Ян Вермер и делфтская школа живописи

Класс

II четверть

Урок 2

Тема урока

«Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о малых голландцах»

Вид занятий

Беседа

Тип урока

Урок-конференция

Цели:

1) Образовательные:

а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах. в) Беседа о возникновении бытового жанра, его традициях, ярких представителях в области художественного творчества..

2) Развивающие:

а) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного индивидуального и коллективного выступления.

3) Воспитательные:

а) Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории.

Задачи:

1) Сформировать представление о голландской живописи.

2) Познакомить с историей возникновения бытового жанра, с его традициями и яркими представителями.

3) Развить навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления.

4) Воспитать интерес к искусству, к его истории.

Методы и методические приемы.

- Наглядные

- Словесные

- Практические

Оборудование и материалы:

1. Список литературы для поисковой работы.

2. Творческие работы учащихся.

3. Репродукции картин голландских художников.

Схема оформления доски.

Ян Вермер и делфтская школа живописи - student2.ru

Структура урока.

1) Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. 2 мин.

2) Постановка цели занятия перед учащимися. 3 мин.

3) Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 5 мин.

4) Организация восприятия и осмысления новой информации.26 мин.

5) Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний. 2 мин.

6) Подведение итогов урока. 2 мин.

Содержание урока

1) Дети готовятся к уроку, подготавливают материалы для работы.

2) Здравствуйте дети.

- Сегодня мы поговорим о голландской живописи, о ее месте и роли в мировом искусстве. Мы познакомимся с именами знаме­нитых художников и их картинами.

Знакомиться с творчеством этих художников мы будем на примере возникновения и развития лишь одного жанра - бытового, родиной которого и принято считать Голландию.

3) - Учащиеся выступают с результатами своей поисковой работы, де­монстрируют подобранный материал, отвечают на вопросы одно­классников.

Имена художников и названия их работ выступающие записывают на доске.

4) Малые голландцы обобщенное название голландских ху­дожников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие национальной живо­писи этого времени.

Термин получил распространение во французской литерату­ре об искусстве. В эстетике ХVII-ХVIII вв. (Фелибьен, Дидро) под­разумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из по­вседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» - исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. В XIX веке им пользовался Т. Торе (У. Бюргер). Новаторские достижения «малых голландцев» - обращение к отображению в картинах реального ок­ружающего мира и человека без подведения под определенный идеал; сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров; разработка системы тональной живописи. Творчество худож­ников в основном соответствует трем основным этапам развития гол­ландского искусства: 1) 1620-30-е гг. - утверждение реализма в на­циональной живописи; 2) 1640-60-е гг. - расцвет художественной школы; 3) 1670-е гг.- начало XVIII века - упадок искусства Гол­ландии. На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Халса. На вто­ром - центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.

(это сцены, взятые из повседневной жизни человека)

-Ребята, как вы понимаете, что такое

Бытовой жанр?

Бытовой жанр - самое яркое и самобытное явление гол­ландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию по­вседневной жизни человека. Сложился в 1720-30-х гг. сразу в двух разновидностях - крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали А. ван Остаде и его школа: И. ван Остаде, И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт. Ранние работы А. Остаде (изо­бражались игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает дина­мичный, брутальный характер. В середине ХVII века он пишет кар­тины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на яр­марке. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средст­вом становится мягкая золотистая светотень.

Бюргерский жанрна первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офице­ров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик­трак, домашними концертами (Д. Хале, Ю. Лейстер, Я. М. Моле-нар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В середине ХУП века Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонко­стью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изо­бражая визит врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюрге­ров, тяготеют к занимательному рассказу. Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шум­ных сценах из жизни простолюдинов у Я. Стена.

(Рембрандт, Ян ван Эйк, Ян Вермер…..)

А каких европейских художников

вы знаете писавших работы бытового

жанра?

Художники другого направления поэтизируют повседнев­ность. В сценах музицирования, галантного ухаживания у Г. Тер-борха действие замедлено, разговоры приглушены, в комнатах ца­рят тишина и покой. Г. Метсю ярким светом и насыщенными крас­ками придает будничным сценам праздничный характер. П. де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость, упорядочен­ность и уют семейной жизни голландского бюргера. Рассеянный дневной свет, заливающий интерьер (живописная тема, почерпну­тая у Вермера), придает картинам художника поэтическое настрое­ние. У жанровых живописцев позднего периода: А. Ван дер Верфа, Э. Ван дер Мера - стремление к элегантности нередко оборачива­ется претенциозностью.

Праздничный быт щеголеватых кавалеров и дам на этих по­лотнах полон иносказательных деталей - дань старонидерландской традиции. Чаще всего здесь скрываются прописные истины бюр­герской морали. Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, символизирует умеренность; обезьянка - дьявола, подстерегающе­го беззаботных гуляк. Географическая карта на стене придает до­машней сценке «всемирный» масштаб.

В 40-60-х гг., в пору расцвета творчества Рембрандта, самым знаменитым живописцем в Голландии был его ученик Герард Доу (1613-1675) из Лейдена. В отличие от своего учителя он умел и любил нравиться публике. Всё его наследие состоит из однотип­ных, безукоризненно написанных сценок, обычно открывающихся зрителю в проёме большого окна.

