Тема 4. Первобытность: антропогенез и генезис культуры
План
Антропогенез и становление материальной культуры. Социогенез и особенности общественных практик древности. Культурогенез, его основные этапы и содержание.
Литература
2. Кармин А., Новикова Е. Культурология. - СПб.: Питер, 2008.
2. Кассирер Э. Избранное: опыт о человеке. - М., 1998.
2. Моисеева H.A. Культурология. Учебное пособие. - СПб., 2007.
2. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.
2. Фрезер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. - М., 1986.
Методические советы
Познавательный интерес к эпохе первобытности существовал всегда. Ученых привлекают и интересуют такие вопросы, как происхождение человека и становление общества; возникновение труда и влияние трудовой деятельности на формирование Homo Sapiens, его языка и мышления; зарождение древнейших форм культуры и т.п. Однако только сегодня, когда существование человечества в его нынешних цивилизационных структурах оказывается под вопросом, изучение начальной фазы истории превращается из чисто академической в прикладную задачу. Речь идет о причинно- следственных отношениях человека и окружающей среды, общества и природы, сформировавшихся в ходе эволюции и обусловивших не только вызволение человека из животного мира, но и создание мира артефактной, социальной и духовной культуры.
Современная антропология ведет отсчет начала эволюции в направлении рода Homo с 22 млн. лет назад, когда произошла биологическая бисџњокапия. т.е. оасщепление биоценоза на две ветви: одну, не подвергшуюся дальнейшему изменению и сохранившую вид гигантопитеков (гориллы, гиббоны и т.д.), другую, напротив, эволюционировавшую в последовательно сменявшие друг друга виды наземных ископаемых обезьян: от дриопитека проконсула-шимпанзе (тетрапедальное существо, ок. 20-18 млн. лет назад), миоценового антропоида (бипедальное существо, ок. 18-6 млн. лет назад) до афарского австралопитека (ископаемая человекообразная обезьяна, 4-3 млн. лет назад), считающегося двоюродным родственником человека.
Первым представителем рода Homo наука называет Homo Habiiis (Человек Умелый), останки которого найдены Л. Лики в 1960 г. в Восточной Африке. Его рост составлял 120-130 см, объем мозга - 725 см3, руки были длинные, как плети, которыми он, тем не менее, умел делать сколы на речной гальке. Эта техника называлась чоппер, образцы которой найдены в Олдовайском ущелье (Танзания), поэтому технология получила название Олдовайской, а человек - Умелого, начавшего эру материальной культуры.
За 3-5 млн. лет, прошедших после начала изготовления орудий, Человек Умелый выпрямился и стал. Человеком Прямоходящим (Homo Erectus). Его рост 150 см, объем мозга - 900 см3, применял ножи, сверла, скребки. Homo Erectus является создателем Ашельской технологии, основу которой составило ручное рубило, как свидетельство намерения, воли. Он питался мясом, использовал огонь, возникавший при оббивании камней в виде сыплющихся искр. Все это позволяло Человеку Прямостоящему не только уверенно чувствовать себя в окружающей среде, но и изменять, преобразовывать её.
350-200 тысяч лет назад появляется неандерталец (палеоантроп) - древний человек. Его рост и объем мозга близки к современному: 160-170 см, 1500 см3. Материальная культура этого периода не прогрессирует, но отмечается типовое разнообразие орудий (до 60), стремление их улучшить, например, отшлифовать. С неандертальца начинается усиленное общественное развитие, когда зоологические объединения трансформируются в стада в шкурах с дубинами в руках. Но самое важное - именно у неандертальца возникает обычай захоронения трупов (местечко Шанидар, Индия), а, следовательно, с этого момента начинается духовная культура, возникают её зачатки в виде мистики как синтеза чувства и образного мышления, приведшего позже к искусству.
