Понятие и сущность культуры. Взгляды классиков социологии на сущность культуры
Культура как социальное явление
1. Понятие и сущность культуры. Взгляды классиков социологии на сущность культуры.
2. Культура и личность. Культурный шок.
3. Типы культуры.
4. Тенденции развития культуры в современном мире.
Понятие и сущность культуры. Взгляды классиков социологии на сущность культуры.
Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского (cultura (колере) - возделывание, воспитание, развитие, почитание, населять, покровительствовать – множество значений). Затем возникли самостоятельные термины из некоторых значений этого понятия (колония – из населять, культ – из поклоняться, почитать, во французском – кутюр – из культура приобрело особое значение высокая мода – везде один древний корень). Изначально культура всегда представлялась как культивирование, выращивание чего-либо (обычно животных и растений). Однако в дальнейшем представление о культивировании перешло с естественных процессов на человеческое развитие (уже Френсис Бекон в 18 в. говорил о культуре и удобрении умов). Подводя итог выведем базовые смыслы этого термина.
Во-первых, это обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития.
Во-вторых, это обозначение состояния общества (статика).
В-третьих, это указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, группе людей, какому-то историческому периоду.
В-четвертых, это обозначение продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности людей (музыки, литературы, живописи, театра и т.д.) Пожалуй именно этот смысл этого термина наиболее широко примненяем в нашем обыденном языке, в конце концов, это именно то, чем занимается наше министерство культуры.
В самом широком смысле культура есть то, что создано человеком, это вся совокупность продуктов человеческой деятельности, форм социально-политической организации общества, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Таким образом, культура включает и объединяет опредмеченную, «застывшую» человеческую деятельность, результаты "возделывания" действительности и «живую» - саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но только люди основывают на ней свою жизнь.
Обратим внимание на два наиболее лаконичных определения: культура - это «вторая природа» (К. Маркс) и культура - это «не природа» (Эдуард Маркарян). Возникая на основе природы, отталкиваясь от нее, культура переиначивает ее, обособляясь, обретая самостоятельность. Изучение длительного и постепенного процесса обособления культуры от природы, вырастания культуры из природы позволяет глубже проанализировать историю развития общества.
Итак, спецификой социологического подхода к культуре является анализ взаимосвязи культуры с общественным развитием: со стадиями развития цивилизации, с этнической эволюцией, с развитием отношений между всеми основными социальными субъектами.
Культура не может существовать вне общества, не опираясь на его определенный экономический уровень развития, на систему правовых норм.
Свой вклад в постановку проблемы культуры как социального феномена внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм определил культуру как «коллективное, или общее, сознание». Последнее имеет, с его точки зрения, специфические черты, превращающие это «сознание» в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и того же общества.
Автор понимающей социологии М. Вебер считал, что «понять» поведение социальных субъектов невозможно без постижения переживаемого самим субъектом «смысла» своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных формах - религии, искусстве, науке. Вебер подчеркивал, что «предполагаемый смысл» реального поведения в подавляющем большинстве случаев самим действующим субъектом осознается смутно или вовсе не осознается.