Индустрии туризма и гостеприимства
Организация – это система, интегрирующим фактором которой выступает корпоративная культура.
Корпоративная культура – система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих её индивидуальность, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Цель корпоративной культуры– обеспечение высокой прибыльности фирмы. Реализуется эта цель посредством совершенствования управления человеческими ресурсами. Для развития способности в деловых и личных отношениях следует опираться на установленные нормы поведения, решать любые проблемы без конфликтов приводит к максимизации эффективности организационного менеджмента и к качественному улучшению деятельности компании в целом.
Чтобы определить силу или слабость корпоративной культуры, необходимо своевременно проводить её диагностику. Анализ покажет, от чего нужно отказаться, а какие элементы корпоративной культуры нужно улучшить или усилить. Руководству компании необходимо уделить внимание диагностике корпоративной культуры и при необходимости разработать систему действий по её укреплению и развитию.
Сигналы, которые свидетельствуют о проблемах в корпоративной культуре
1. Снижение мотивации сотрудников компании.
2. Среди подразделений компании преобладает разрозненность пониманий и поддержаний корпоративных целей, ценностей, принципов и стандартов.
3. Растёт сопротивление персонала действиям и решениям руководства компании.
4. Текучесть кадров.
5. Ухудшение межличностных отношений по всем направлениям.
6. Возникновение конфликтных ситуаций.
7. Нарушение корпоративных традиций.
8. Компанию покидают опытные и квалифицированные сотрудники.
9. Снижаются установленные показатели эффективности работы сотрудников.
Инструменты диагностики:
1. Интервью.
2. Специально разработанные под специфику компании диагностические опросы.
3. Открытое наблюдение за рабочими ситуациями в различных подразделениях компании.
4. Скрытые аналитические исследования.
5. Обратная связь от внешних клиентов компании и т.д.
Объекты исследования:
1. Миссия.
2. Стратегия.
3. Корпоративные ценности.
4. Корпоративное поведение.
5. Принятые в компании цель и система управления.
6. Корпоративная традиция.
Рекомендации по укреплению и развитию корпоративной культуры
1. Выработка определённой системы управления персоналом.
2. Разработка совместно с руководством компании ведения корпоративной политики.
3. Проведение командообразующих мероприятий и т.д.
Этапы диагностики:
1.Предварительное обсуждение и разработка программы исследований.
2. Сбор информации.
3. Визуализация существующей корпоративной культуры.
Наиболее часто используемые инструменты диагностики:
1. Анализ документов. При анализе документов необходимо уделить внимание сл. направлениям:
- история развития организации (рекламные проспекты, содержащие информацию об истории фирмы; основные цифры)
- стратегические документы компании (кадровая политика, отчёты о работе, протоколы заседания руководства фирмы)
- организационная структура (пример должностных инструкций)
- управление персоналом (документы по адаптации персонала, программы обучения персонала, выборочные показатели персонала, общие условия занятости на предприятии)
- системы планирования и контроля (годовые планы и бюджеты, отчёты)
- внутренние и внешние системы коммуникации (корпоративные издания, рекламные материалы, примеры объявлений о вакансиях, результаты внутрифирменных исследований, примеры выступления работников)
Обход фирмы.
Внешность фирмы:
- здание (высота, размер)
- окружение (чистота, парковка)
«Проходная»:
- помещение для посетителей (обстановка)
- атмосфера ожидания
- ритуал приёма посетителей фирмы
«Обход фирмы»:
- сопровождение (поведение сопровождающего, отношение к вам)
- порядок экскурсий
- наблюдение в течение обхода (атмосфера на предприятии, логика расположения кабинетов, поведение работников)