Контрольные задания для проведения рубежного контроля
Тема «Коммуникативные качества речи»
Вариант I
1. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
а) отгул, озимые, реквием;
б) ходатайствовать, шофер, донельзя;
в) ножны, планер, некролог;
г) туфля, юродивый, безудержный.
2. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, орхидея, афера?
а) гри[п], орхи[д‘э]я, а[фэ]ра;
б) гри[пп], орхи[д’э]я, а[фэ]ра;
в) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф‘э]ра;
г) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф‘о]ра.
3. В каком ряду во всех словах перед гласным Е звучит твердый согласный?
а) ателье, интервью, гротеск;
б) бактерия, бассейн, термин;
в) критерий, профессор, пионер;
г) демократ, шинель, кафе.
4. Укажите вариант, в котором нарушена лексическая сочетаемость слов?
а) туристический поход;
б) первый дебют;
в) эффектное выступление;
г) героические дни блокады.
5. Укажите слово, не являющееся синонимом к остальным словам?
а) грустный;
б) печальный;
в) унылый;
г) злой.
6. В каком ряду допущена ошибка в управлении?
а) доверять секреты; аналогичный предыдущему; одевать ребенка;
б) предостеречь от опасности; оплатить за проезд; уверенность в друге;
в) приступить к выполнению; гарантировать доставку груза; надевать перчатки;
г) тревожиться за близких; удивлен поступками; обрадоваться подарку.
7. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота?
а) Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.
б) Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.
в) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.
г) Книги Акунина я могу читать, открыв на любой странице.
8. Укажите предложение, в котором допущена логическая ошибка?
а) Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома.
б) Большие электрические лампочки, свисавшие с потолка в центре зала, гасли одна за другой.
в) Они начали работу на огромном, изрытом ямами и косогорами пустыре.
г) Стоимость пребывания в этой гостинице составляет около ста франков в день.
9. В каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно?
а) (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить;
б) (не) считая; (не) солоно хлебавши; (не) вежа;
в) (не) взрачный; (не) рад встрече; трава (не) скошена;
г) (не) достает терпения; (не) хватает; (не) счастье.
10. Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми?
а) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
б) В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.
в) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
г) Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
11. Какая фигура речи представлена в данном предложении: Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека?
а) эллипсис;
б) градация;
в) анафора;
г) инверсия.
12. Какое коммуникативное качество речи присуще не всем речевым ситуациям?
а) правильность;
б) логичность;
в) выразительность;
г) доступность.
13. Укажите троп, который соответствует данному определению: ______ - это определение, в котором ярко выражено эмоциональное отношение говорящего?
а) эпитет;
б) литота;
в) метонимия;
г) метафора.
14. В системе русского литературного языка отсутствует уровень:
а) грамматический;
б) стилистический;
в) фонетический;
г) лексический.
15. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить?
а) положа руку на сердце;
б) души не чаять;
в) яблоку негде упасть;
г) яблоко раздора.
16. В каком ряду все слова являются архаизмами?
а) гувернер, выя, жандарм;
б) улан, грядет, вседневно;
в) камердинер, опричник, десница;
г) чело, глаголить, уста.
17. Какое коммуникативное качество речи тесно связано с нормативным аспектом речевой культуры?
а) выразительность;
б) доступность.
в) правильность;
г) логичность.
18. За пределами литературного языка находятся:
а) просторечия;
б) термины;
в) разговорная лексика;
г) канцеляризмы.
19. В каком случае пароним употреблен верно?
а) принять эффектные меры;
б) нанести сокрушенный удар;
в) письмо дошло до адресанта;
г) идеалистическая философия.
20. Функцией языка, позволяющей сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому, является:
а) когнитивная;
б) коммуникативная;
в) аккумулятивная;
г) эмоциональная.
Вариант II
1. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
а) красивее, иначе, добыча;
б) договор, планер, мышление;
в) ножны, алфавит, некролог;
г) туфля, торты, собрались.
2. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: бог, гренадер, опека?
а) бо[к], грена[д‘э]р, о[пэ]ка;
б) бо[г], грена[д’о]р, о[пэ]ка;
в) бо[х], грена[д’э]р, о[п‘э]ка;
г) бо[х], грена[дэ]р, о[п‘о]ка.
