Лекция 5 по культурологии. Ценности и нормы культуры
Культура как фактор социальной регуляции включает нормативную систему, ценности, смыслы, знания.
Нормативная система культур, предложенная американским социологом У.Г. Самнером (1840-1910) включает виды норм: обычаи, нравы, законы.
Нормы – границы отношения к ценностям, стандарты, правила поведения и суждения.
Типы норм:
- институциональный – нормы запрета и нормы разрешения, зафиксированные в официальных документах.
- статистический – стихийно складывающиеся обычаи, традиции.
- конвенциальный – появившийся в результате общественного договора (дружеские, соседские и др.)
- эталонный – образцы для подражания (в искусстве, религии)
Современная типология норм учитывает привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, церемонии, ритуалы, нравы, запреты-табу, закон и право, аномию, увлечения.
Обычай – коллективная, массовая форма поведения, нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий
Закон – разновидность нравов, норм, правил поведения, оформленных государственным органом и требующих неукоснительного выполнения.
Нормативная система придает стабильность, устойчивость обществу, в нормах находят свое выражение ценности.
Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений действительности. Ценности – представления об идеалах для большинства людей. В ценностях выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к которым люди должны стремиться и основных средствах их достижения). Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном и общественном).
Система ценностей:
- витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние.
- социальные – положение в обществе.
- политические – гражданские свободы, законность, гражданский мир.
- моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.
- эстетические – красота, идеал, стиль, гармония, самобытность.
Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием и влияют на социальную реальность.
Смысл – содержание, значение того или иного предмета, явления.
Значение – обозначаемое имя предмета.
Лекция 6 по культурологии. “Природа, общество, человек, культура как форма бытия”
Человек – это субъект культуры, создатель её ценностей, он размышляет в глубинных основаниях своего личного и социального бытия. Сопоставляет своё существование с безмерностью мира.
· Культура и природа
Культура не биологична, но взаимодействует с природой:
1. Воздействие природы на культуру: определяет потребности людей, тип хозяйств, фактор удовлетворения нравственных и эстетических потребностей, художественного творчества. (Ценность человеческой жизни)
2. Воздействие культуры на природу породило культурный ландшафт, включающий агросферу и техносферу.
Агросфера – результат воздействи я человека на почву, растительный и животный мир.
Техносфера – совокупность предметно-материальной культуры, включенной в природу (мосты, дороги, здания)
Ноосфера – сфера разума.
Проблемы: угрозы экологической катастрофы – разрабатываются программы восстановления экологического равновесия.
· Культура и общество.
Культура – это традиции, нормы и обычаи, которые переносятся в предметный мир из духовной жизни общества, включая его образование и тем самым, организуя социальный опыт.
Общество в своем воздействии на человека – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Врастание в общество, становление человека социальным называется социализацией.
· Культура и личность
Личность – отдельный человек.
Индивид – носитель отдельных характеристик, свойств (темперамент)
Личность – единственна и неповторима.
Влияние культуры на личность происходит в процессах социальзации и инкультурации.
При социальзации индивидумом усваиваются социальные роли и нормы для вхождения в общественную среду. Срастание с родной культурой, становление человека воспитанного называется инкультурацией.
Инкультурация сложнее социализации.
Социальные законы жизни усваиваются быстрее, чем культурные нормы, ценности, традиции, обычаи.
Результат социализации – личность.
Результат инкультурации – культурная идентичность – осознание человеком своей принадлежности к социокультурной группе, самоотождествление индивида с идеями, ценностями этой группы.