Прочитай текст и выполни тестовые задания.

Культура речи

Практическая №1

1.Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него. Выделите голосом слова, на которые падает логическое ударение.

…? Я это стихотворение выучил наизусть.

…? Я это стихотворение выучилнаизусть.

…? Я это стихотворениевыучил наизусть.

…? Я этостихотворение выучил наизусть.

…? Яэто стихотворение выучил наизусть.

2.Доклад на тему: «В чем заключается основная цель культуры речи».

(1 страница).

Практическая №2

Подберите синонимы к следующим устаревшим словам.

Злато, очи, ланиты, персты, десница, секира, чело, уста, девица, ветхий,

благолепие, сей, брань, кров, чуждый, глаголить, вежды, вещий, кудесник,

обречь, глашатай.

2. Вы – редактор. Исправьте речевые ошибки, допущенные в сочинениях.

1. Грибоедов очень глубоко показывает образ Чацкого. Чацкий не одинок,

у него есть много сообщников.

2. Манилов много думал и размышлял.

3. У Пушкина были дружки среди декабристов.

4. Печорин зашел в придорожный кабак.

5. Поэт создал стихотворение «В дороге», заслуживающее огромный успех.

6. Обломов всю жизнь провалялся на диване. Оттого и фамилию такую

получил.

7. Некрасов создал народную поэзию. Его герои из народа.

Назовите все цвета радуги и подберите к ним синонимы.

Практическая №3

1.Приведите примеры антонимов, которые используются в стихах А. Пушкина, М. Лермонтова.

2.Приведите примеры пословиц, построенных на антонимии.

Образец:Делу – время, потехе – час.

3.Письменно расскажите о своем городе. Постарайтесь употребить как можно больше слов-антонимов. (1 страница)

Практическая №4

К следующим словам подберите синонимы-фразеологизмы.

Образец: молчать – воды в рот набрать.

Много, мало, тесно, просторно, далеко, смотреть, молодой, уйти, когда-

нибудь, красавица.

2. Подберите фразеологизмы:

а) в состав которых входят слова: голова, рука, нога, сердце, душа.

б) в состав которых входят названия животных;

в) которые характеризуют человека по внешности, по характеру, по отношению к труду, по отношению к деньгам, богатству;

г) которые характеризуют времена года, природные явления.

3.Выпишите 10 крылатых выражений из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». В каких речевых ситуациях их уместно употреблять?

4.Тема для сообщений:

А) Фразеологизмы, пришедшие из античной литературы.

Б) Происхождение и значение библейских фразеологизмов.

Практическая №5

1.Задайте вопросы к следующим предложениям. Запишите вопросы и ответы. В ответах выделите новое.

………........................? Певцом моря называют И.К. Айвазовского.

……………...............? Музыку слушают сердцем.

……………...............? Самые жестокие бури бывают в открытом море.

…………..............….? Громы морские несутся гремя и сверкая.

2.Соедините части пословиц по смыслу (пословицы большей частью взяты из «Толкового словаря» В. И. Даля). Составьте диалог так, чтобы пословица послужила выводом к вашей речи.

Наделала синица шуму… …ждать погоды.

За морем теплее… …пока на берегу стоишь.

По морям, по волнам… …выпьешь до дна.

От горя… … а дома светлее.

Горе не море… … а моря не зажгла.

Ветром море колышет… … нынче здесь, а завтра там.

Тихо море… … хоть в море.

Сидеть у моря…. ….песком не засыпешь.

3.Когда так говорят? Объясните значение фразеологизмов. Введите их в свой монолог.

Море цветов, выпить море, капля в море, море по колено, море разливанное.

4.Составьте «биографию» слова море.

Практическая №6

Прочитай текст и выполни тестовые задания.

Гулял я однажды зимой по лесу. Шёл не торопясь, поглядывая кругом.

Вдруг вижу – на снегу набросана кучка сосновых шишек. Все вылущенные,

растрёпанные. Посмотрел вверх, на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На

осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то старательно натаскал их сюда. Оглядел я дерево со всех сторон. Смотрю –в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена растрёпанная сосновая шишка. Кто догадался это сделать? Отошёл я в сторону и вижу: к дереву летит небольшая птица. Сразу узнал я дятла. Летел дятел с сосновой шишкой в клюве. Потом уселся поудобнее и начал долбить шишку, выклёвывая семена.

Засмотрелся я на дятла и подумал: «Ловко это у него получается: и сам сыт, и лесу польза. Не все семена ему в рот попадут, много и разроняет. Упадут семена сосны на землю. Одни погибнут, а из других весной, благодаря дятлу-лесоводу, прорастут маленькие деревца.

(По Г.Скребицкому)

1. Ответить на вопросы по прочитанному тексту:

А)В какое время года происходит действие, описанное в тексте?

Б)Какими словами можно охарактзовать дятла.

2.Составь и запиши план прочитанного текста.

3. Выделите композиционно смысловые части речи.

4.Подберите и запишите заголовок.

5. Какова главная мысль текста.

6. Подберите к данным словам синонимы: кучка, натаскал, меленькие, поглядел.

7. Найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении.

8. Выпишите из данного предложения словосочетания.

К заснеженному дереву летит небольшая птица.

Практическая №7

1. Напишите юмористический рассказ-миниатюру на одну из предложенных

тем: «На приёме у врача», «Странный доктор», «Я решил лечиться».

2. Выпишите из рассказа А.П. Чехова «Палата № 6» отрывок – описание больницы. Укажите признаки текста.

3. Вспомните названия врачебных специальностей. К какому врачу вы пойдёте, если у вас:

– простуда? – боль в желудке?

– боль в почках? – плохое зрение?

– болят уши? – воспаление лёгких?

5.Составить текст о дружбе с использованием всех типов текста.

Практическая №8

Написать заявление:

А) о приеме на работу.

Б) заявление на имя директора об освобождении от занятий.

Практическая №9

1.Напишите аннотацию на один из поэтических сборников А.С.Пушкина.

Закончите предложения.

1. Рецензируемая работа посвящена … . 2. Целью данного произведения является … . 3. Автор раскрывает характеры … . 4. Ценным в работе является …5. Интерес представляет … . 6. В целом произведение … . 7. Представляется, что автор стремится … .

3.Напишите рецензию на изучаемое литературное произведение.

Наши рекомендации