Решающим этапом в становлении человека стал период раннего палеолита - 120-40 тыс. лет назад, когда появляется неоантроп или кроманьонец, иначе говоря, Человек Разумный (Homo Sapiens). Считается, что здесь в целом завершается генетическая эволюция и начинается эволюция социальной жизни. Этот вид продолжает совершенствовать каменные орудия (около 100 типов), умеет ориентироваться на местности, лечить раны, владеет приемами стега. У него появляются разум и язык, обеспечивающие социальное наследование приобретенных признаков.
Несмотря на перечисленные «прорывные» моменты своего становления, Человек Разумный оставался каннибалом и пребывал в состоянии дикости, отражающей агрессивно-потребительский стиль жизни. По сути он мало чем отличался от своих предшественников, хотя и обладал мышлением и речью. Наверное, он мог подвергнуться дальнейшей эволюции, однако этого не произошло. Вопрос: почему?
Как полагают ученые, морфологическое совершенствование генотипа обеспечивала внутривидовая борьба, которая на данном этапе антропогенеза, в условиях развития и усложнения техники обработки камня и кости, открытия и использования огня, «работала» не на поддержание равновесия с окружающей средой, а на его разрушение самими же первобытными ордами. Система первых табу (запретов) остановила этот процесс. Внутривидовой отбор уступил место отбору надорганизменному, который завершил процесс антропогенеза (от греч. anthropos - человек, genesis - зарождение), и дальнейшая эволюция вида Homo Sapiens перешла в плоскость совершенствования общественной организации на основе социогенеза.
Истоки социогенеза (эпохи первобытной общины и предклассового общества) обнаруживаются в тотемизме - древнейшем религиозном веровании. Неандертальцы, уже ощущавшие свое единство с природой, охотно отождествляли себя с её проявлениями, идентифицировали себя с каким-либо животным или растением (тотемом). Объективно общность первобытного племени осознавалась, прежде всего как общность тотема и была следствием тотемического родства. Тотемизм включает в себя веру в тотемических предков и их особое происхождение. Последнее позволяло отдельной группе осознать свое отличие от других объединений, т.е. осознать свою индивидуальность. Так, с возникновением тотемизма на этапе охотничье-собирательного образа жизни древних людей сформировался ключевой элемент социальной самоидентификации, который определил пути развития яе только культуры, но и истории общества.
Следующим важным этапом социогенеза стало утверждение категорических императивов (требований) в виде запретов на какие-либо действия, усилившее процесс дифференциации на тех, кто следует данной установке, и тех, кто ею пренебрегает. Речь идет о двух глобальных перестройках Человека вида Sapiens, которые условно называются «мезолитической» и «неолитической» революциями.
Первая - «мезолитическая» революция - началась еще в глубине палеолита, тянулась много десятков тысяч лет и к 10-8 тыс. лет до н.э. (средний каменный век) завершилась утверждением строгих требований запрета на инцест (кровосмешение) и каннибализм (людоедство) или антропофагию.
Причины этих табу до сих пор вызывают споры у специалистов. Представления о биологической вредности обеих традиций мало обоснованы. Также не вызывает доверия гипотеза «естественного» отвращения к столь предосудительным, с современной точки зрения, занятиям, как людоедство и кровосмешение.
Поддержание равновесия с окружающей средой на основе определенных достижений материальной культуры потребовало от Homo Sapiens особого уровня коллективной памяти для передачи накопленного опыта следующим поколениям. Животный принцип такой передачи - «делай, как я» - уже не работал. Требовались носители этой памяти в лице умельцев, знатоков, которые, к сожалению, не обладали бойцовскими качествами и беспощадно уничтожались в ходе естественного отбора. Введение в практику табу на инцест и каннибализм прекратили эту борьбу «интеллектуалов» и самцов с могучими бицепсами, выдвинув вперед те племена, в которых вырабатывались более рациональные формы поведения, основанные по сути, на нравственных представлениях. Оба запрета позволили человеку выйти за пределы природного мира, обеспечили его первые шаги на пути к культуре. Социальные группы, табуировавшие сначала инцест (который, согласно К. Леви-Строссу, «сам и есть культура»), а постепенно и каннибализм, оказались более приспособленными к историческим изменениям, с одной стороны. С другой, эти запреты, сдерживая прямое удовлетворение низших влечений, создавали возможность их сублимации. Так, психическая энергия низших влечений получила возможность обретать высшие культурные формы.
