Правильность речи

Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка.

Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Рассмотрим некоторые трудности звукоупотребления и ударения.

1. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот.

Произносится [э] Произносится [о]
Афера белесый
Бытие желчь
Гренадер завороженный
Истекший заселенный
Опека маневры
Оседлый новорожденный

2. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный.

Твердое произношение Мягкое произношение
Альтернатива брюнетка
Антенна бенефис
Бизнес бухгалтерия
Бестселлер герцог
Генетический деканат
Демиург декада
Диспансер дезинфекция
Индексация депеша
Компьютер камердинер
Кодекс компетенция
Кредо прогресс
Менеджер претензия
Модель пресса
Продюсер термин
Рейтинг терминал
Сервис техас
Стресс текст
Тезис шинель
Тест экспресс
Тенденция юриспруденция

3. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются: акциз [с], лизинг [к], киборг [к], демиург [к].

4. Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.

5.Сочетание «жд» в слове «дождь» и производственных от него может быть двояким: [жд’] или [шт’].

6. Не ошибайтесь в ударениях! Ауди’т, а’вгусто’вский, аге’нт, алфави’т, апостро’ф, асимметри’я, балова’ть, блоки’ровать, бомбардирова’ть, бюрокра’тия, вероиспове’дание, гастроно’мия, ге’незис, газопрово’д, гре’йпфрут, добы’ча, догово’р, доне’льзя, дремо’та, духовни’к, ерети’к, житие’, завсегда’тай, за’говор, заку’порить, звони’ть, избало’ванный, испове’дание, и’сподволь, исче’рпать, и’конопись, ка’мбала’, катало’г, ко’лле’дж, кварта’л, ква’шение, кладова’я, кла’ла, краси’вее, ку’хонный, ке’та’, кулина’ри’я, лубо’чный, ма’рке’тинг, маркирова’ть, ма’стерски’, ми’зе’рный, мыта’рство, наме’рение, некроло’г, норми’ровать, нефтепрово’д, обеспе’чение, обетова’нный, облегчи’ть, опто’вый, отку’порить, па’сквиль, пицце’ри’я, подро’стко’вый, поутру’, предвосхи’тить, премирова’ние, пломбирова’ть, прину’дить, ра’джа’, рэкети’р, свёкла, сосредото’чение, сре’дство, столя’р, тамо’жня, тво’ро’г, толи’ка, тя’жба, те’фте’ли, углуби’ть, украи’нский, уме’рший, уста’вный (фонд), фено’ме’н, хода’тайствовать, хо’ле’ный, христиани’н, цеме’нт, щаве’ль, экзальти’ро’ванный, языково’й (относящийся к словесному выражению мыслей).

Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Обратимся к ряду сложных случаев:

1. Обозначения лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняют форму мужского рода и в том случае, если относятся к женщине. Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая ...

2. При выборе вариантного окончания имен существительных именительного падежа множественного числа следует знать, что окончание -ы (и) - книжное: бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора, директора (эти слова утратили оттенок книжности).

3. Предпочтительными являются следующие формы имен существительных родительного падежа множественного числа: балкар, бурят, грузин, лезгин, калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров, санитаров; ботинок, ботфорт, валенок, сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов; ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, шампиньонов.

4. Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже. Например, вопреки указаниям, согласно приказу.

5. Если подлежащее имеет в составе существительное с количественным значением (большинство, ряд, часть), то сказуемое может стоять в единственном и во множественном числе. Последняя форма предпочтительнее, если главные члены предложения оторваны друг от друга, если подчеркивается активность и раздельность действия каждого лица.

Например: Ряд бизнесменов направлен за рубеж. Большинство сотрудников отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации.

6. Если в роли подлежащего выступает количественно - именное сочетание, то форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, а форма множественного числа - на раздельное совершение действия. Например: Пять менеджеров отправилось в поездку (группой). Пять менеджеров отправились в поездку (каждый с самостоятельным заданием).

Лексические нормы, или нормы словоупотребления - это правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.

.

Литература

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 1968г.

2. Оганесян С.С. Культура речевого общения / Русский язык в школе. № 5 – 1998г.

3. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура / Русский язык в школе. № 1 – 1994г.

4. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.

5. Энциклопедия для детей.Т.10 Языкознание. Русский язык – М.:Аванта+,1998

6. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4

Наши рекомендации