Словообразовательные нормы.
ЗАДАНИЕ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Одним из способов создания образности художественных произведений является использование авторского словообразования.
Особенно ярко это проявляется в поэтических произведениях и прозаических произведениях сатирических или юмористических.
Приведите примеры (не менее 20) окказионального словообразования, используя:
– поэтические и прозаические произведения русских авторов нач. ХХ в.,
– поэтические и прозаические произведения русских авторов 60гг. ХХ в.,
– поэтические и прозаические произведения современных русских авторов, обнародованные в печатных сборниках и в Интернет-изданиях.
Поясните, с какой целью, по вашему мнению, авторы «изобретают» новые слова и их формы.
ТЕМА № 6
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Лексико-фразеологические нормы.
Фразеологизмы – особое средство создания образности. Поскольку это средство вторичной номинации, фразеологические единицы служат для передачи отношения говорящего, его оценки происходящего. Источниками фразеологизмов являются различные сферы быта, культуры.
1. Используя «Фразеологический словарь русского языка» Д. Э. Розенталя, книгу «Крылатые слова и выражения» Н. С. и М. Г. Ашукиных или другие фразеологические словари (обязательно указать, какие источники использованы), приведите по 10 примеров фразеологизмов различного (не меньше 5 групп) происхождения, дайте их толкование.
Образец выполнения:
Библейские фразеологизмы.
1. Тьма кромешная. В церковно-славянском тексте Евангелия так называется ад, преисподняя. Выражение употребляется в значении: полная, беспросветная тьма, невежество, тягостная, мрачная жизнь.
Ашукин Н. С. Крылатые слова : Литературные цитаты; Образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 350.
2. и т.д.
Фольклорные фразеологизмы.
1. Живая вода. В русских народных сказках – волшебная вода, дающая силу богатырскую.
Ашукин Н. С. Крылатые слова : Литературные цитаты; Образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 119.
2. и т.д.
Литературные фразеологизмы.
1. Да только воз и ныне там. цитата из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Употребляется в значении: дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры.
Ашукин Н. С. Крылатые слова : Литературные цитаты; Образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М. : Худож. лит., 1988. – С. 92.
2. Приведите 10 примеров фразеологизмов, связанных с вашей будущей профессией. Составьте с ними предложения.
ТЕМА № 7
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Морфологические нормы.
Самостоятельно ознакомьтесь со следующими темами и письменно дайте ответы на контрольные вопросы.
1. Стилистическое использование личных местоимений. Употребление возвратных и притяжательных местоимений. Синонимия определительных и неопределенных местоимений.
2. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Синонимия личных форм глагола.
3. Синонимия времен, наклонений, видовых форм глагола.
4. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов.
5. Варианты форм причастий и деепричастий.
Контрольные вопросы
1. Какие стилистические особенности употребления личных местоимений существуют? Какие существуют правила употребления возвратных и притяжательных местоимений?
2. Как проявляется синонимия определительных местоимений? Как проявляется синонимия неопределенных местоимений?
3. Какие существуют особенности образования личных форм глагола? Как проявляется синонимия личных форм глагола?
4. Как проявляется синонимия глагольных времен и видов? Какие существуют особенности синонимичного использования глагольных наклонений?
5. Как проявляется синонимия возвратных и невозвратных глаголов?
6. Какие существуют варианты причастных форм? Какие существуют варианты деепричастных форм?
ТЕМА № 8
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Синтаксические нормы.
Самостоятельно ознакомьтесь со следующими темами и письменно дайте ответы на контрольные вопросы.
1. Стилистические особенности способов передачи чужой речи.
2. Собственно-прямая и открытая (свободная) прямая речь.
3. Косвенная речь. Стилистическое значение прямой речи в драматургии.
4. Стилистика сложных предложений.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят стилистические особенности использования различных способов передачи чужой речи?
2. С какой целью в литературных произведениях используют собственно-прямую и открытую (свободную) прямую речь?
3. Что такое косвенная речь? Какие стилистические функции она выполняет?
4. Какие существуют стилистические особенности использования сложных предложений?
Выполните следующее задание.
Прочитайте предложения. Если в них нарушены правила построения сложных предложений, внесите исправления. Предложения запишите.
1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 6. Волчиха осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома. 7. Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Горького. 8. На улице началось сильное движение, вовремя которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 9. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 10. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.
ТЕМА № 9
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Культура общения.
Самостоятельно ознакомьтесь со следующими темами и письменно дайте ответы на контрольные вопросы.
1. Речевое событие – основная единица коммуникации.
2. Речевое поведение и речевая ситуация.
3. Виды речевых поступков.
4. Речевой этикет.
Контрольные вопросы
1. Что характеризует речевое событие как основную единицу коммуникации?
2. Как взаимодействуют речевая ситуация и речевое поведение?
3. Какие виды речевых поступков существуют?
4. Что называют речевым этикетом?
5. Из каких компонентов состоит речевой этикет?
6. Какие социальные и культурные функции выполняет речевой этикет?
7. Что подлежит табуированию в речи? Почему?
Литература
1. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи : лексикология для речевых действий : учеб. пособ. / Л. И. Богданова. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 248 с.
2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 384 с.
3. Головин Б. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М. : Высш. шк., 1990. – 295 с.
4. Русский язык и культура речи : учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высш. шк., 2006. – 496 с.
5. Русский язык и культура речи : учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева, В. Д. Черняк; под ред. В. Д. Черняк. – СПб. : САГА, М. : Форум, 2006. – 368 с.
6. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.
7. Русский язык : Энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин; ред. колл. : Р. И. Аванесов, В. И. Борковский, Т. А. Ганиева и др. Институт русского языка АН СССР. – М. : Советская энциклопедия, 1979. – 432 с.
ТЕМА № 10
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА