Собор Санкт-Стефан в Вене

Секция монументального Распятия, украшающего хор собора Санкт-Стефан в Вене, с изображением Богоматери и святого Иоанна была вопроизведена также в декоре другого здания, выстроенного по заказу Габсбургов. При герцоге Альбрехте II Австрийском хор в стиле зрелой готики был наконец достроен и в 1340 г. освящен. По-видимому, работа над Распятием завершилась незадолго до этого события. Эмоциональное напряжение, исходящее от фигур Богоматери и св. Иоанна, подчеркнутое темно-красным фоном, - весьма красноречивое проявление характерной для того времени глубины религиозных чувств.

Билет 50.

Готическая книжная миниатюра 13 века.

Франция: Псалтирь Ингебург, Библия королевы Кристины, Морализующие Библии, Библия кардинала Мацейовского, Псалтирь Св. Людовика, Мастер Оноре: La Somme de Roi и Бревиарий Филиппа Красивого. Англия: Псалтирь Windmill. Испания: Альфонс Мудрый: Cantigas de la Virgen. Италия: Трактат Фридриха II о соколиной охоте, Падуанская Псалтирь.

Переход к готическим принципам изображения совершился в миниатюре позже, чем в архитектуре, – в начале XIII века.

Два манускрипта отмечают этот рубеж – псалтирь королевы Ингебург (до 1210 года) и Морализирующая библия Бланки Кастильской (около 1230).

XIII век- изменение внешнего вида листа.

Употребление остроугольного готического письма, которое зародилось на севере Франции в XI веке, полностью оформилось к XII веку и сообщило тексту характер ажурного узора.

Большие сюжетные инициалы с XIII века стали исполнять на цветном фоне из разноцветных ромбов и квадратом. В XIV веке пришел растительный орнамент.

Орнамент стал выноситься на поля. Изображения с натуры (во всяком случае животных). Сохранились даже альбомы художников с зарисовками.

XIII век. инициал стал выступать на свободное поле страницы. Особенностью готических буквиц стали ответвления — усики, которые выносились на поля манускрипта. Они дали начало бордюру, который стал непременной принадлежностью французских рукописей. На завитках орнамента, вынесенного на поле, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали гротескные фигуры назидательного, комического или животного характера (так называемые дролеры = забавы). Мастера охотно изображали жонглеров и акробатов, музыкантов, охотников, сцены кулачных боев. Свободные от иконографического этикета, эти фигуры начали стремительно двигаться и оживленно жестикулировать.

+Сложные архитектурные фоны.

Постепенно, изготовление рукописных книг перестает быть делом монастырей и переходит в руки городских властей — наемные артели художников, работавших на заказ.

Книги:

1.религиозные: Библии,псалтири,бревиарии.

Важный жанр – так называемые морализирующие библии (то есть соотнесение различных сюжетов как из Ветхого, так и Нового Завета, поясняющих определенное понятие, добродетель и т.д.)

2.свтеские: трактаты об охоте, бестиарии.

Псалтирь королевы Ингебург, до 1210 года.

Здесь сохранилась связь с византийскими источниками (условный золотой фон).

Новое: господство тонкой и острой линии, которая придала образам повышенную одухотворенность.

Морализирующая библия Бланки Кастильской(около 1220-1230).

Здесь использованы приемы, свойственные витражу, композици расположены одно под другим, краски насыщенны. Общий эмоциональный строй миниатюр стал беспокойным. Фигуры утратили тяжесть, жесты экспрессивны, силуэты обострились, ритмы тонких линейных складок оттеняют своей игрой эмоциональный настрой персонажей, живут независимо от тела.

Золотой фон, двухъярусная композиция с архитектурным обрамлением.

Назидательная Библия”.

Во французском манускрипте 13 в. на первой странице изображен Бог-Отец, склонившийся над миром, чтобы измерить его циркулем. Поддерживая космическую сферу левой рукой, правой он опускает ножку инструмента в середину мира, чтобы прочертить круг. Мы узнаем солнце и луну, волнистую полосу облаков. Любопытно, что художник очень правдиво изобразил тип циркуля, который использовался в ту пору в строительном деле.

Точное воспроизведение ремесленного инструмента – это дань Богу-Отцу, творцу, блестящему мастеру, который не просто создал мир, но тщательно все продумал и рассчитал. Циркуль – атрибут геометрии, одного из “7 свободных искусств”. Следовательно, это может указывать на область науки, которая тоже является частью работы Творца. Однако важнее всего в этом представлении о творении реконструкция процесса: если у Бога был некий план мира еще до того, как он создал его, то и человек должен разгадать, как возникал и воплощался этот план – наука.

Миниатюра изображена на золотом фоне, обрамляет красно-синяя рамка. На Боге красно-синие одежды, а земля представлена в виде желтого пятна неопределенной формы, вокруг которого вертятся маленькие красный и желтый шары – солнце и луна. Вокруг черная, синяя и зеленая сферы.

Псалтирь Св. Людовика.

Пример использования архитектурных мотивов в живописи. Здесь изображен храм, очень похожий на парижскую часовню Сент-Шапель, строительство которой началось по распоряжению Людовика примерно в тот же период. В стандартную декоративную программу включались ланцетовидные окна, трилистники, квадрифолии и розетки.

Середина 13 в. Каждая миниатюра со сценами Ветхого Завета заключена в сложное архитектурное обрамление в стиле лучистой готики. Подвижные, куртуазно-элегантные фигурки с маленькими изящными головками движутся и жестикулируют то этикетно-условно, то необычайно живо. Среди орнаментальных мотивов привлекают внимание побеги остролистного плюща, которые позже станут очень популярными в декоре миниатюр.

Миниатюра с Валаамовой ослицей. Преобладают синие и красные тона.

Наши рекомендации