Жанровое разнообразие художественного творчества
Наверное, каждый художник пробует свой талант в разных жанраххудожественного творчества. Аполлинария Евлампьевна Жукова пишет в своих воспоминаниях: «В нашем доме хранится скульптурная работа Василия Ивановича «Вещий Олег». Это подарок на свадьбу». Именно с этой работы пришло к нему новое увлечение, и, по словам А.А.Угрюмова, он стал искусным резчиком по дереву. А произошло это так. «Идя однажды по лесу, он наткнулся на конский череп, белевший среди мха. Воображение воскресило картину, с чудесной силой запечатленную Пушкиным в его балладе «Песнь о Вещем Олеге». Василию Ивановичу захотелось воссоздать ее, но более наглядно, чем это можно сделать красками на полотне. Он решил вырезать картину из дерева и взялся за резец. Наши северные леса богаты различными древесными породами, но лучшим материалом является ольха. Василий Иванович вырезал ольховый чурбак и принялся за работу. Обыкновенный складной нож, стамеска и пилка - вот набор инструментов, которыми он работал. Около месяца сидел неутомимый мастер над созданием скульптуры, и, наконец, князь Олег, наступивший ногой на череп своего друга коня, возник. как живой. из куска дерева. Учителя, которым Василий Иванович принес на суд свою работу, высоко оценили это произведение искусства». Андрею Андреевичу Угрюмову художник подарил скульптуру «Данко», несущего высоко над своей головой горящее сердце. Эта скульптура всегда стола на письменном столе учителя и краеведа А,А.Угрюмова как подарок друга, как символ творческого труда для людей. Продолжая работать над скульптурами, Василий Иванович создал фигуры Чапаева и Мичурина, Некрасова и Горького, А.Невского и Батюшкова. А вот скульптура поэта Алексендра Твардовского. Чудесные чернильные приборы из ольхи создал Василий Иванович, вырезав на них фигуры Аленушки по мотивам одноименной народной сказки и бесстрашного Руслана, вступившего в поединок с головой. Есть в полной коллекции художника групповые скульптуры. Так, например, работа «Адмирал Нахимов и матрос Кошка». Адмирал указывает цель, которую должен поразить из своего орудия матрос-бомбардир. В этой группе фигуры динамичны, хорошо отработаны детали старинной флотской одежды и орудия. К сожалению, этой скульптуры нет у нас, она, вероятно. находится в Тотемском краеведческом музее, где неоднократно экспонировались его работы. Нет и скульптуры « На привале», где вырезана фигура Василия Теркина, играющего на гармони, подаренной ему танкистами, а перед ним крутится в лихом танце матрос. Лихо бьет матросский каблук, вьются ленточки бескозырки. Фотографии этих скульптур мы нашли в газете «Красный Север». Колоритны созданные Василием Ивановичемфигуры колхозного кузнеца. Степана Разина, Тараса Бульбы, партизана Железняка. Несомненно, Василий Иванович хорошо знал и любил русскую литературу, историю, любил родную землю и стремился воплотить в своих творениях образы ее героев. Как пишет в своих воспоминаниях А.Е. Жукова, «чувствовалось, что Василий Иванович много читал, всегда к месту использовал слова литературных героев». Да и сам художник неоднократно говорил о своей любви к чтению. О таланте Василия Ивановича как рассказчика вспоминает и Лаврентий Владимирович Жуков, в доме родителей которого часто в распутицу оставался ночевать Василий Иванович. Лаврентий Владимирович говорит: «Мы, дети, вечерами собирались около Василия Ивановича, а он нам или книжки пересказывал, или сказки, а знал он их великое множество. А сам в это время или корзину плел, или что-то вырезал из дерева, рисовал, руки у него золотые были».
Его любимые внучки, Нина и Ольга, благодарны своему дедушке за то, что он сумел привить им любовь к литературе. Нина Олеговна вспоминает, что ее любимый школьный предмет был литература. «Мой дедушка в семье был самый близкий мне человек. А сколько он знал сказок, одна другой интереснее. Летом мы часто ходили с ним в лес, то за грибами, за ягодами, то просто рисовать. И сколько он знал хороших, интересных книг и все мне рассказывал. Просто заслушаешься. Дедушка очень любил нам читать сказку про Конька Горбунка, я слушала его с упоением, хотелось, чтобы дед её читал и читал. Любил он также читать сказки А.С. Пушкина, особенно о золотой рыбке и о золотом петушке. А ещё я любила слушать рассказы В. Бианки, особенно мне нравился " Синичкин календарь". Конечно, знание литературы, любовь к ней расширяет горизонты для творческого человека, углубляет мысль художника, заставляет его продумывать все детали своей модели.