Вторая кардинальная перестройка (неолитическая революция) в ходе развития рода человеческого произошла в начале нового каменного века - от 8 до 3 тыс. до н.э. Люди научились эффективно охотиться, в полной мере использовали свои новые возможности и мастерство. Обладание результатами материальной культуры имело, к сожалению, печальные последствия. Люди неолита быстро начали уничтожать стада мамонтов и крупных копытных, составлявших в эпоху антропогенеза основу их рациона. Естественным следствием этого процесса стали возрастающие потребности растущего человечества, которые перестали соответствовать ресурсным возможностям его биологической ниши. В результате возник первый глобальный экологический кризис, который охватил практически все континенты. Человечество оказалось на краю катастрофы и имело все шансы исчезнуть с лица Земли. Не только воздействовать на природу, но и противопоставлять себя ей мог не столько человек, производящий орудия, сколько социализированный человек, который, сделавшись охотником, вступил на путь разрыва с природой. Теперь кризис охотника был, в отличие от кризиса австралопитека, не кризисом слабости, а кризисом силы. Именно в этот период ярко проявились черты дикости и варварства древних людей (отсюда и название промежутка человеческой истории), вынужденных от присваивающего характера, агрессивно-потребительского стиля жизни перейти к производительному хозяйству. Вызов породил адекватные ответы. Сначала одомашнивание животных, затем переход от охоты к сельскому хозяйству и, в целом, к оседлому образу жизни завершили эру «животной жизни» человека. Так формировались индивидуальная тактика и общественная стратегия выживания человечества в определенных социальных формах (стадо, племя, род, первобытное общество) на основе табу, ставших нравственным фундаментом последующего культурного прогресса.
Кулътурогенез - это глубинный процесс зарождения культурных форм, реализации духовной и интеллектуальной активности человека, создавший условия для превращения Человека Разумного в Человека Духовного.
Как отмечалось выше, зачатки духовной культуры возникли 350- 200 тыс. лет назад с осознанием смертности человека и необходимости захоронения трупов. «В архаических обществах доступ к духовному выражается через символизм смерти», - отмечает Мирче Элиаде. Важно подчеркнуть, что этот процесс начался после того, как возникла материальная культура, которая, в свою очередь, стала связующей нитью между миром духовной культуры и миром материальной жизни как таковой. Духовная культура являлась продуктом метафизического творчества, создавшего реальность нового типа. Какой представлялась эта реальность древнему человеку и в каких формах отражалась?
Духовная культура древности делится на невидимую и видимую составляющие. Мистика (от греч. таинственный), возникшая^ у палеоантропов, является невидимой составляющей и первой отраслью духовной культуры, обозначает практику древнего человека, нацеленного на единение с тем, что лежит за пределами чувственного мира. Это нерациональное знание, основанное на интуиции, находится на доречевом, допонятийном уровне. Мистика, скорее всего, появилась из культа почитания предков, когда фантазия соединялась с реальностью, подобно соединению двух миров - чувственного и сверхъестественного.
Материализация мистического опыта определяла последующее развитие духовной культуры, которая по этой причине идет не столько от сельскохозяйственной культуры (культуры возделывания земли), сколько от культа - первых ритуалов и, прежде всего, ритуалов захоронения. С мистикой тесно связана магия, которую можно трактовать как технику мистики, а магические обряды - прообразы последующих более развитых ритуалов. Таким образом, мистическая духовность это не в полной мере разумная деятельность, так же, как и не абсолютно область чувств древнего человека. Скорее всего, это нечто переходное между чувствами и разумом, выступающее как особый канал связи и приобретения информации от окружающего мира.
