Вопрос 38. Христианский тип культуры: культура Европы и Средневековья

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века». Вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось следующим образом. Бог един во всех трех лицах: Бог-отец — сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, — искупитель грехов и БогДух Святой — были абсолютно соравны и совечны друг другу.

В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку. Кроме этого основой христианства являются десять заповедей, которые спасают человека от его грехов. Любовь к ближнему, смирение, сострадание — вот что может помочь человеку найти Бога. Христианство учило, что человек склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и не одинаковым в различных странах. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. Римские епископы, с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. В 1054 г. произошел раскол между Восточной (Православной) и Западной (Католической) церковью, который был связан как с духовными, так и с политическими коллизиями (желание папства контролировать Восточную церковь). Ко времени раннего средневековья относится возникновение ересей (от гр. особое вероучение). Так, сторонники еретического учения, несторианства, отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение , напротив, видело во Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. Огромную роль, как на Западе, так и на Востоке, играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. С середины XIIв. в быстро развивающихся городах сосредотачивается наиболее подвижная и образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Нищенствующие орденабыли частью городских духовных течений и в то же время реакцией на их еретические крайности. Одной из важнейших сторон деятельности орденов было пастырское служение, прежде всего проповедь и исповедь. Из их среды вышли крупнейшие теологи средневековья — Альберт Великий и Фома Аквинский (1225—1274). Основное сочинение Фомы Аквинского «Сумма теологии» обобщала основы средневекового мировоззрения. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога. В XII—XIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества.

Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) — все приводилось в соответствие с христианством. В V—IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Существовали также светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры, в них обучались дети из знатных семейств Средневековая университетская наука называлась схоластикой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений — величайший памятник французского народного героического эпоса — «Песнь о Роланде. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII—XIII вв. — «Песнь о Нибелунгах».

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. — знаменитые баллады о Робин Гуде.

Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией — песнями, балладами, сонетами. Боккаччо «Декамерона».

.

Вопрос 40. Философские основы культуры Просвещения. 17-18 век.

Западная Европа в XVII в. внешне казалась спокойной. В то же время этот век был судьбоносным и поворотным. Он стал столетием, определившим путь развития Европы по дороге научно-технического прогресса и роль в нем художественной культуры. Абсолютная и огра-ниченная монархии, буржуазная республика, католицизм и протестантство, гуманизм и буржуазный индивидуализм оказывали свое влияние на науку и искусство, все больше приобретавших преобразовательный характер. Вслед за Италией национальные культуры возникают в других странах.

Так, Париж превращается в общепризнанный центр культуры, а Европа становится континентом, на котором начали зарождаться элементы мировой культуры. Могущественные государства Западной Европы начинают диктовать свои правила экономического, социально-политического и культурного общежития. Мир облетает девиз Ф. Бэкона: «Знание — сила!».

С середины XVI столетия в странах Европы развивается стиль ба-рокко, наложивший отпечаток на все виды искусства, особенности науч-ной и философской мысли, на различные стороны жизни и быта. Тесно связанный с придворно-аристократическими и церковными кругами стиль барокко был призван для прославления их могущества. Для этого стиля характерны грандиозность, пышность, динамика, пристрастия к эффектным зрелищам, совмещению реального и иллюзорного, контрасту масштабов и ритмов, светов и тени, отсутствие прямых линий. В Италии, на родине барокко, этот стиль проявился в живописи А. Корреджо, М. Караваджо, в архитектуре и скульптуре Л. Бернини, в Нидерландах — в живописи П. Рубенса, А. ван Дейка, в Испании — в реалистической жи-вописи Х. де Реберы и Ф. Сурбарана.

Внутри видов искусства идет процесс дифференциации, изменяются существующие и возникают новые его жанры. В музыке рождается опера, появляются кантаты и оратории. В живописи самостоятельными жанрами становится пейзаж и психологический портрет, возникает натюрморт. Настоящий расцвет переживал европейский театр (во Франции работали блестящие драматурги — Корнель, Расин, Мольер).