Художественное творчество Силинского Василия Ивановича многогранно. Он попробовал свои силы еще в одном жанре. Это портретная живопись. Одна из первых работ в этом жанре – это портрет учителя и директора Тарноской средней школы Андрея Андреевича Угрюмова. Андрей Андреевич и Василий Иванович на войне были однополчанами, сражались в одной дивизии. И даже 26 июня 1943 года они встретились на фронте, где-то под Воронежем. А произошло это так: «Позавчера в нашей «Боевой армейской газете», - вспоминал Андрей Андреевич. - был напечатан рисунок с подписью В.И.С. Манера рисунка напомнила мне Василия Ивановича. Я созвонился с соседями и разыскал его. Говорили около часа. Смотрел его альбом. Решили: после войны я буду писать книги, а он иллюстрировать». После войны Василий Иванович написал портрет А.А.Угрюмова, который изображен в военной форме, подтянутый, бодрый, готовый начинать новую, мирную жизнь. Привлекают внимание глаза, в них мысль, интеллект. Портрет выполнен мастерски. Вернувшись после ранения домой, Василий Иванович занялся написанием портретов по фотографиям. К нему обращались с просьбой его земляки написать портреты погибших на войне родных. «По просьбе моей мамы, - вспоминает А.Е. Жукова, - Василий Иванович написал по фотографии портрет брата, погибшего на войне». Много старания, сил, таланта, эмоций (ведь он сам прошел через эту бойню, видел, как погибают бойцы) прилагал художник, чтобы выполнить эту ответственную работу. «Я помню с детства портрет моего дяди, погибшего в годы Великой Отечественной войны, - вспоминает Кормашова Ольга Ильинична. - Портрет написан Василием Ивановичем. Как живой, на нем Другов Иван Петрович. На самом видном месте, над обеденным столом в его родном деревенском доме висел этот портрет погибшего бойца, и создавалось ощущение, что он всегда со своими родными». Во многих домах в Игумновской, Веригино, Ваймеша, Тарногского Городка есть портретные работы солдат Великой Отечественной, написанные Василием Ивановичем. В доме Шишкиных (Тарногский Городок) – портрет Шишкина Егора Алексеевича, погибшего в 1943 году, в доме Друговых (Игумновская) портрет Другова Петра Александровича, погибшего в 1943 году. Рядом с ним сам художник, в доме Силинских (Ваймеш) - портрет Силинского Василия Ивановича, однофамильца автора картины и т.д. Все эти работы бережно хранятся в семьях уже правнуков фронтовиков. Интересны детские портреты: девочки Лели Одинцовой, дочки друга художника Одинцова Михаила Васильевича. Сейчас это Ольга Михайловна Силинская, учитель русского языка и литературы Тарногской среднй школы. На портрете девочка изображена в верхней одежде, она укутана в теплый платок Глаза ее напряженно всматриваются куда-то вдаль. Замечательна портретная работа, где изображен брат Ольги Михайловны- Вася Одинцов. Это тоже детский портрет. Написаны художником и портреты маленьких дочерей сына Олега, в доме которых Василий Иванович жил в последние годы. С любимыми внучками он проводил время, помогая им, стараясь дарить им какую-то радость. А для них он был самый лучший дедушка. Нина Олеговна в настоящее время работает агрономом в Архангельской области, живет там со своей семьей. Совсем недавно она послала нам замечательные воспоминания о своем дедушке: «Дедушка для нас с Ольгой был всем и папой, и мамой, и замечательным дедом. С его уходом закончилось и наше детство. Помню его последние слова:" Не сходить нам больше с тобой, Нинушка, в лес!" Как нам было с Ольгой здорово, когда дедушка ещё не сильно болел. Однажды ранним весенним утром он разбудил нас и позвал на улицу слушать пение скворцов, они вернулись домой! С тех пор у меня всегда появляются на глазах слёзы, когда я первый раз весной слышу их пение. Сразу мысленно возвращаюсь в детство к своему замечательному деду. Весной по насту он ходил кататься с нами на санках, мы с сестрой катимся вниз по склону ,аж дух захватывает, глаза слепит яркое весеннее солнце щёки щиплет лёгкий мороз. Эти воспоминания всегда живут в моём сердце! Как было здорово!
Дедушка никогда на нас не ругался, даже не повышал голоса, все наши проказы принимал с улыбкой и пониманием. С пенсии дедушка нам с Ольгой и ещё одной внучкой тоже Ольгой, дочкой тети Марии, давал по железному рублю денег, и мы, счастливые, все втроём бежали наперегонки в магазин за пряниками и конфетами Дома с дедушкой устраивали пир. Однажды дедушка ходил в Тарногу и купил нам всем троим по красивым красным гольфам с золотой ниточкой, как мы были счастливы! Такой красоты у наших деревенских девчонок не было, и они приходили посмотреть на наши гольфы. Я даже на ночь с ними не хотела расставаться, хотелось , чтобы поскорее наступило утро, и можно было снова надеть эту красоту, ночью я их хранила под подушкой. Самый лучший дедушка был у нас!». Для Василия Ивановича общение с внучками тоже было счастливым временем. Вторая внучка Ольга Олеговна, работает в Маркушевской библиотеке. Она кропотливо, с любовью собирает материал о своем любимом дедушке, человеке, который так много сделал для них в детстве.
