Тема: Официально-деловой стиль: сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

План

1. Классификация служебных документов по содержанию.

2. Личные документы: автобиография, резюме, характеристика, заявление, доверенность.

3. Распорядительная документация: приказ, постановление, распоряжение.

4. Административно-организационная документация: контракт, трудовой договор, трудовое соглашение.

5. Информационно-справочные документы: справка, докладная записка, пресс-релиз, протокол, отчёт.

6. Деловые письма и их виды. Языковые конструкции деловых писем.

Задания

1. Отредактируйте текст доверенности.

Доверенность

Я, Андреева С. А., доверяю моему мужу Андрееву И. Г. получить мою зарплату за ноябрь 2010 г. В связи с тем, что нахожусь в больнице.

2 декабря 2015 г. С. А. Андреева

2. Отредактируйте текст заявления.

Декану факультета культуры

от студента Петрова Е. Н.

Заявление

Уважаемая Людмила Викторовна! Прошу освободить меня от занятий на ближайшие два дня. Я не могу посещать занятия по семейным проблемам.

Е.Н. Петров

3. Укажите, какой тип документа вы будете использовать в следующих случаях: Вы опоздали на работу; Вы получили медиапроектор для проведения семинара; Вы не пришли на экзамен; Вы не получили стипендию и разрешаете получить еѐ другому человеку

4. Прочитайте ситуации деловой коммуникации. Выберите, какой из типов письма необходим в каждой из этих ситуаций.

А. Вашему предприятию необходимо получить каталог офисной оргтехники. Какое письмо следует направить в соответствующую торговую фирму?

Б. Вы получили письмо от вашего делового партнера. Какое письмо обязательно следует направить партнеру в соответствии с правилами делового этикета?

В. Какое письмо направит вам деловой партнер, если вы не подтвердили получение его письма?

Г. В академии планируют провести научную конференцию на тему «Человек – Культура – Искусство – Творческая личность»». Какие письма рассылает оргкомитет?

5. Составьте и напишите деловому партнеру письмо-напоминание. Ключевым словом в тексте такого письма будет глагол «напоминать». Текст письма можно начать с фразы «Напоминаем Вам, что до выставки остается 2 недели (1 месяц, 5 дней). Просим по каналам быстрой связи ещѐ раз подтвердить Ваше участие».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 21

Тема: Речь в межличностных и общественных отношениях.

План

1. Общение и коммуникация.

2. Функции общения.

3. Структура речевой коммуникации.

4. Роль говорящего и роль слушающего в общении.

5. Виды, типы и формы профессионального общения.

Задания

1. Дайте ответы на вопросы:

– В чем заключается тактика «понимающее общение»? Когда уместно еѐ использовать?

– Какое слушание называется рефлексивным? Когда оно уместно?

– Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться к пожилому человеку с целью узнать, который час?

– Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты?

– Какие этикетные формулы вы используете для вежливой формы отказа принять предложение?

– В чем заключается тактика «директивное общение»? Когда уместно еѐ использовать?

– Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает Вы-общение, но по имени. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?

– В чем заключается тактика «принижающе-уступчивое общение»? Когда уместно еѐ использовать?

– Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться к секретарю директора, чтобы узнать решение по Вашему заявлению?

– Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным?

2. Прочитайте диалог. Укажите характеристики, придающие ему характер межличностного общения.

А. Понимаешь, мы не представляем, что это такое. Действительно, кажется, даль, Сибирь, глушь какая-то.

Б. Ну, глупости. Это очень интересный край. Очень интересный край. Там совершенно изумительная природа. У нас есть великолепное место – Снежная долина. Буквально двадцать три километра от города. Так там загар зимой вот такой, какой…

А. Зимой?

Б. Да, зимой, на лыжах загораем. Загар такой, как на юге, даже лучше, потому что горное солнце – это гораздо лучше.

Какими речевыми средствами достигается персональность, эмоциональность, непринужденность в этом разговоре?

3. Основными видами рефлексивного (активного) слушания являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Определите, к какому виду слушания относятся приведенные ниже фразы.

Образец: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете…» – примеры перефразирования.

1) «Не повторите ли еще раз», «Я не понимаю, что вы имеете в виду», «Это все, что вы хотели сказать?» – примеры…

2) «Вашими основными идеями, как я понял, являются…» – примеры…

3) «Мне кажется, что вы чувствуете…», «Вероятно, вы испытываете…», «Вы несколько расстроены…» – примеры…

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 22

Наши рекомендации