Следует помнить, что мистика, равно как и магия, являются составными частями тотемизма - древнейшего религиозного верования, которое, как указывалось выше, сыграло большую роль в формировании социогенеза. Культурные формы древности чаще всего существовали в синтезе, вырастали из единого «древа», оказывая влияние на все стороны жизни человека. Эта характерная особенность первобытной культуры получила название синкретизма - слитности, нерасчлененности различных проявлений духовной культуры. Яркий пример синкретизма - ритуальный танец, в котором переплетаются изобразительное и пластическое творчество (если можно так сказать) древних людей.
Мистическое воображение, направленное на достижение определенных культурных целей, стало предпосылкой первобытного искусства, как первой отрасли видимой духовной культуры. Оно создавало эмоциональный контакт человека с миром в условиях, когда отсутствуют не только логические связи, но даже речь. Искусство - это «мышление в образах», или, лучше сказать, образы, ведущие к мышлению. Наскальные рисунки пещеры Альтамиры охотников ледникового периода по сей день поражают мощью наблюдения, абстракцией высокого порядка. Благодаря искусству нерациональный мистико-религиозный период культурогенеза плавно перешел в рациональный, продуктом которого стали речь и мышление. С этого момента начинается качественно новый этап духовной культуры, уже не относящийся к материальной деятельности, абстрагирующийся от непосредственных практических задач.
Вербализация, а затем интеллектуальное обоснование своих потребностей и реакций стали принимать устойчивые символические формы: жесты, мимика, звуки и их разнообразные сочетания. Этот процесс не имел альтернативы. Его результатом стало появление феноменов культуры, например, языка.
Язык открыл древнему человеку путь самоопределения и самовыражения. Без него культурный процесс не мог начаться в принципе. Вот почему он стал условием духовной культуры. Необходимо помнить, что появление языка - «самопроизвольный» процесс, выступает «как естественный продукт способностей». Сила, создавшая язык, а потом и языковое многообразие, есть этнический дух, его самопроизвольная деятельность (К. Леви-Стросс). Языковые различия вызвали различия в познавательных процессах и, следовательно, порождали многообразие форм духовной культуры. С развитием речи и понятийного мышления мистика постепенно отходит на второй план, исполнив свою миссию в культурогенезе.
Если первобытное искусство было синтезом мистики и языка живописи, пластики и иных форм культуры, то из синтеза мистики и искусства родился миф, который систематизировал искусство. Миф стал целостным представлением о мире, передаваемым, как правило, в форме устных повествований. Мифология связана с антропоморфизмом (приписыванием явлениям природы человеческих свойств и поступков), фетишизмом (представлением о наделенности неодушевленных предметов сверхъестественной силой), тотемизмом (представлением о происхождении человеческих групп от животных или растительных предков), анимизмом (верой в одушевленность всего сущего).
Если мистика есть таинственное, а искусство - изображение, то миф - это изображение таинственного с помощью слов, иначе говоря, сказание о таинственном. Механизмом превращения искусства в мифологию был антропоморфизм.
Переломной точкой перехода от искусства к мифологии стали великие речные цивилизации. На этом этапе мистика и искусство не отмирают, а, как бы, перемещаются на более удаленные радиусы культуры, на её периферию. Их место заняла мифология, господствующее положение которой было обусловлено не только социальной предпосылкой. - цивилизацией, но и предпосылкой антропологической, выраженной ростом логичности мышления.