Земляком Рембрандта был и Ян Стен (около 1626-1679), по­мимо занятий живописью содержащий трактир. Большинство его полотен беспорядочно заполнено множеством предметов, как буд­то художник боится пустоты.

Весьма популярный художник Адриан ван Остаде (1610-1685) из Харлема, ученик Франса Халса, разрабатывал «крестьян­ский жанр». Он изображал мир деревни с благодушной чувствительностью заезжего горожанина. Этому настроению соответствует и колорит его картин: пёстрые, мягкие краски словно прогреты приветливым майским солнцем.

(теплый колорит, тема взята из разных общественных видов деятельности людей, направление реализм)

Обратите внимание на репродукции

работ представленных на доске,

какой колорит задан в этих работах?

Какая тема?

В каком стиле, направлении написаны

работы?

дня в день в комнате или на улице. Заказчики, чаще всего не вель­можи, а малообразованные бюргеры, больше всего ценили произ­ведения искусства за то, что они совсем как живые. Картины стали рыночным товаром, и благосостояние художника всецело зависело от умения угодить заказчику.

Ян Вермер и делфтская школа живописи

Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII века играл Делфт - небольшой город, просла­вившийся производством фаянса, стекла, ковров и декоративных тканей. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, тради­ционной темой которой был интерьер. В этом жанре работали Эмманюэл де Витте (1616, 1618-1692) и Питер де Хох (1629 -около 1685).

Эмманюэл де Витте, переселившийся в Делфт в 1642 году, писал интерьеры церквей: иногда с натуры («Интерьер Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма Оранского», 1656), час­то- воображаемые («Интерьер церкви», 1668 г.). В этих фантасти­ческих видах храмов мощные формы выбеленных сводов и столбов образуют единое величавое пространство.

Питер де Хох изображал скромный уют бюргерского дома. Пребывание этого художника в Делфте совпадает с расцветом его творчества (конец 50-х начало 60-х годов XVII века). В ясных и гармоничных интерьерах де Хоха открытые окна или двери уводят зрителя в мир улицы или во внутренние покои дома («Мать у ко­лыбели», 1658-1662 гг.; «Служанка с ребенком во дворике», 1658 г.; «Хозяйка и служанка», около 1660 г.)

Около 1650 года в Делфт приехал Карел Фабрициус, ученик Рембрандта. Склонность к смелым творческим экспериментам про­явилась в его картине «Продавец музыкальных инструментов» (1652 г.). Зрителя поражают необычное изображение пространства, странное соотношение величин: на первом - огромная виолончель, лежащая на прилавке; в удалении - маленькая фигурка продавца. Фоном служит вполне конкретный, не изменившийся и сегодня уголок Делфта.

Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675 гг.). Его отец занимался шелкоткачеством, торговал произведениями искусства, а позже стал владельцем гостиницы. Торговлю картинами и гостиницу он передал по наследству сы­ну. В 1653 г. Вермер вступил в городскую гильдию Святого Лу­ки, где впоследствии избирался неоднократно на почетные должности.

Художник написал около сорока картин. В композиции « Де­вушка с письмом» (около 1657 г.) художник изобразил свет весен­него дня, льющийся из открытого окна в глубине композиции, де­вушка серьезна и строга. Почти неуловимые движения ресниц и губ выдают скрытое беспокойство. Хрупкий, точеный профиль де­вушки особенно красив в потоках света, на фоне белой стены, по которой пробегают легкие перламутровые тени.

На картине «Служанка с кувшином молока» (около 1658 г.) молодая женщина с непримечательным, свежим лицом не единственная героиня. Густое молоко, сбегающее тонкой струйкой из глиняного кувшина, ноздреватый каравай в плете­ной корзине, салфетка, сползающая со стола, торфяная грелка для ног на полу выписаны во всех деталях, с особой вырази­тельностью.

Вермер писал тонкой кистью, густыми но мягкими красками. Он тщательно клал мелкие, плотные мазки, а завершал работу лег­кими, почти незаметными касаниями кисти, которые придавали неповторимую живость резким линиям и четким формам его про­изведений. Цвета у Вермера сильные, насыщенные; на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. Но в каждом желтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различных от­тенков.

Порой композиции Вермера сложны. Так, на полотне «Лю­бовное письмо» (около 1667 г.) на первом плане в полутьме сто­ят домашние туфли и половая щетка, а действие разворачивается на втором плане: в освещенной комнате заплаканная дама с ман­долиной в руках вопросительно смотрит на румяную, улыбчи­вую служанку, подавшую ей письмо. На стене висит изображе­ние Амура, божества любви, управляющего кораблем среди бур­ного моря, - аллегория трагических превратностей отношений между любящими.

Искусство голландских мастеров XVII века, заметно по­влияло на европейскую живопись. Они оказались достойными гордых слов лейденского художника Филипса Ван Ангела, с ко­торыми тот обратился к собратьям по творчеству в торжествен­ной речи 18 октября 1641 г., в День Святого Луки (профессио­нальный праздник живописцев): «Принесем же себя со всеми великими умами на алтарь бессмертия, и пусть наши имена ста­нут примером для потомков».

5) Я думаю, наш сегодняшний разговор прошел

интересно и познавательно, и вам будет любопытно узнать, как эти художники проявили себя в других жанрах.

Наши рекомендации