудиторией, что свидетельствует об открытой структуре эстетики постмодернизма. Творческие перекомбинации стереотипов коллективного эстетического сознания позволяют создать самоценный фантастический мир постмодернизма, новые эстетические формы и функции искусства.
Постмодернистские формы искусства:
1. Противовес классическим эстетическим нормам в виде поп-арта, концептуального искусства, перформанса, хеппенинга, граффити.
2. Возрастает эстетический статус копии. В поп-арте, реди-мейд, искусстве объекта в качестве художественной вещи выступает готовый, стандартный, промышленный предмет: тем самым радикально размываются условные границы между жизнью и искусством.
3. Изменяются представления о творце искусства, дискредитируются понятия гениальности и вдохновения, что носит название «смерти автора». Иллюзию отсутствия авторства опровергают разнообразные направления «искусства акции» (хеппенинг, перформанс).
4. Происходит смешение видов и жанров искусства: музыка переходит в искусство изображения (клипы); серьезная литература мимикрирует под бульварную.
Основной тезис.Эстетика в своем развитии прошла определенные этапы, на каждом из которых переосмыслению подвергались основные вопросы эстетической теории, сущность, природа и цели искусства. Несмотря на разнообразный, а зачастую и противоречивый характер эстетической проблематики, каждая культура, каждая эпоха неповторимым образом обогащали содержание эстетического знания, тем самым формируя эскиз его категориальной системы, предмет, задачи и проблематику.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем заключается своеобразие эстетической мысли и искусства Древнего Востока? 2.Охарактеризуйте основные эстетические теории, возникшие в эпоху Античности. 3.Как система христианских принципов изменила эстетическую проблематику в эпоху Средневековья? 4.Назовите принципы эстетики эпохи Возрождения. 5.Перечислите художественные стили, доминировавшие в эпоху Нового времени. 6.Определите специфику эстетики романтизма. 7.В каких направлениях развивались эстетические теории ХХ века?
Литература
1. Автономова Н.Б., Коваленко Г.Ф. Авангард ХХ века: судьба и итоги // Искусствознание. – 1999. – № 2.
2. Бычков В.В. Эстетика. – М., 2002.
3. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. Апологеты и Блаженный Августин. – М., 1995.
4. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – СПб., 2000.
5. История эстетической мысли: В 6т. – М., 1985.
6. Никитич Л.А. Эстетика. – М., 2003.
7. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. – М., 1978.
8. Татаркевич В. Античная эстетика. – М., 1977.
9. Эстетика Ренессанса: Антология. – М., 1981.