Два события потрясли Европу в XVII в. — Английская буржуазная революция, положившая начало новой эпохе — новому времени, и 30-летняя война, в результате которой потерпел крах план Габсбургов о создании «мировой империи» и восторжествовала идеология существова-ния в Западной Европе национальных государств.

В Европейской культуре XVIII в. господствует общеевропейский стиль классицизма, обратившийся к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономер-ности мира, о прекрасной облагораживающей природе. Главные его темы — конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, раскрытие возвышенных героических и нравственных идеалов. Для классицизма характерны регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров, строгие содержательные границы и четкие формальные признаки. Основой архитектурного языка стал ордер, в пропорциях и формах более близких к античности. Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи становится француз Н. Пуссен.

Однако XVIII столетие вошло в историю Запада прежде всего как эпоха Просвещения. Новое столетие не случайно назвали эпохой Про-свещения. Научное знание распространяется и выходит за пределы уни-верситетов, лабораторий, узких кружков и кабинетов мыслителей, попа-дает в светские салоны Лондона и Парижа, становится предметом обсуж-дения людей.

Уверенность в мощи и возможности человеческого разума, в прогрессе науки, создающей условия для экономического и социального благоденствия, — вот пафос эпохи просвещения, сформулированный еще в XVII в. Бэконом, Гоббсом и Декартом. Именно Декарт и Бэкон разраба-тывают новые методы в освоении науки.

В работах Дж. Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда чело-века.

Большой вклад в разработку идей просвещения внесли Вольтер, Монтескье, Руссо, французские энциклопедисты (Дидро, Гольбах, Гель-веций).

Просветители разработали концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», принятой 28 августа 1789 г. в эпоху Великой французской революции..

Сложные процессы, протекавшие в экономической, политической и научной сферах, не могли оставить в стороне художественную культуру, в которой появились новые направления, течения, стили и тенденции; формировались сентиментализм, романтизм, рококо.

XVIII веку суждено было стать столетием музыки, огромный вклад в развитие которой внесли австрийские и немецкие композиторы — Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен.

События на рубеже XVIII и XIX столетий в Европе ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу. Великая французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разо-чарование. Идеи просвещения исчерпали себя, заставив человечество за-думаться, в чем же заключается его историческое предназначение. Чело-вечество в лице своих передовых мыслителей продолжало искать Истину на основе Разума, а в европейскую действительность входил и утвер-ждался капиталистический способ производства.

Вопрос 47. Концепции развития белоруской культуры (М. Баг-донович, И. Абдиралович)

Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Начина-ется второе специфически национальное Возрождение, связанное со ста-новлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем при-надлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому.Вместе с тем этническое само-определение значительной части белорусской интеллигенции все еще за-висело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представи-тели понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоя-тельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин Калиновский.

Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840—1900), "духовного отца белорусского возрождения". Особая роль среди них принадлежала "Нашай ніве", благодаря которой была взращена и призвана к ответствен-ной миссии своего времени могучая плеяда будущих белорусских писа-телей-классиков, крупных общественно-политических и культурных дея-телей, подлинно национальных идеологов — Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цётка), М. Богданович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцке-вичи, Е. Карский, В. Ластовский, Б. Тарашкевич, В. Голубок, Я. Лесик, Я. Дроздович и др. Проблемы национального самосознания и национальной иден-тичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдирало-вича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд "Адвечным шля-хам: Дасьледзіны беларускага светапогляду". В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение бе-лорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, ав-тор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух "культурных типов" на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, экс-плуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес прене-брежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абди-раловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих "чужеземному мессианству". Автор подчеркивал, что эти формы не приходят извне, каждая из них — плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им наконец стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества — таков главный вывод автора.

В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государствен-ного суверенитета. Именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной "связи времен", без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.

Наши рекомендации