Прочитай текст и выполни тестовые задания.
Культура речи
Практическая №1
1.Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него. Выделите голосом слова, на которые падает логическое ударение.
…? Я это стихотворение выучил наизусть.
…? Я это стихотворение выучилнаизусть.
…? Я это стихотворениевыучил наизусть.
…? Я этостихотворение выучил наизусть.
…? Яэто стихотворение выучил наизусть.
2.Доклад на тему: «В чем заключается основная цель культуры речи».
(1 страница).
Практическая №2
Подберите синонимы к следующим устаревшим словам.
Злато, очи, ланиты, персты, десница, секира, чело, уста, девица, ветхий,
благолепие, сей, брань, кров, чуждый, глаголить, вежды, вещий, кудесник,
обречь, глашатай.
2. Вы – редактор. Исправьте речевые ошибки, допущенные в сочинениях.
1. Грибоедов очень глубоко показывает образ Чацкого. Чацкий не одинок,
у него есть много сообщников.
2. Манилов много думал и размышлял.
3. У Пушкина были дружки среди декабристов.
4. Печорин зашел в придорожный кабак.
5. Поэт создал стихотворение «В дороге», заслуживающее огромный успех.
6. Обломов всю жизнь провалялся на диване. Оттого и фамилию такую
получил.
7. Некрасов создал народную поэзию. Его герои из народа.
Назовите все цвета радуги и подберите к ним синонимы.
Практическая №3
1.Приведите примеры антонимов, которые используются в стихах А. Пушкина, М. Лермонтова.
2.Приведите примеры пословиц, построенных на антонимии.
Образец:Делу – время, потехе – час.
3.Письменно расскажите о своем городе. Постарайтесь употребить как можно больше слов-антонимов. (1 страница)
Практическая №4
К следующим словам подберите синонимы-фразеологизмы.
Образец: молчать – воды в рот набрать.
Много, мало, тесно, просторно, далеко, смотреть, молодой, уйти, когда-
нибудь, красавица.
2. Подберите фразеологизмы:
а) в состав которых входят слова: голова, рука, нога, сердце, душа.
б) в состав которых входят названия животных;
в) которые характеризуют человека по внешности, по характеру, по отношению к труду, по отношению к деньгам, богатству;
г) которые характеризуют времена года, природные явления.
3.Выпишите 10 крылатых выражений из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». В каких речевых ситуациях их уместно употреблять?
4.Тема для сообщений:
А) Фразеологизмы, пришедшие из античной литературы.
Б) Происхождение и значение библейских фразеологизмов.
Практическая №5
1.Задайте вопросы к следующим предложениям. Запишите вопросы и ответы. В ответах выделите новое.
………........................? Певцом моря называют И.К. Айвазовского.
……………...............? Музыку слушают сердцем.
……………...............? Самые жестокие бури бывают в открытом море.
…………..............….? Громы морские несутся гремя и сверкая.
2.Соедините части пословиц по смыслу (пословицы большей частью взяты из «Толкового словаря» В. И. Даля). Составьте диалог так, чтобы пословица послужила выводом к вашей речи.
Наделала синица шуму… …ждать погоды.
За морем теплее… …пока на берегу стоишь.
По морям, по волнам… …выпьешь до дна.
От горя… … а дома светлее.
Горе не море… … а моря не зажгла.
Ветром море колышет… … нынче здесь, а завтра там.
Тихо море… … хоть в море.
Сидеть у моря…. ….песком не засыпешь.
3.Когда так говорят? Объясните значение фразеологизмов. Введите их в свой монолог.
Море цветов, выпить море, капля в море, море по колено, море разливанное.
4.Составьте «биографию» слова море.
Практическая №6
Прочитай текст и выполни тестовые задания.
Гулял я однажды зимой по лесу. Шёл не торопясь, поглядывая кругом.
Вдруг вижу – на снегу набросана кучка сосновых шишек. Все вылущенные,
растрёпанные. Посмотрел вверх, на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На
осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то старательно натаскал их сюда. Оглядел я дерево со всех сторон. Смотрю –в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена растрёпанная сосновая шишка. Кто догадался это сделать? Отошёл я в сторону и вижу: к дереву летит небольшая птица. Сразу узнал я дятла. Летел дятел с сосновой шишкой в клюве. Потом уселся поудобнее и начал долбить шишку, выклёвывая семена.
Засмотрелся я на дятла и подумал: «Ловко это у него получается: и сам сыт, и лесу польза. Не все семена ему в рот попадут, много и разроняет. Упадут семена сосны на землю. Одни погибнут, а из других весной, благодаря дятлу-лесоводу, прорастут маленькие деревца.
(По Г.Скребицкому)
1. Ответить на вопросы по прочитанному тексту:
А)В какое время года происходит действие, описанное в тексте?
Б)Какими словами можно охарактзовать дятла.
2.Составь и запиши план прочитанного текста.
3. Выделите композиционно смысловые части речи.
4.Подберите и запишите заголовок.
5. Какова главная мысль текста.
6. Подберите к данным словам синонимы: кучка, натаскал, меленькие, поглядел.
7. Найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении.
8. Выпишите из данного предложения словосочетания.
К заснеженному дереву летит небольшая птица.
Практическая №7
1. Напишите юмористический рассказ-миниатюру на одну из предложенных
тем: «На приёме у врача», «Странный доктор», «Я решил лечиться».
2. Выпишите из рассказа А.П. Чехова «Палата № 6» отрывок – описание больницы. Укажите признаки текста.
3. Вспомните названия врачебных специальностей. К какому врачу вы пойдёте, если у вас:
– простуда? – боль в желудке?
– боль в почках? – плохое зрение?
– болят уши? – воспаление лёгких?
5.Составить текст о дружбе с использованием всех типов текста.
Практическая №8
Написать заявление:
А) о приеме на работу.
Б) заявление на имя директора об освобождении от занятий.
Практическая №9
1.Напишите аннотацию на один из поэтических сборников А.С.Пушкина.
Закончите предложения.
1. Рецензируемая работа посвящена … . 2. Целью данного произведения является … . 3. Автор раскрывает характеры … . 4. Ценным в работе является …5. Интерес представляет … . 6. В целом произведение … . 7. Представляется, что автор стремится … .
3.Напишите рецензию на изучаемое литературное произведение.