Преемственность и культурное наследие.
Категории теории культуры.
Категориитеории культуры как наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, изучающих культурные феномены и разрабатывающие методологии и методы их познания.
Два пути формирования категориального аппарата теории культуры.
Наиболее распространенные и употребляемые категории теории культуры: культурные объекты; культурные процессы; культурные свойства культурные функции; культурные модальности; культурные значения; культурные обозначения; культурные ценности; культурные нормы; культурная среда; субъекты культуры и их устойчивые коллективы; процессы и результаты усвоения культуры индивидами; культурная мотивация; культурообусловленное поведение и сознание людей; культурные аспекты специализированных областей деятельности; культурные институты; культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления; социальная типология культуры; культурно-историческая типология; межкультурные взаимодействия и другие.
Цивилизация, общество, культура.
Цивилизация как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе.
Цивилизация как тип культуры и общества.
Культура и цивилизация как синонимы, составляющие противоречивое единство, связанные между собой и нетождественны. Цивилизация как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального состояния общества, как уровень развития материальной и духовной культуры или тип культуры, как процесс культурного и интеллектуального развития, как современное общество с его комфортом.
Три смысла интерпретации понятия «цивилизация».
Цивилизация как совокупность исторических, географических, социокультурных и других особенностей конкретного общества, народа, страны.
Культурогенез как проблема теории культуры.
Вопросы происхождения культуры в трудах Аристотеля, Геродота, Демокрита, Ливия, Пифагора, Платона, Полибия, Страбона, А. Лосева, Н. Бердяева, Г. Спенсера, Дж. Тайлора, Дж. Фрезера, З. Фрейда, Ф. Энгельса, и других.
Истоки культуры и её типология у С. Аверинцева, М. Бахтина, Л. Баткина, Л. Васильева, Н. Данилевского, Г. Кнабе, Д Лихачёва, Н. Лосского, Ю. Лотмана, В. Топорова, Г. Федотова, А. Хомякова, Й. Хейзинга, М. Вебера, В. Виндельбанда, Э. Гуссерля, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, Т. Лессинга, Г. Реккерта, М. Фуко, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, К. Ясперса и других.
Принципы формирования культурогенеза. Истоки культуры.
Уровни исследования и подходы к изучению культурогенеза.
Культурогенез, как исторически развивающееся, сложное и многогранное понятие, как способ освоения действительности, создания ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материального и духовного производства представляет не просто сумму предметов и вещей, а процесс раскрытия способностей и дарований человека. Культурогенез – компонент жизнедеятельности человека. Сущность, направленность, уровень и темпы развития культурогенеза.
Структура культурогенеза. Сущность культурогенеза. Пути формирования культурогенеза.
Культурогенез, как категория теории культуры. Культурогенез как один из видов социальной и исторической динамики культуры.
Основные параметры культурогенеза (морфогенез, этногенез, социогенез, формогенез) по А. Флиеру.
Преемственность и культурное наследие.
Культурное наследие и проблемы его использования
Преемственность как историческая категория. Преемственность в художественной культуре.
Важнейшие компоненты преемственности. Преемственность как процесс сохранения устойчивости культурного наследия.
Понятие «культурное наследие» и его содержание. Назначение культурного наследия. Рамки культурного наследия.
Культурное наследие – как результат длительного развития человечества, органическая часть цивилизации. Культурное наследие, как совокупность связей, отношений, результатов материального и духовного производства прошлых лет. Культурное наследие как фильтр, через который происходит переосмысление, сохранение или отбрасывание культурных ценностей. Взаимодействие культурного наследия с культурной преемственностью. Формы освоения культурного наследия: археологические раскопки, реставрация памятников культуры, создание музеев, выставочных залов, библиотек и т. д.
Особенности освоения художественного наследия. Современные тенденции переосмысления роли и значения культурного наследия. Охрана культурного наследия.
Функции культуры.
Множественность функций как характерная черта любого культурного явления, существование которых обусловлено потребностями общества, личности, социальных институтов. Зависимость прогресса культуры от равномерного развития всех основных функций культуры. Функциональное описание культуры как работающего организма, призванного обслуживать потребности общества, нуждающегося в постоянном регулировании.
Характеристика функций культуры относительно ко времени, месту и обстоятельствам. Классификация основных функций культуры. Полифункциональность культуры как важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики.
Основные функции культуры: защитно-адаптивная, накопления и хранения информации путем передачи ее через время и пространство, коммуникативная, сигнификативная, нормативная, “психической разрядки”, преобразования и освоения мира, компенсаторная или рекреативная, социализирующая функция культуры, Функция – дисфункция – латентная (скрытая) функция, функция «гоминизации» личности, функция социализации личности, функция «инкультурации» личности, функция индивидуализации и др.
7. Полифонизм и мозаичность культуры.
Полифонизм культуры как культурологическая категория. Идея М. Бахтина о диалогичности сознания.
Мозаичная культура как понятие, характеризующее особенности культуры нетрадиционного типа. Процесс становления мозаичной культуры. А. Моль как один из основоположников термина «мозаичная культура».
Мозаичная культура как экран знаний.
Мозаичная культура как итог ежедневного воздействия на нас непрерывного, обильного и беспорядочного потока случайных сведений.
Язык культуры.
Язык — продукт культуры, канал большого числа сообщений культуры, направленных обществом на индивидуум и, наоборот, направляемых индивидуумом обществу. Умение обозначать, называть, абстрагировать, соединять понятия между собой, оперируя словами, их обозначающими как определенный тип культурного канала. Язык письменный и разговорный. Язык как инструмент речи, инструмент мышления, реализующийся в научной литературе. Язык как совокупность содержательных суждений, которые он в себе заключает. Язык как общественный продукт.
Язык как огромный по своему объему культурный материал. Язык культуры как совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой.
Дифференциация языка культуры. Естественные и искусственные языки культуры.