В 1714 году более чем в 40 городах открыты “циферные школы”, где должны были учиться “дворянские и подьячие дети”, без свидетельства об их окончании нельзя жениться
1720 год – прекратили существование, но появились епархиальные училища (дети духовенства). Гарнизонные и солдатские школы где обучались дети солдат.
Дворяне - домашнее обучение.
Черты средневекового обучения, школы грамоты – города (нет уроков, обучение индивидуально, 8-9 часов, возраст от 7 до 20 лет).
1725 год – открытие в Петербурге (имели твердый государственный бюджет в отличие от европейских академий).
1702 год – “Ведомости” - рукописные столбцы, предназначенные для немногих выходят массовыми тиражами (печать) (Китай 1-2 век н. э. Цань Лунь изобрел бумагу, кузнец Би Шэн – литеры из глины)
В литературе – расцвет жанра.
Искусство впервые принимает светский характер и развивается в русле европейского искусства нового времени.
Архитектура – ОРДЕР (от латинского ordo – порядок, строй). Петербург – идеальный ансамбль. Д. Трезини –Петропавловский собор, 12 коллегий (вместе с Земцовым).
С именами Трезини и Земцова связано барочное направление в архитектуре России начала 18 века.
Русская архитектура начала 18 века - и деловитость, четкие объемы, декоративная скульптура, отражающая назначение зданий.
В живописи – картины на светские сюжеты написанные маслом – ведущее место.
Н. И. Никитин (середина 1680 приблизительно 1742 год) уходит от традиции, пытается передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир (ГРМ – напольный гетман, Петр 1 на смертном ложе 1725).
Указы Петра – вторжение в интимную жизнь человека (борода, “юности честное зерцало”).
Начало 18 века – перелом в культуре, обращение к нормам европейских цивилизаций и вместе с тем намечается гигантский разрыв между культурой правящих классов и низших сословий.
Гвардейская игра с троном после Петра I означала, что дворянство пытается приспособить абсолютистское государство к своим нуждам. Но реформы Петра I необратимы, они сильнее капризов.
Центральное место в развитии системы просвещения занимают дворянские учебные заведения. Необходимость создания общеобразовательной школы, которая станет базой для дальнейшего изучения наук. Первый шаг – открытие академической гимназии в составе Петербургской академии наук. Академия Наук – в системе общеевропейских наук основные исследования – изучение природных условий Российской Империи.
В 1725-1730 гг., 1733-1743 гг. - камчатские экспедиции (В. Беринг)
С. П. Крашенинников (этнография)
М. В. Ломоносов – антинормандская теория
Л. Эйлер (математика)
Г. Миллер (история) – нормандская теория
Татищев – История Российская (5 томов) – первый обобщающий труд.
Литература – “русский классицизм”, предпочтение национальной тематике: сатиры, оды, лирические песни. “Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии”
30-е годы 18 века – живопись А. Матвеев (1701-1739года) “Автопортрет с женой” (ГРМ) прекрасное владение приемами западноевропейской техники.
Скульптура – этот вид искусства не развивался (за исключением деревянной скульптуры) Расстрелли “Императрица Анна Иоановна с арабченком”, 1741год ГРМ) – барокко, равновесие и пластичность, гигантские формы летят Петр I (перед Михайловским замком, отлит после смерти автора, а воздвигнут лишь в 1800 году).
12 января 1755 года – “Татьянин день” - указ Елизаветы о учреждение в Москве университета с двумя гимназиями бесплатное (в отличие от Европы) обучение плюс 30 человек содержит государство.
Конец 18 века – на смену узко профильной специальной школе приходит общеобразовательная. К тому же на школу возлагаются воспитательные задачи.
Кулибин (одноарочный мост через Неву, телеграф и механическую сеялку, лифт и т. д.).
Ползунов (паровая машина)
Главный вопрос – о государственной власти, “философе на троне” воспринят всеми.
Важнейшее направление общественной мысли – просветительство.
30-е годы 18 века – появление масонства.
Живопись 18 века.Петровская эпоха - бурное, насыщенное важнейшими для судьбы России преобразованиями и событиями время - отмечена рождением новой, светской культуры, нового искусства.
Искусство Петровской эпохи ярко отразило деловой, практический дух своего времени, и присущую ему романтическую взволнованность, воплотило и высокий пафос, и дерзновенность созидания новой России. Ведущее место в искусстве этого времени заняла портретная живопись, достигшая замечательных успехов, основой которых явился присущий времени повышенный интерес к деятельной человеческой личности.
В портретной галерее этого времени представлены почти все выдающиеся люди эпохи. Художники с большой правдивостью передали неповторимые черты своих моделей и вместе с тем создали типические образы людей своего времени. В их характерах подчеркивались развито чувство собственного достоинства, могучая энергия, несокрушимая сила воли. Решающую роль в формировании портрета сыграло новое понимание роли и значение человека. Значение личности и смысл ее существования стали определяться гражданской активной деятельностью, преданным служением своей стране.
Образ нового человека потребовал от художников иных, нежели ранее, художественных средств, и русские мастера успешно овладели изобразительным языком, присущим новому времени. Большую роль в этом сыграли пенсионерские поездки русских художников в Западную Европу, приглашение иностранных мастеров в Россию. Однако, осваивая схемы и приемы европейского портрета, русские живописцы сумели, претворись их по-своему, в соответствии с проблемами и запросами национального искусства. Заметно расширялся круг моделей. Сохранились изображения не только царя, полководцев, генералов, но и “первого российского солдата” Сергея Бухвостова, подьячего Алексея Васелькова, строителя Вышневолодского канала Михаила Сердюкова и других.
Вершиной портретной живописи этого времени явилось творчество И.Никитина и А.Матвеева, наиболее полно и емко, в высокой художественной форме воплотивших идеалы и стремления эпохи. Традиции правдивого, глубоко человечного искусства Никитина и Матвеева были продолжены русскими портре гнетам и последующих поколений. В портретной живописи Петровской эпохи отчетливо проявилось то серьезное, заинтересованное, внимательное отношение к человеку, которое станет впоследствии одним из главнейших отличительных признаков всего отечественного искусства.
В середине 18 века живопись и скульптура в большой мере утратили свое самостоятельно значение, которое они имели при Петре. Первенствующие место принадлежало живописи плафонов, росписи стен и декоративным панно над дверями над зеркалами и т. д. Вся эта живописная и архитектурная декорация, прежде всего, сообщала дворцам пышность и праздничность; живопись должна была еще служить расширению зал своим иллюзорным пространством.
Первым художником из славной плеяды русских портретистов второй половины 18 века был Федор Степанович Рокотов (1736-1808), обаятельное и очень своеобразное творчество, которого выдвигает его на одно из первых мест в мировом портрете его времени. Изображенные Рокотовым люди, сохраняющие условную чопорность поз, в то же время поражают непосредственностью своего взгляда, его необычайной жизненностью.