Функциональные стили современного русского литературного языка.
Задание 1. Определите стилистическую принадлежность текстов. Какую роль для их стилистической характеристики играют выделенные слова и словосочетания?
1. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) лидируют среди всех инфекционных заболеваний, поэтому их профилактика имеет огромное социальное значение. Однако возможности проведения такой профилактики ограничены рядом факторов, среди которых можно выделить многочисленность возбудителей, их генетическую изменчивость, нестойкость формирующегося иммунитета. Все это препятствует специфической профилактике гриппа и других респираторных инфекций.
2.На прошлой неделе глава аппарата правительства Д. Козак признался, что административная реформа пока продвигается со скрипом. Не все, что задумывали, получилось. Есть признаки отступления. После майского «технического переназначения» вместо 14 министерств оказалось 15, прибавилось служб и агентств. Неужели мечте о «компактном и эффективном правительстве» так и не суждено сбыться? И сколько управленцев все-таки нужно стране?
3. Стилистика, раздел яз-знания, изучающий систему стилей языков, языковые нормы и способы употребления лит. яз. в разл. условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в разл. сферах обществ. Жизни.
4. Когда-то ловкий поручик, танцор и волокита, а ныне толстенький, коротенький и уже дважды разбитый параличом помещик, Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомленный и замученный жениными покупками, зашел в большой музыкальный магазин купить нот.
5. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, – наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Задание 2. Следующие предложения разместите в порядке последовательного развития мысли. Определите функциональный стиль текста.
Первобытный человек воспринимал внешний мир с точки зрения своей практической деятельности. Названия предметам он давал только в меру трудового своего с ним соприкосновения. Область трудовой деятельности первобытного человека была узкой, столь же ограниченным был и его язык. Усложнение хозяйственной деятельности человека и усложнение общественной жизни привели к усложнению мышления и обогащению языка.
Контрольная работа сдаётся в печатном виде на страницах формата А4, 14 кегль, 1,5 интервал, поля 20 мм. со всех сторон. Пропущенные буквы, знаки препинания, ударения расставляются ручкой с синей пастой. Контрольная работа сдается методисту отделения «Народная художественная культура» не позднее, чем за 5 дней до сессии.
Преподаватель, читающий лекции, проверяет контрольные работы, оценивает их. Студент имеет право ознакомиться с оценкой.
Итоговый контроль
Итоговым контролем в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в II семестре является дифференцированный зачёт.
Зачёт выставляется по результатам выполненной студентом контрольной работы и результатам устного ответа по предложенной преподавателем теме (которая соответствует одной из тем, предложенных для самостоятельного изучения), а также выполнения теста в присутствии преподавателя.
Литература
1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М., 2000.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2007.
4. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М, 2000.
5. Розенталъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.
6. Розенталъ Д.Э. Русский язык на отлично Правила и упражнения.– М., 2009.
7. Русский язык. Учебник. Под. ред. проф. В.И. Максимова, М. Гардарики, 2000.
8. Современный русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
• Тестовые задания (www.i-exam.ru).
• Интернет ресурсы : www.gramota.ru
Словари
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
- Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г.Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русск. яз., 1997.
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник / Л.А. Семенюк и др. – М.: Русск. яз., 1994.
- Лопатин В.В., Иванова О.Е., Сафонова Ю.А. Учебный орфографический словарь русского языка. - М., 2006.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова / Под ред. Р.И. Аванесова; РАН: Ин-т рус. яз. – М.: Русский язык, 1999.
- Ожегов С.И. И Шведова Н.Ю. Толклвый словарь русского языка. - М., 1999.
- Тихонов АЛ., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А.Словарь-справочник по русскому языку (правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов). – М., 1995.