Одна из самых замечательных портретных работ Василия Ивановича - это портрет дочери художника Марии Васильевны, учительницы начальных классов. Перед нами настоящая русская красавица: лучистые синие глаза, коса венком на голове, добрая улыбка. Ее облик выражает спокойствие, умиротворенность, доброжелательность. Внучка Марии Васильевны, Ольга Васильевна, также учительница начальных классов, по словам Нины Олеговны, именно ей передалось способность к рисованию.
Особое место в творчестве художника занимают его пейзажные работы. Нам удалось найти шесть картин с изображением природы нашего края: «Река Порша», где изображена скромная лесная речка; «Родные просторы», глядя на эту картину, ты чувствуешь себя самым богатым духовно человеком, ведь вокруг тебя такая живописная местность; «Дорога в поле», «На реке Кокшеньге». Эти пейзажи дороги нашему сердцу, как дороги они были сердцу самого художника. Сколько в них любви к своему краю: поистине свет души и силаталанта в них воплотились! В газете «Ленинец» за 1965 год мы читаем отзыв об этих картинах корреспондента газеты «Красный Север»: «Родные просторы завораживали художника: «Как не любить вас, тихие перелески задумчивые реки, золото созревающих полей и багрец рябин, земляничные поляны и дымные августовские росы… Неяркая северная природа на полотнах В,И. Силинского притягивает т своей тишиной и спокойствием». Одну из самых лучших пейзажных работ подарил Василий Иванович семье Одинцовых. Название ее – «Малаховский бор». Это название говорит многое сердцу любого тарножанина. И рассматривая эту картину, сосны, освещенные солнцем, песчаную дорогу в бору, невольно вспоминаешь стихотворные строки нашего земляка – поэта Михаила Никифоровича Некрасова:
Не с полотен ли Шишкина эти сосны сошли.
Или в сказке разысканы по заказу земли..
Загляделись в излучины серебристых озер.
До чего же хорош ты,задумчивый, наш Малаховский бор».
Эта картина была представлена на двух выставках: районной в 1967 году и школьной – 1994. К сожалению, не было возможности у Василия Ивановича побывать на областных совещаниях, праздниках, где выставлялись картины самодеятельных художников из разных районов Вологодской области. Об этом мы читаем в буклете «Вологодский областной научно-методический центр культуры и искусства»: «Художник В.И.Силинский из Тарногского района , участник двух войн – гражданской и Великой Отечественной, был дважды ранен, командовал продотрядом, всю жизнь не утрачивая интерес к искусству. В Дом народного творчества В.Силинский пишет о большом желании поучаствовать в семинаре самодеятельных художников, но сетует на нехватку денег: «Но только дело будет сопряжено с тем, как мне заработать рублей пятьдесят на дорогу, хлеб тот есть свой, и тем я обеспечиться смогу» (ГАВО ф.4641, оп.1,д. 85, л. 3,4). В ответном письме ДНТ обещал Силинскому оплатить дорогу. Мы не знаем, смог ли съездить Василий Иванович на этот семинар, но обидно, что таким талантам местная власть не соизволила помочь элементарно. А получал он в то время лишь 12 рублей пенсии и имел инвалидность по ранению в Великой Отечественной войне. И вот совсем недавно, 12 августа 2016 года, спустя 47 лет после смерти Мастера, мы отдаем должное нашему талантливому земляку, патриоту Тарногской земли, человеку добрейшей души, честному, скромному, бескорыстному, организовав выставку его картин под названием «Руки волшебные полотна». На выставке представлено более 25 произведений художника. Посетило выставку человек. Мы надеемся, что имя Василия Ивановича будет открыто и для наших земляков, живущих в XXI веке.
Заключение
Заканчивая наше исследование, можно сделать вывод: на основании официальных документов Государственного архива Вологодской области, печатных материалов в районной газете нами составлен рассказ о судьбе и творчестве тарногского художника Силинского В.И.; рассмотрены и проанализированы его произведения разных жанров, собраны воспоминания коллег, учеников, родных Василия Ивановича. Мы постарались раскрыть чистоту души и силу таланта художника – нашего земляка, показать, что в его картинах отразились родной край, любимые места, люди, живущие рядом.
Что может быть дороже для человека, наделенного даром художника, как увидеть красоту своей малой родины и суметь запечатлеть ее на холсте на века, оставить своим потомкам. Чтобы помнили… Говорят, у художника две жизни, одна его, вторая – его творений, и мы должны очень постараться, чтобы судьба и творчество Силинского Василия Ивановича не были забыты, ведь в его картинах Вся жизнь, вся Душа, вся любовь художника. Любимая песня Василия Ивановича была «Летят перелетные птицы..». Он всегда на учительских праздниках просил ее исполнить. Закончить свое выступление хочется словами этой, значимой для Василия Ивановича песни:
А я остаюся с тобою, родная моя сторона:
Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна…