I лава IB. Искусство древнерусского государства

разительный подъем культуры, в течение первого же сто­летия вышедшей на высокий европейский уровень.

м Кирилл и Мефодий стали первыми славянскими про­светителями и проповедниками христианства.

м Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение мно­гих веков.

■ Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались прак­тически единственными формами художественного са­мовыражения русских.

ι В XI веке сложилась система храмовой живописи, со­хранившаяся в росписи Софийского собора.

■ Стиль монументального историзма, выражавший дух эпо­хи Рюриковичей, был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.

■ Дробление единого художественного пространства на самобытные школы и направления — процесс закономер­ный не только для России, но и для Западной Европы. В России в это время ведущими являлись три школы:

— владимиро-суздальская:

— новгородская;

— московская.

Две другие школы — псковская и строгановская — пред­ставляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление.

■ Зодчество. К 1530 году окончательно сложился архитек­турный ансамбль Московского Кремля и завершился пе­риод интенсивного строительства, начатого великим кня­зем Иваном III. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительных сооружения (каменная стена Китай-города и Белого го­рода, валы и деревянные стены земляного города), ок­ружавшие центр Москвы — Кремль.

■ Литература. Объединение местных культур вокруг Мо­сквы положило начало формированию общерусской культуры. Важную роль в ней играли литературно-пуб­лицистические произведения, поддерживающие новую государственную политику и идею национальной неза­висимости

м Большую роль в истории культуры России сыграло по­явление книгопечатания в 1553 году. Первые издания не имели авторов и не датировались: до настоящего вре­мени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве.

I лава IB. Искусство древнерусского государства - student2.ru
Глава 11

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

процесс перестройки русского общества завершился толь­ко в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходи­ла невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.

1 § 1. Русская культура XVII века________________

Выдающийся русский историк С.М. Соловьев очень точно охарактеризовал XVII век: эпоха петровских пре­образований подготовлялась тем, что, не трогая старо­го, к нему приставляли новое. Половинчатость и непо­следовательность этого периода чувствовалась во всем. Россия как бы раздумывала, с кем ей дальше идти — с Византией или Европой, пока не пришелцарь Петр и не решил вопрос самым радикальным способом.

В XVII веке была произведена реформа патриарха 11икона, которая привела к расколу Церкви и возник­новению старообрядчества. Внутри православия обра­зовалось два идеологических лагеря, две системы цен­ностей. Книгопечатание из дорогого технического приспособления для одноразового использования постепенно превращается в массовое типографское производство. Печатный двор в Москве — первое пред­приятие культурной индустрии. Половину его продук­ции составляли светские издания: литература по воен­ному и горному делу, сельскому хозяйству, медицине. В 1651 году за один только день было продано 2400 эк­земпляров «.Букваря» патриаршего дьякона Ф.Ф. Бур­цева. Издавались также учебники по арифметике, гео­метрии, грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника энциклопедического характера. Книга становится массовой, но в XVII веке массовой еще не становится грамотность, ее сдержи­вают сословные пережитки, запрещающие обучать про­стонародье. (Когда мы употребляем слово «массовый», то должны отдавать себе отчет, что в то время оно от­носилось к широким слоям мелкого и среднего дворян­ства, а не народа.)

В XVII веке в России только предпринимаются по­пытки создать постоянно действующие учебные заве­дения. Начали открываться средние школы. В 40-х го­дах боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых 415 монахов и устроил школу для молодых дворян в Андре­евском монастыре. В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая боль­шую роль в русском Просвещении. В ней готовили кад­ры для нужд государства и Церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов.

Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них становится социаль­ная сатира, осмеивающая государственные и церков­ные институты («Повесть о Шемякиной суде»), лице­мерие и стяжательство духовенства («Сказание о куре и лисице»), канцелярскую практику («Повесть о Ерше Ершовиче») и т. п. Житийный жанр преобразуется в биографическое повествование («Повесть об Ульянии Осоргипой»). Первой в истории русской литературы развернутой автобиографией становится «Житие про­топопа Аввакума» (1672—1675), идеолога старообряд­чества. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть, включающая любовную интригу, психологиче­скую мотивировку поведения героя («Повесть о Марфе и Марии»). Развитие сатирических, бытовых, автобио­графических жанров способствовало появлению собст­венно художественной литературы. При дворе царя Алексея Михайловича возникает русский театр, первым драматургом которого стал Симеон Полоцкий (1629— 1680), поэт, церковный деятель, проповедник, наставник царских детей. Его перу принадлежат нравственно по­учительные произведения («Комедия притчи о блудном сыне»), полемические трактаты против деятелей раско­ла, сборники о русской силлабической поэзии («Верто­град многоцветный», «Рифмологион») и драматургиче­ские произведения.

Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества. В конце столетия в храмовой ар­хитектуре появляются признаки барокко: зодчие отка­зываются от узорочья, предпочитая принципы строгой, пропорциональной («ордерной») композиции здания и ярусного членения. Церковь Покрова в Филях и коло­кольня Новодевичьего монастыря в Москве — шедев­ры «нарышкинского» стиля («московское барокко»).

В монументальной живописи, все еще базирую­щейся на иконописи, наблюдается размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи. XVII в. явился временем крушения художественных идеалов иконописи. Новое время — преддверие пет­ровской эпохи — поставило перед живописью новые задачи. Но решить их в переходный период так и не удалось. В художественном отношении иконы этого времени заметно уступают своим предшественницам. XVII столетие — век противоборства старых традиций и требований современности, духа церковного и мир­ского.

Поскольку по своему назначению икона оставалась прежде всего моленным образом, Церковь считала, что, оберегая древнюю иконописную традицию, она тем самым оберегает и чистоту православного вероучения, хранит его от посягательств западного католицизма. Однако наиболее мыслящие художники считали, что задачи иконописи более широки. Она должна отражать действительность. Ориентация на нее — первая при­чина произошедших в XVII веке изменений. Вторая причина — более основательное, чем прежде, знаком­ство с искусством Запада. Эти два момента тесно свя­заны друг с другом. Сближение искусства с жизнью в Западной Европе началось много раньше, чем на Руси, и его мастерами давно были решены те проблемы, что мучили теперь наших иконописцев1.

Каким путем происходило знакомство с западным искусством? В мастерских Оружейной палаты во вто­рой половине XVII века бок о бок с русскими масте­рами работали иноземцы. В заключавшихся с ними контрактах специально оговаривался пункт, согласно которому они должны были обучать русских учеников «всему, что сами умеют»: как построить глубокое пространство, рассчитать пропорции человеческой фигуры, передать ее в правильном ракурсе, т. е. в со­кращении, при сложном повороте и движении. Образ­цами для наших иконописцев выступала гравюра, которую тогда называли «фряжскими листами». Каж­дый желающий мог их купить на мосту у Спасской башни Кремля, а также на рынках крупных русских городов. Правда, западноевропейская гравюра, проч­но вошедшая в художественный обиход, основатель­но перерабатывается на русский лад. Поиски новых сюжетов и стремление к повествовательной зани-

Наши рекомендации