Классификация определений культуры

Т. И. Глушакова

Е. И. Красковская

А. А. Потоцкий

Я. В. Шешко

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Минск

Изд-во МИУ

УДК

ББК

Рецензент: доцент, кандидат философ. наук Лаптёнок А.; доцент, кандидат философ. наук Гафарова Ю. Ю.

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Глушакова Т. И.; Красковская, Е. И.; Потоцкий А. А.; Шешко Я. В.

Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной формы обучения / Таресса Ивановна Глушакова, Елена Ивановна Красковская, Алексей Александрович Потоцкий, Яна Владимировна Шешко; Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – с.

ISBN

Назначение учебно-методического комплекса – помочь в освоении знаний по теории и истории культуры. Методическая часть комплекса представляет собой тесты для самопроверки, задания к семинарским занятиям, хрестоматию, рекомендации по выполнению контролируемой самостоятельной работы и варианты контрольных работ.

УДК

ББК

ISBN © Т. И. Глушакова, Е. И. Красковская, А. А. Потоцкий, Я. В. Шешко, 2003

© МИУ, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»5

II. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии 6

Тема 2. Становление культурологического знания в истории европейской философии 11

Тема 3. Осмысление проблем культуры в постклассической философии XIX – начала ХХ века 17

Тема 4. Основные стратегии современной культурологической мысли 21

Тема 5. Русская культурологическая мысль 30

Тема 6. Культура и цивилизация 37

Тема 7. Функции, динамика и типология культуры 43

Тема 8. Культура Древних цивилизаций 49

Тема 9. Культуры Востока60

Тема 10. Античная культура: Древняя Греция и Древний Рим 64

Тема 11. Культура европейского Средневековья 70

Тема 12. Культура Европы Возрождения и Нового времени 77

Тема 13. Культура XX века84

Тема 14. Русская культура93

Тема 15. Беларуская культура: своеасаблiвасць культурнага тыпу 105

III. Краткий терминологический словарь 113

IV. Тесты для самопроверки 124

V. Задания к семинарским занятиям 136

VI. Хрестоматия для подготовки к семинарским занятиям145

VII. Методические рекомендации по выполнению контролируемой

самостоятельной работы для студентов дневной формы обучения165

VIII. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения 171

IX. Вопросы к экзамену и зачету 183

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Курс состоит из двух разделов: становления и развития культурологического знания и исторической культурологии.

Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания курса – формирование у студентов представления о культуре как наивысшей человеческой ценности и содействие развитию их потребностей в самостоятельном усвоении культурных ценностей. Цель теоретического раздела курса – познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть суть основных проблем современной культурологии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.

Задачи дисциплины

Проследить становление и развитие понятия «культура», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, ознакомиться с основными направлениями методологии культурологического анализа, рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее культурное своеобразие.

В результате изучения курса студенты должны

знать:

· основные понятия дисциплины;

· историко-философские традиции формирования культурологии как науки;

· методы исследования в культурологии, возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук;

· персоналии и ведущих мыслителей;

· основные подходы к определению культуры;

· как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности;

уметь характеризовать:

· культуры прошлого и современности с позиций многомерности;

· культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии;

· культуру личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;

уметь анализировать:

· роль культуры в жизни человека;

· основные культурные эпохи, стили и образцы;

· соотношение традиций и инноваций в культуре;

· национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы межкультурной коммуникации;

· особенности современных культурных изменений в Беларуси и зарубежных странах;

приобрести навыки и качества:

· межкультурной коммуникации и диалога;

· культурной толерантности.

Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии

1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры.

2. Культурология как наука.

3. Структура, предмет и объект культурологии.

Основные понятия:культура; аксеологическая концепция культуры; дезаксеологическая концепция культуры; семиотическая концепция культуры; информационная концепция культуры; технологическая концепция культуры; герменевтическая концепция культуры, психологическая концепция культуры, дидактическая концепция культуры; культурология, структура культурологии; философия культуры; история культуры; объект культурологии; предмет культурологии; задачи культурологии.

I.В современный мировой гуманитарной науке понятие культуры стоит в ряду фундаментальных. Оно по праву считается столь же важным для анализа человеческой жизни, как понятие «гравитация» для физики, или понятие «эволюция» для биологии.

Еще в глубокой древности понятие «культура» приобрело полисемантический характер, когда к первоначальному смыслу культура как «возделывание, обработка» добавились такие смыслы, как «почитание, поклонение» и «воспитание».

В настоящее время предложено огромное число определений культуры. Еще в 1952 году американские антропологи Л. Кребер и К. Клакхон привели 164 варианта дефиниций, а к концу ХХ века таковых насчитывалось уже около 1000.

Схема 1.1

Классификация определений культуры

(по А. Кармину)

 
  Классификация определений культуры - student2.ru

Классификация определений культуры - student2.ru Классификация определений культуры - student2.ru

II. Культурология как наука о культуре имеет свою историю. Схема 1.2. указывает на факторы, определившие возникновение культурологии.

Схема 1.2

Наши рекомендации