Подведем итоги. В эпоху первобытности происходили важные процессы: выделения человека из животного мира, становления его как биосоциального существа, «сбрасывающего» шкуру животности и «обрастающего» духовностью. Генетически эволюция длилась миллионы лет, а переход к изготовлению орудий ускорил её, создав на последнем этапе антропогенеза речь и мышление. Последние, возникшие с разрывом в I млн. лет от начала производящей деятельности, стали критериями появления собственно человека. На этом этапе происходит окончательный переход от «животности» к социальности в результате «мезолитической» революции, когда происходит подчинение инстинктов прививаемым правилам поведения, а также вследствие неолитической революции, в ходе которой произошел переход человека от присваивающего к производительному типу хозяйства.
Духовная культура, возникшая после завершения антропогенеза и создания материальной культуры, наполнила результаты этих процессов смыслом и создала новую реальность - «вторую природу» - культуру в собственном значении. С помощью духовной культуры человек окончательно обуздал инстинкты агрессии и потребительства, создав, тем самым, механизм преодоления опасности самоуничтожения, как альтернативную модель существования и развития человеческого общества.
Вопросы и задания:
1. Назовите основные этапы антропогенеза, типы вида Homo, их физические характеристики.
2. Почему развитие материальной культуры не стало определяющим фактором преодоления животности вида Homo?
3. Когда возникла духовная культура, почему захоронение трупов считается её истоком?
4. В чем сущность «мезолитической» и «неолитической» революций, когда они происходили и в чем состоит их значение?
Тема 5. Культура и цивилизация План
1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация».
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
2. Типы цивилизаций. Причины гибели цивилизации.
Литература
2. Иконникова С.Н. Теория культуры. - СПб.: Питер, 2009.
2. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005.
Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
24. Багдасарьян Н.Г. и др. Культурология. Учебник для вузов. - М., 2006.
25. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Хрестоматия - М., 2000. -С. 141-157, 137-139, 142, 149-158, 179-200,321-330.
Методические советы
Приступая к изучению данной темы, необходимо определиться в понятии «цивилизация». Истоки слова «цивилизация» восходят к античному термину «цивитас» (с лат. «гражданский») - городской тип жизни, более высокий в бытовом и политическом отношении, чем жизнь варварских племен. Само понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. (эпоха Просвещения) и употреблялось в значении всемирного прогресса в противоположность «варварской» стадии развития.
Далее следует разобраться в вопросе соотношения понятий «культура» и «цивилизация», обратив внимание на разную трактовку:
- последние два столетия эти понятия в большинстве случаев выступают как синонимы (ибо оба означают небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком);
- О. Шпенглер, П. Сорокин, H.A. Бердяев рассматривают культуру и цивилизацию как разные этапы исторического развития общества;
- А. Тойнби и К. Ясперс считают, что эти понятия составляют единое целое, совершенствующееся на каждом этапе своего развития;
- Л.Г. Морган, Ф. Энгельс истолковывают цивилизацию как уровень общественного развития, следующий за варварством;
- Термин «цивилизация» используется как обозначение материальной культуры, уровня технико-экономического развития (марксистская литература);
- Под «цивилизацией» подразумевается общество, основанное на началах разума и справедливости (французские философы-просветители);
- Оба эти понятия применяются и для обозначения определенных исторических типов культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры («античная культура», «античная цивилизация», «азиатская культура», «азиатская цивилизация», а также и другие аналогичные выражения означают одно и то же, если только автор намеренно не проводит между ними различия).
Далее следует разобраться в типах цивилизаций, исходя из того, что они разделяются по:
- господствующему типу хозяйственной деятельности;
- принципу естественно-географической среды - «открытые», «закрытые», интравертные и экстравертные;
- религиозному принципу.
В заключение нужно остановиться на причинах гибели цивилизаций, которые обстоятельно проанализированы О. Шпенглером, К. Поппером и другими исследователями-культурологами.
Вопросы и задания:
1. Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду высокий уровень их экономического, технического и социального развития (США, страны Западной Европы). Однако «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития. Подумайте, по какой причине это происходит?
2. В чем, на ваш взгляд, состоит принципиальное различие культуры и цивилизации?