3. В каком ряду во всех словах перед гласным Е звучит твердый согласный?
а) атеизм, тема, кофе;
б) тембр, индекс, тезис;
в) бактерия, демократия, гипотеза;
г) модель, энергия, контекст.
4. Укажите вариант, в котором нарушена лексическая сочетаемость слов?
а) туристский обед;
б) эффективные меры;
в) драматический театр;
г) моя автобиография.
5. Укажите слово, не являющееся синонимом к остальным словам?
а) прекрасный;
б) знаменитый;
в) чудесный;
г) восхитительный.
6. В каком ряду допущена ошибка в управлении?
а) обрадоваться успехам; одевать шапку; базироваться на фактах;
б) пренебрегать фактами; примириться с врагом; беспокоиться о товарище;
в) отзыв о книге; предупредить об опасности; гарантировать успех;
г) рецензия на статью; платить за проезд; препятствовать работе.
7. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота?
а) Дети возвращались после прогулки, весело напевая песни.
б) Он сидел прямо, прислонившись к спинке стула.
в) Увидев это жилище, у меня сложилось самое плохое впечатление.
г) Возражая против отдельных положений докладчика, присутствующие в целом согласились с ним.
8. Укажите предложение, в котором допущена логическая ошибка?
а) Стоимость пребывания в этой гостинице составляет около ста франков в день.
б) Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома.
в) Большие электрические лампочки, свисавшие с потолка в центре зала, гасли одна за другой.
г) Они начали работу на огромном, изрытом ямами и косогорами пустыре.
9. В каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно?
а) (не) взрачный; (не) рад встрече; трава (не) скошена;
б) (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить;
в) (не) достает терпения; (не) хватает; (не) счастье;
г) (не) считая; (не) солоно хлебавши; (не) вежа.
10. Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми?
а) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
б) Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.
в) В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.
г) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
11. Какая фигура речи представлена в данном предложении: Татьяна в лес, медведь за ней?
а) анафора;
б) инверсия;
в) эллипсис;
г) градация.
12. Какое коммуникативное качество речи присуще не всем речевым ситуациям?
а) доступность;
б) выразительность;
в) правильность;
г) логичность.
13. Укажите троп, который соответствует данному определению: ______ - это перенос лексического значения с одного предмета на другой по сходству их признаков?
а) гипербола;
б) эпитет;
в) синекдоха;
г) метафора.
14. В системе русского литературного языка отсутствует уровень:
а) грамматический;
б) лексический;
в) фонетический;
г) стилистический.
15. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию нет свободных мест?
а) положа руку на сердце;
б) души не чаять;
в) яблоку негде упасть;
г) яблоко раздора.
16. В каком ряду все слова являются историзмами?
а) ланиты, брадобрей, уста;
б) опричник, уезд, воевода;
в) карета, око, фрейлина;
г) гусар, дьяк, чело.
17. Какое коммуникативное качество речи тесно связано с нормативным аспектом речевой культуры?
а) правильность;
б) доступность.
в) выразительность;
г) логичность.
18. За пределами литературного языка находятся:
а) термины;
б) диалектизмы;
в) разговорная лексика;
г) канцеляризмы.
19. В каком случае пароним употреблен верно?
а) удачливый день;
б) экономичный хозяин;
в) туристическая путевка;
г) дождливый плащ.
20. Функцией языка, позволяющей сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому, является:
а) аккумулятивная;
б) когнитивная;
в) коммуникативная;
г) эмоциональная.
Тема «Функциональные стили современного русского языка»
Вариант I
1. Укажите характеристики, соответствующие данному тексту:
Свобода или смерть! Мы хотим мирного процветания себе и нашим соседям, мы хотим высших даров человеческой свободы: развития культуры, искусства и наук, благоденствия, счастья. Культура, а не война. Во имя этих великих общечеловеческих целей в бой! В победный бой с фашистскими варварами, пьяными от крови и грабежа! Смерть фашизму!
Да здравствуют все страны и все народы мира, борющиеся с фашизмом!
а) публицистический стиль, политико-агитационный подстиль, функция воздействия;
б) научный стиль, научно-популярный подстиль, функция воздействия;
в) публицистический стиль, газетный подстиль, функция информирования.
2. К какой лексической группе относятся слова, выделенные в данном тексте:
Эмоции, рассматривавшиесястарой психологией как наиболее сущностноечеловеческое проявление, за последние годы относительноредкостановятся темой психологических исследований.Это еще более очевиднов контексте осмысленияпатологического материала: аффективные расстройстваанализируются, как правило, лишь в рамкахобъективистскиориентированных нейрофизиологическихконцепций.Возможно, подобная ситуация отражает своеобразноеединой методологически обоснованной универсальной психологической концепции эмоций. Во всяком случае,современная психопатология явно предпочитает синдромологический подход.
а) общенаучная лексика;
б) терминология;
в) общеупотребительная книжная лексика;
3. Какая ошибка допущена в данном предложении: Картина проясняется вполне точно, и уже виден ее завершающий конец?
а) тавтология;
б) плеоназм;
в) ошибка в употреблении паронимов.
4. Укажите в каком ряду все виды документов относятся к административно-канцелярскому стилю:
а) справка, протокол, нота, доверенность, указ, устав;
б) заявление, кодекс, договор, служебная записка, приказ;
в) распоряжение, трудовое соглашение, заявление, резюме, справка.
5. Укажите подстиль и жанр данного научного текста:
Дождь, осадки атмосферные, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром, большим 6-7 мм, разбиваются при выпадении на меньшие капли. Интенсивность Д. колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий Д.) до 100 мм/ч (ливень). Д. выпадает, как правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температуре ниже нуля переохлажденные капли и ледяные кристаллы. Упругость насыщения водяного пара над каплями больше, чем над ледяными кристаллами при той же температуре; поэтому облако, даже не насыщенное водяным паром по отношению к каплям воды, будет пересыщено по отношению к кристаллам.
а) научно-учебный, справочник;
б) научно-учебный, учебное пособие;
в) собственно научный, монография
6. Какие общие стилевые черты характеризуют публицистический стиль?
а) логичность, стандартизованность, точность;
б) повышенная эмоциональность, минимизация языковых средств, непринужденность;
в) повышенная эмоциональность, логичность, доступность;
7. В какой группе все слова относятся к разговорной лексике?
а) мужичек, трепать языком, зачетка, городишко, зелененький
б) сдернуть шапку, скользнуть, десяток, братишка, замочек
в) благодаря, валиться, во имя, глуховатый гул, домище
8. День Военно-морского флота России для севастопольцев — без преувеличения главный праздник года. Даже круче новогоднего, потому что с флотом город повязан прочно. Канатами. В данном тексте представлена:
а) градация
б) парцелляция
в) параллелизм
9. В каком ряду слов и словосочетаний представлены канцелярские перифразы?
а) за исключением указанного, в соответствии с вышеизложенным
б) оказывать влияние, прошу разрешить, нести службу
в) воспрещается, истец обязуется, представить в указанные сроки
10. Какие синтаксические черты присущи официально-деловому стилю?
а) эллипсис; восклицательные предложения; односоставные предложения
б) парцелляция; наличие вставных конструкций; сравнительные обороты
в) инверсия подлежащего и сказуемого; предложения, осложненные однородными членами и причастными оборотами
Вариант II
1. Укажите характеристики, соответствующие данному тексту:
Свобода или смерть! Мы хотим мирного процветания себе и нашим соседям, мы хотим высших даров человеческой свободы: развития культуры, искусства и наук, благоденствия, счастья. Культура, а не война. Во имя этих великих общечеловеческих целей в бой! В победный бой с фашистскими варварами, пьяными от крови и грабежа! Смерть фашизму!
Да здравствуют все страны и все народы мира, борющиеся с фашизмом!
а) научный стиль, научно-популярный подстиль, функция воздействия;
б) публицистический стиль, политико-агитационный подстиль, функция воздействия;
в) публицистический стиль, газетный подстиль, функция информирования.
2. К какой лексической группе относятся слова, выделенные в данном тексте:
Эмоции, рассматривавшиесястарой психологией как наиболее сущностноечеловеческое проявление, за последние годы относительноредкостановятся темой психологических исследований.Это еще более очевиднов контексте осмысленияпатологического материала: аффективные расстройстваанализируются, как правило, лишь в рамкахобъективистскиориентированных нейрофизиологическихконцепций.Возможно, подобная ситуация отражает своеобразноеединой методологически обоснованной универсальной психологической концепции эмоций. Во всяком случае,современная психопатология явно предпочитает синдромологический подход.