3. Американский исследователь С. Хантингтон считает, что столкновение цивилизаций в настоящем и обозримом будущем связано с так называемыми «культурными разломами». В чем, на ваш взгляд, заключается гипотеза С. Хантингтона и каково её значение в современном мире?
4. Французский просветитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо считал, что цивилизация не содержит условий для развития человека. Вред её состоит в том, что она, выводя человека из первобытного, невинного состояния, заставляет его сделаться посредством науки тираном над собой и другими. Прокомментируйте высказывание Ж.Ж. Руссо.
Темы рефератов
4. Причины возникновения цивилизаций и их функции.
4. Историко-культурные традиции Востока и Запада.
4. Социальные последствия контактов между современными цивилизациями.
Тема 6. Культура и религия План
4. Сущность религии. Проблема соотношения культуры и религии.
4. Мировые религии как феномен культуры (буддизм, христианство, ислам).
4. Искусство и мировые религии.
Литература
4. Введение в религиоведение. - М., 1985.
4. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
4. Ипатов H.H. Православие и русская культура. - М., 1988.
4. Кармин А. Новикова Е. Культурология. - СПб.: Питер, 2008.
4. Культурология. История мировой культуры /Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 2003.
4. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 2001.
4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1986.
4. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.
4. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1987.
26. Методические советы
27. Изучение данного раздела требует от студентов знания истоков, причин и сущности мировых религий. Для осмысления этого объемного и сложного материала необходимо обратиться к указанной литературе, подготовить развернутые выступления по всем вопросам семинара.
28. Однако целью занятия является не только знакомство с историй религии как таковой, но и выяснение её связи с различными сферами культуры. Главное же внимание должно быть уделено соотношению религии и искусства (т.к. религия выросла не только из философии, но и из магии, мистики и мифологии), анализу её взаимодействия с различными видами художественного творчества. Теоретическую базу, которая способствует решению этой задачи, закладывает понимание происхождения и сущности религии, а также её связей и противоречий в отношениях с культурой в процессе развития человека и общества.
29. Вопрос о происхождении, сущности и функциях религии объяснялся по-разному представителями различных научных школ и мировоззренческих ориентаций: 1) представители школы' локаята (древняя Индия) считали религию выдумкой жрецов в корыстных целях; 2) в трактовке теологов религия есть не что иное как результат непосредственного божественного вмешательства; 3) сторонники психоаналитической теории (в частности, 3. Фрейд) рассматривали религию как особую форму реакции организма человека на окружающую среду; 4) последователи антропологической концепции религии (Л. Фейербах) пытались вывести религию из «человеческой природы»; 5) основоположники социологической теории религии (в частности, Э. Дюркгейм) считали, что религия - общественное явление с определенными социальными функциями; 6) по-своему давали объяснение , феномена религии представители марксистской мысли (К. Маркс. Ф. Энгельс XIX в.), которые считали, что религия - составная часть истории самого общества. В основе её лежат социальные, гносеологические, психологические и другие корни.
Понятие «религия» (от лат. religio — связь), отмечается в философском словаре, означает веру в сверхъестественное, лежащую в основе мировоззрения, поведения и действий. Религия - это совокупность верований, символов, образов действий, с помощью которых регулируются отношения людей к проблемам жизни, смерти, страдания, добра, зла и т.д.
Далее следует уяснить вопрос о социальных функциях религии, выделив основные из них: «интеграционную» (Э. Дюркгейм), регулятивную, мировоззренческую, иллюзорно-компенсаторскую.
Сложным и дискуссионным является вопрос о соотношении целого и частного, т.е. культуры и религии, и решается по-разному представителями различных научных школ.
Существует две концепции. Последователи первой, православной культурологии (П.А. Флоренский, H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, английский этнограф Д. Фрезер), считают, «всякая культура ... родилась из культа»..., вся культура-из храма . святыни- это первичное творчество человека; культурные ценности - это производные культа - «отслоения» его, которые потом «превращаются» в «светскую философию», «светскую науку», «светскую литературу».
Вторая концепция - просветительская (Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Лессинг, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др.), считающая религию вообще антикультурной, чуждой духовному прогрессу.
Налицо две диаметрально противоположные точки зрения. Следует уяснить, что вся мировая и русская история подтверждает: религия и культура не только не противостоят друг другу, а, наоборот, выступают в единстве, взаимодействуют, но при этом религия является одним из важнейших феноменов культуры, её составной частью.
Признавая общность некоторых содержательных, формальных, эмоционально-психологических признаков искусства и религии (образная форма отражения, обращение к внутреннему миру человека, вечным проблемам человеческого бытия и т.д.), необходимо выявить их различия на социальном, гносеологическом, эстетическом и функциональном уровнях.
Опираясь на указанные положения, можно перейти к анализу взаимодействия искусства и религии, при этом необходимо сосредоточиться на трех вопросах:
30. виды взаимодействия искусства и религии (культовое искусство, связанное с процессом богослужения; использование тем сюжетов и образов в различных видах искусства; обращение к религиозной атрибутике, культовому искусству через цитирование, воспроизведение их стилистических особенностей);
31. канон и символика в религиозном искусстве (иконографический канон в христианстве, архитектурный канон, символика культовых предметов, форм, цвета, чисел);
32. отношение мировых религий (буддизма, христианства, ислама) к системе искусства (исходя из сущности религий, следует выяснить роль различных видов искусства и используемых ими средств художественно- образного воздействия в структуре мировых религий).
Вопросы и задания:
1. Почему буддизм, христианство, ислам называют «мировыми религиями»? Существуют ли другие виды мировых религий?
2. Каковы основные обряды в христианстве? В чем их религиозный смысл?
3. Назовите пять столпов ислама и 10 заповедей христианства, дайте их толкование.
4. Дайте сравнительный анализ буддизма, христианства и ислама (история возникновения, основные положения вероучения, праздники и обряды, использование канона и символики и т.д.).
33. В чём заключается вероучение буддизма? Определите понятия: сансара, нирвана, карма, дхарма. Что означают в буддизме «четыре благородные истины», «восьмеричный путь»?
34. «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому может пройти один человек, целый же народ ухнет в бездну» (Ф. Бэкон). Прокомментируйте данное высказывание.
35. «Бог есть комплекс ... идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм» (A.M. Горький). Прокомментируйте данное высказывание.
Темы рефератов
1. Христианство и развитие русской культуры.
2. Ислам и татарская культура.
3. Иконографический канон и его преломление в русском изобразительном искусстве.
4. Мифология и ранние формы куЛьтуры.
Библейские сюжеты и образыв мировом искусстве.
ТЕСТЫ
4. Структура современного культурологического знания включает ...
а) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию;
б) гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры;
в) социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию.
4. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур основными критериями являются:
а) достижения в области образования и науки;
б) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность;
в) средняя продолжительность жизни. 3 . Морфология культуры - это ...
а) система нормативных отношений;
б) смена культурных образцов;
в) типичные формы и структуры культуры.
4. Культурные нормы - это ...
а) множество закономерно связанных друг с другом элементов;
б) законы и стандарты социального бытия людей;
в) продукты человеческой деятельности.
4. Семиотика изучает:
а) внутреннее знаковых систем;
б) отношение знаковых систем с тем, кто их использует;
в) знаковые системы как средство выражения смысла;
г) все перечисленное.
4. Кто из мыслителей отожествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
а) Н. Бердяев
б) Э. Тейлор
в) О. Шпенглер
г) все перечисленные
4. Кто считается основоположником культурной антропологии?
а) Т. Парсонс
б) Ф. Боас
в) А. Рэдклифф-Браун
4. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии?
а) Н. Михайловский
б) К. Леонтьев
в) Н. Данилевский
г) Н. Бердяев
4. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
а) эволюционная модель
б) волновая модель
в) циклическая модель
36. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечении?
а) Г. Спенсер
б) О. Шпенглер
в) 3. Фрейд
г) И. Хейзинга
37. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»?
а) Н. Бердяев и О. Шпенглер
б) Т. Парсонс и Э. Тейлор
в) П. Сорокин и Ю. Лотман
38. Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур элементов другой, или в возникновении новых культурных явлений?
а) катарсис
б) конформизм
в) мимесис
г) аккультурация
39. Высказывание: «Культура возникает в игре, как игра», - принадлежит
а) О. Шпенглеру
б) А. Тойнби
в) И. Хейзинга
г) К. Ленерсу
40. Автором концепции социокультурной динамики и исследователем социальной стратификации является:
а) Ф. Боас
б) Н. Бердяев
в) Т. Парсонс
г) П. Сорокин
41. Понятие «цивилизация» означает:
а) обработка, возделывание, улучшение
б) ступень общественного развития, следующая за варварством
в) синоним культуры
42. Цивилизация как кризис и гибель культуры рассматривается в работе:
а) О. Шпенглера
б) Ф. Ницше
г) И. Хейзинга
43. Теория «культурных кругов» Ф. Гребнера развивалась как направление:
а) структурализма
б) функционализма
в) диффузионизма
44. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек - масса»?
а) Д. Беля
б) Э. Тоффлер
в) X. Ортега-и-Гассет
45. Типологизация культуры - это:
а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы
б) характеристика различных культур
в) типы различных личностей
46. Типы культуры - это
а) расчленение социокультурных объектов и их группировка по общим основанием
б) сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других
в) все перечисленное
47. П. Сорокин в работе «Кризис нашего времени» выделяет два основных типа культуры:
а) гуманитарный и естественный
б) антропологический
в) идеациональный и чувственный
48. Герменевтика занимается:
а) интерпретацией смыслов
б) истолкованием знаковых систем
в) истолкованием текстов
49. Традиционному типу культуры соответствует:
а) опора на социальное и этническое деление
б) широкий обмен информации
в) стремление к унификации и стандартизации производства
50. Что изучает синергетика?
а) динамические процессы в открытиях, нелинейных системах
б) знаки и знаковые системы
н) проблемы культурных коммуникаций
51. Культура в научном смысле - это:
а) искусство и литература
б) характеристика воспитанного человека
в) высшие достижения человеческого гения
г) искусственная среда существования и самореализации людей, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
52. Культурный артефакт - это:
а) шедевр художественной культуры
б) произведения человеческой деятельности
в) другое обозначение творца культуры
53. - Культурный эталон - это:
а) высший образец поведения.
б) религиозное нравоучение.
в) система запретов.
54. Символ - это:
а) дорогое украшение.
б) предмет,созданный человеком.
в) намек, понятный только посвященным
55. Стиль - это:
а) модный покрой одежды
б) свободно выбранная манера поведения
в) что-то противоположное нравственности и простоте
г) совокупность своеобразия приемов в реализации чего-либо.
56. Культурная эпоха - это:
а) апогей в развитии какой-либо цивилизации
б) этап революционных преобразований в культуре
в) этап культурного развития, характеризующийся стилевой ценностью.
57. Культурная инновация - это:
а) другое название традиции.
б) появление новых предметов в обиходе.
в) смена смыслов в культуре.
58. Культурная традиция - это:
а) родительское наследие в культуре.
б) система ценностей, неподвластных времени.
в) устаревшие формы культуры.
59. Миф - это:
а) сказания о богах, героях и т.д.
б) ментальность, основанная на чувственном восприятии мира
в) вид деятельности архаических людей.
60. Табу - это:
а) запретные слова, мысли, поступки
б) особый вид магии
в) ритуальное поведение.