а) общенаучная лексика;
б) общеупотребительная книжная лексика;
в) терминология;
3. Какая ошибка допущена в данном предложении: Картина проясняется вполне точно, и уже виден ее завершающий конец?
а) тавтология;
б) ошибка в употреблении паронимов;
в) плеоназм.
4. Укажите в каком ряду все виды документов относятся к административно-канцелярскому стилю:
а) справка, протокол, нота, доверенность, указ, устав;
б) распоряжение, трудовое соглашение, заявление, резюме, справка;
в) заявление, кодекс, договор, служебная записка, приказ.
5. Укажите подстиль и жанр данного научного текста:
Дождь, осадки атмосферные, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром, большим 6-7 мм, разбиваются при выпадении на меньшие капли. Интенсивность Д. колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий Д.) до 100 мм/ч (ливень). Д. выпадает, как правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температуре ниже нуля переохлажденные капли и ледяные кристаллы. Упругость насыщения водяного пара над каплями больше, чем над ледяными кристаллами при той же температуре; поэтому облако, даже не насыщенное водяным паром по отношению к каплям воды, будет пересыщено по отношению к кристаллам.
а) собственно научный, монография;
б) научно-учебный, учебное пособие;
в) научно-учебный, справочник
6. Какие общие стилевые черты характеризуют публицистический стиль?
а) логичность, стандартизованность, точность;
б) повышенная эмоциональность, логичность, доступность;
в) повышенная эмоциональность, минимизация языковых средств, непринужденность;
7. В какой группе все слова относятся к разговорной лексике?
а) сдернуть шапку, скользнуть, десяток, братишка, замочек
б) мужичек, трепать языком, зачетка, городишко, зелененький
в) благодаря, валиться, во имя, глуховатый гул, домище
8. День Военно-морского флота России для севастопольцев — без преувеличения главный праздник года. Даже круче новогоднего, потому что с флотом город повязан прочно. Канатами. В данном тексте представлена:
а) градация
б) параллелизм
в) парцелляция
9. В каком ряду слов и словосочетаний представлены канцелярские перифразы?
а) оказывать влияние, прошу разрешить, нести службу
б) за исключением указанного, в соответствии с вышеизложенным
в) воспрещается, истец обязуется, представить в указанные сроки
10. Какие синтаксические черты присущи официально-деловому стилю?
а) эллипсис; восклицательные предложения; односоставные предложения
б) инверсия подлежащего и сказуемого; предложения, осложненные однородными членами и причастными оборотами
в) парцелляция; наличие вставных конструкций; сравнительные обороты
Контрольные задания по теме «Языковые нормы русского языка»
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные проверяемые безударные гласные:
нав…рстать упущенное; высокий пл…тень; р…бой нос; стр…лять по воробьям; подр…жать старшим.
2. Вставьте в приставки гласную “И”или “Е”:
пр…дельно допустимый; пр…ручить собаку; иметь пр…имущества; пр…вередливый; пр…норавливаться к условиям.
3.Определите написание предлогов, именных и наречных сочетаний:
(из) под Тулы; скала (на) подоби… конуса; (в)последстви… они встретились; бежать (в)доль бульвара; (в)продолжени… весны.
4.Определите написание частиц «НЕ» или «НИ»:
(н__) мог он ямба от хорея, как ма (н__) бились, отличить; никому (н__) кланялась Москва; встать (н__) свет (н__) заря; куда бы нас (н__) бросила судьбина,…все те же мы; он охотно тратил деньги, но (н__) полезного, (н__) приятного результата от этих трат (н__) происходило.
5. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.
Жить в мире большое счастье. Она большая умница и красавица. Мой друг семи пядей во лбу. Сердце не камень. Молодость единственный недостаток, который проходит с годами.
6. Расставьте, где нужно, знаки препинания в предложениях с однородными членами.
На выставке была представлена как живопись так и графика. Ни справа ни слева ни на берегу никого не было видно. И стар и млад сбежались на пожар. Для нее была хотя и привычна но тяжела жизнь без родных и близких.
7. Подберите нужное лексическое значение к приведенным ниже фразеологическим единицам.
Божий суд, во мгновение ока, косая сажень в плечах, тянуть канитель, львиная доля, телячий восторг, до фонаря, ни шатко ни валко, суконный язык, рог изобилия, выбиться из колеи, тихой сапой, для мебели, через час по чайной ложке, расправить крылья, перемывать косточки, сгущать краски, попасть впросак.
8.Выпишите и исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода существительных.
Красивая бра, новая тюль, серьезное жюри, зеленое такси, белая рояль, лечебная шампунь, болезненный мозоль, серая мышь, вкусное какао, старое пианино.
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы.
Завеш...нные тюлем окна. Брезж...щий рассвет. Бор...щиеся страсти. Еле дыш...щий больной. Все мысл...мые способы.
2. Вставьте, где это необходимо, мягкий знак.
Тон...чайший. Смерч... . Надо пуститься вскач... . Тягуч... . Невтерпеж... .
3. Поставьте нужное окончание.
Учиться в Казан... . В отдалени... . О Мари... Николаевне. В ожерель... . При взлете и посад к... .
4. В конце предложений отметьте цифрами 1 — слитное, 2 — раздельное, 3 — дефисное написание слов.
(В)продолжение дня Анна несколько раз начинала разговоры. 2. Все бумаги готовы, (при)том в двух экземплярах. 3. Он пришел узнать (на)счет расписания. 4. Только высоко на вершинах (кое)где дрожал золотой свет. 5. (В)течение осени и зимы галки живут (за)счет человека.
5. Расставьте, где нужно, знаки препинания.
1. Спустя несколько времени(...) пришел Весовщиков. 2. Тема неновая(...) однако(...) интересная. 3. Жена управляющего(...) или первая дама в табеле о рангах(...) давала обеды не менее торжественные, чем заседания ее мужа. 4. За рекой Щетинкой стояла зелёная(...) свёртывающаяся в трубку(...) рожь и пахло свежей зеленью и цветами. 5. Из лучшей избы вышел гусар в белом кителе(...) и(...) сняв фуражку(...) подошел к офицерам.
6. Вставьте гласные в слова с ПРЕ- или ПРИ-:
Сидеть в пр…зидиуме, пр…вилегии, пр…дать осмеянию, пр…мирение, пр…ступники, пр…ехать, пр…стиж.
7. Вставьте Е_ или И в окончания глаголов:
Вход…шь в дом, он мягко стел…т, чувству…шь запах, слыш…тся шорох, ве…т прохладой, все завис…т от вас, ты вспомина…шь близких..
8.Каждое толкование замените одним словом.
Краткая приветственная застольная речь. Настенный светильник из одной или нескольких ламп. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произведения, исполнения. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо. Грубый, невоспитанный человек. Тоска по родине. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной.
Вариант 3
1. Расставьте знаки препинания.
Стра...ая пер...мена произошла со вч...рашнего дня во всем в его наружност... в выра...жени... лица.
Он чу...ствовал себя другим человеком. Самоувер...ность и...чезла и сп...койствие и...чезло то(же) от преж...его душевного строя не осталось (н...)чего. По…вилось ка-кое(то) (не)бывалое ощущение сильное сладкое и (не)доброе словно таинств...ный гость забрался в св...тилище и овл...дел им. Литвинов трусил и в то(же) время отча...ная отвага заг...ралась в нем побежде...ым знакома эта смесь прот...воп...ложных чу...ств (не)(без)..звестна она и вору после первой краж... А Литвинов был поб...жден так скоро (в)течени... мига что сталось с его честностью?
2. Ответьте на следующий вопрос:
а) Сколько звуков в слове смесь?
3. Подберите антоним к словуотвага. Ответы: смелость, трусость, героизм. Подчеркнуть нужное. Составьте с этим словом предложение.
4. Определите написание НЕ с существительными (слитно или раздельно:
Это не…буквы, а некоторая символика; открылась не…достача; отнюдь не…умник; энергия не…нависти; вовсе не…шутка; их не…уживчивость; не…урожай хлебов.
5. Вставьте пропущенные буквы.
Зал…зать на дерево, зал…зать рану, пол…скать горло, пол…скать щенка, шумят и пенятся в…лы, устало брели в…лы, прис…гать на верность Родине.
6. Вставьте непроверяемые безударные гласные:
Кат…комбы, агр…ном, верм…шель, сув…ренный, б…гема, хр…зантема.
7. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О:
Пром…кательная бумага, изл…жить содержание, распол…гать временем, сг…ревшие дрова, обм…кнуть в воду, заг…рать на солнце.
8.Зачеркните логически лишнее слово.
Рождество я отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что родители не различали их одного от другого.
Вариант 4
1. Определите написание сложных предлогов и именных сочетаний. Поставьте Е или И в окончания слов:
Идти в течени… часа, препятствия в течени… ручья, не спать в продолжени… ночи, прочитать в продолжени… романа, вследстви… неудач, в следстви… по делу, впоследстви… встретимся.
2. Вставьте пропущенные буквы
Ц_вилизация, осл_ жнение, большая знач_мость, хв_тать, ласточка щебеч_т, к_варный, д_скредитация, нак_пить деньги, прив_ редливый, п_циент.
3. Укажите пропущенные буквы.
а) в течени… года, по истечени… срока, узнаете впоследстви…,
домик наподоби… шалаша, в результат… аварии, в случа… неудачи, вскор… мечта исполнится.
4. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
Акустика это учение о звуке. Твои очи как серп новолуния. Острый язык дарование, длинный язык наказание. Дружба не услуги, за нее не благодарят.
5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с уточняющими, объясняющими словами:
Там на горах белели виллы. Теплой весной из далекого края в гости пришла дочь. Ночью ближе к утру пошел сильный дождь. Внизу в долине лес был гуще.
6. Раскройте скобки; вставьте там, где это необходимо, буквы вместо точек. Расставьте знаки препинания.
Поезд оп...здал (не)сколькими м...нутами. Продолжительный свист ра...дался наконец послышался тяж...лый возр...ставш...й гул и медле...о выкат...ваясь из(за) пов...рота дороги no…вился пар...вик. Толпа под...лась ему (на)встречу и Литвинов двинулся за нею вол...ча ноги как осужде...ый. Поезд ост...новился и брос...вшись к дверцам Литвинов отв...рил их Татьяна стояла возле тетк... и светло улыбаясь протяг...вала руку. Он помог им обеим сойти прог...ворил несколько пр...ветных слов (не)доконч…ых и (не)ясных и тот(час) же засу...тился отб...рая б...леты дорожные мешки пледы.
7. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.
Мать велела купить несколько (простыни). Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 2 (килограммы) (помидоры). В углу стояло несколько (кочерга). Рим пал от нашествия (варвары). Сегодня нужно забрать братишку из (ясли).
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Ефремов В.А., Дунев А.И., Дымарский М.Я. Русский язык и культура речи. – М.: Высшая школа, 2009. – 496 с.
2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 448 с.[2]
3. Коренькова Е.В., Пушкарева Н.В. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов. – М.: Проспект, 2010. – 384 с.[3]
4. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 493 с.
5. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 411 с.
Дополнительная литература
1. Жуковская Е.В. Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи: учебное пособие / Е.В. Жуковская. – М. : Флинта ; Наука, 2003. – 175 с.
2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Колтунова. – М.: Экономическая литература, 2002. – 288 с.
3. Лемов А.В. Русский язык и культура речи. Подготовка к тестированию: учебное пособие / А.В. Лемов. – М. : Высшая школа, 2004. – 264 с.
4. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / под ред. О.В. Загоровской. – Воронеж: ВГПУ, 2003. – 243 с.
5. Социальная власть языка : сб. науч. тр. / отв. ред. Л.И. Гришаева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 270 с.
6. Фененко Н.А. Язык реалий и реалии языка / Н.А. Фененко ; под ред. А.А. Кретова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 140 с.
7. Эссе о социальной власти языка / под ред. Л.И. Гришаевой. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 196 с.
8. Язык и национальное сознание: Вопросы теории и методологии / науч. ред. З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. – 314 с.
Справочная литература
1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников / Р.П. Андреева. – СПб.: Литера, 2005. – 480 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – 3-е изд., стереотип. – М.: URSS (КомКнига), 2005. – 576 с.
3. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 240 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб. : НОРИНТ, 2003. – 1536 с.
5. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка : около 500 антонимических гнезд / Л.А. Введенская. – М. : Астрель, АСТ, 2004. – 445 с.
6. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий / И.М. Ганжина. – М. : Астрель, АСТ, 2001. – 672 с.
7. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка : пособие для учащихся / М.Р. Львов. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2002. – 271 с.
8. Орфоэпический словарь русского языка / авт.-сост. Н.И. Новинская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 336 с. – (Словари).
9. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: терминологический лингвистический словарь для юристов / В.Н. Руднев, П.А. Егоров ; Рос. акад. правосудия. – М. : Рос. акад. правосудия, 2004. – 128 с.
10. Словарь антонимов русского языка : около 500 антонимических гнезд / Л.А. Введенская. - М.: Астрель, АСТ, 2004. - 445 с.
11. Словарь иностранных слов для школьников / авт.-сост. В.В. Шоркина. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.
12. Словарь-справочник. Русский язык / авт.-сост. В.М. Жабцев. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. – 464 с.
13. Толковый словарь для школьников / под ред. М.П. Стерлигова. – СПб. : Литера, 2005. – 512 с.
14. Универсальный орфографический словарь русского языка с приложением глагольно-именных словосочетаний / под ред. Т. Волковой. – М. : Вече, 2001. – 704 с.
15. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь / Ю.А. Федосюк. – 5-е изд. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 240 с.
16. Фразеологический словарь русского языка / авт.-сост. А.А Легостаев, С.В. Логинов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с. – (Словари).
17. Школьный словарь антонимов / сост. Г.П. Никольская. – М.: Центрполиграф, 2004. – 639 с.
18. Школьный словарь иностранных слов / сост. А.П. Ачкурин. – М. : Центрполиграф, Полюс, 2003. – 640 с.
19. Школьный словарь синонимов / сост. А.А. Медведева. – М. : Центрполиграф, 2003. – 622 с.
20. Школьный словарь трудностей русского языка / сост. И.А. Мудрова. – М. : Центрполиграф, 2004. – 575 с.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Культура речи как элемент профессиональной культуры.
2. Коммуникативные качества речи. Общая характеристика.
3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные группы норм.
4. Современные орфоэпические (произносительные) нормы: обязательные и допустимые.
5. Нормы ударения: обязательные и вариативные.
6. Понятие о норме словоупотребления в русском языке. Нарушение норм словоупотребления.
7. Функциональные стили современного русского языка. Общая характеристика.
8. Научный стиль речи. Функции и лингвистические признаки.
9. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.
10.Культура современного делового письма и делопроизводства.
11.Публицистический стиль современного русского языка. Основные черты.
12.Устная разновидность литературного языка. Основные черты.
13.История формирования русского литературного языка.
14.Современная лексика. Устаревшие слова. Неологизмы.
15.Иноязычная лексика и ее истоки.
16.Письменная разновидность литературного языка. Основные черты.
17.Слово как центральная единица языка. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова.
18.Синонимия русского языка. Стилистическая функция синонимов.
19.Антонимия русского языка. Стилистическая функция антонимов.
20.Омонимия русского языка. Стилистическая функция омонимов.
21.Паронимия русского языка. Стилистическая функция паронимов.
22.Русская фразеология как образный и эмоциональный ресурс русского языка и русской речи.
23.Особенности устной публичной речи.
24.Виды публичных выступлений.
25.Основные виды аргументов.
26.Подготовка оратора к выступлению.
27.Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
28.Роль речевого этикета в профессиональной деятельности юриста.
29.Восприятие оратора аудиторией.
30.Признаки и функции языка.
31.Виды и функции общения.
32.Формы существования языка.
33.Поведение оратора в аудитории. Учет интересов и особенностей аудитории.
34.Современный русский язык и современная русская речь: история, современность и перспективы развития.
[1] 1 зачётная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоёмкости продолжительностью по 45 минут.
[2] Электронная версия данного издания представлена в электронной библиотеке BOOK.RU (www.book.ru). Для получения доступа к указанному ресурсу необходимо пройти регистрацию пользователя в библиотеке Северо-западного филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».
[3] Электронная версия данного издания представлена в электронной библиотеке BOOK.RU (www.book.ru).