Артефакты культуры: обычай, обряд, паттерны, ценности.
Артефакты отличаются тем, то они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Артефакт как биологически ненаследуемый, искусственный, созданный людьми объект является элементарной структурной единицей культуры. Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы и духовного содержания. Материальная форма определяется утилитарными соображениями, возможностями человека и общества. Духовное содержание обусловливается потребностями выражения различных идей, эстетических вкусов, обозначения социального статуса и прочим. В культуре содержание, т.е. информация , передаваемая артефактом важнее, нежели материал из которого он создан.
В культуре содержание, то есть, передаваема информация, важнее их материальной формы. Например, материал, из которого сделан предмет вторичен по отношению к его идеям. Эти идеи можно передать и иными способами. О приоритете содержания над формой свидетельствую произведения искусства. Все они имеют цену, стоимость, но идейное содержание – эстетическое, нравственное и идейное – в отдельных случаях делает их бесценными («Джоконда»).
Артефакты в культуре принято называть культурными достижениями. В разговорном языке под достижениями понимаются такие результаты деятельности, которые приносят пользу человеку и обществу. В науке «культурное достижение» лишено оценочного смысла, так как многие артефакты культуры амбивалентны, т.е. могут вызвать у человека противоположные чувства: симпатию и антипатию. Такое противоречие возникает вследствие неоднозначного влияния достижений культуры на прогресс человеческого общества (техника, лекарственные препараты и т.д.). Элементы культуры, в том числе и артефакты, образуют определенную целостность, систему, в которой они располагаются в иерархическим образом соответственно своей значимости. Значимость артефактов – величина не постоянная, основания оценки могут со временем меняются, т.к. культура процесс живой. Культурные достижения могут и теряют свою значимость и на их место приходят другие (гонец – радио, чернильница – шариковая ручка и т.д.).
Методы изучения артефактов:
1. Генетический метод – исследует вопросы происхождения культурных объектов, т.е. авторство, место, время, условия и обстоятельства создания артефакта.
2. Исторический метод – изучение биографии артефакта, его значения и ценности для людей той эпохи, в которую он был создан.
3. Структурно-функциональный метод – изучение артефакта как элемента целостной культурной системы, выявление его функций и определение его места и роли в системе ценностей.
По-мнению антропологов культура вообще, и любая культура в частности состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты) Они содержаться главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. В каждой культуре мир организован по-разному. В языке жителей Тробриановых островов одно слово обозначает 6 различных родственников: отца, брата отца (дядя), сына сестры отца (дядя, племянник), сына сестры матери отца (троюродный брат, внучатый дядя), отца дочери сестры отца (дядя), сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников. В английском языке даже отсутствуют 4 слова обозначающих 4 последних родственников.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий. Но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и во времени, по значению (например, черное противопоставляется белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). В нашем языке присутствуют слова, обозначающие землю и небо, и мы уверены, что земля вращается вокруг Солнца. Но до Коперника все были уверены в обратном. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
3.Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Правила. Эти элементы, в том числе и нормы, регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно также у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и т.д.
Одни элементы культуры существуют в одиночестве, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов. В данном случае говорят о культурном комплексе. Это совокупность культурных черт, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанного. Например, свадьба, одежда, публика, место поведения и т.д.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. МЫ и Они ездим по разным сторонам, ОНИ говорят на ином языке. У нас разное представление о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разное представление о добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, – культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, инцест, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда, попытки повлиять на погоду и т.д.
Почему существуют культурные универсалия? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов, беспомощность младенцев, потребность в пище и тепле, возрастные различия между людьми, усвоение разных навыков и т.д. В связи с этим появляются проблемы, которые необходимо решить в рамках данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не приветствуется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных, психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.
Материальная культура
Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. ЕЕ основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.
Производственная культура – это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.
Культура жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.
Вооружение и военная техника – это особая область материальной культуры.
Материальная культура – результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворят материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Материальная культура выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение.
Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации, для индивида. Значит, она может выступать как социальный знак, как памятник культуры.
Источники изучения культуры:
– реальные предметы (археологические и этнографические памятники; сохранившаяся архитектура, нефункционирующая и функционирующая техника),
– их изображения (произведения изобразительного искусства, иные графические изображения, фото- и кинодокументы),
– макеты и модели, соответствующие оригиналу,
– письменные источники.
Многие памятники материальной культуры являются символами эпохи (корабли, постройки, одежда, боевое оружие).
Духовная культура.
К важнейшим философским вопросам, касающихся взаимоотношений между Миром и человеком, относится и внутренняя духовна жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его собственную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое.
Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право.
Ценности, традиционно относимые к рангу духовных – эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные – рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой.
К базисным элементам духовной культуры относятся (причем именно в таком порядке и должны выстраиваться, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые используют общество по отношению к нарушителю).
1. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Привычка – это повседневная сторона социальной действительности.
2. Нравы(обряды) – обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие означало самые уважаемые и священные обычаи.
3. Закон – нормативный акт, принятый высшим органов государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является разновидностью социальных и культурных норм и требует безоговорочного подчинения.
4. Паттерн — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.
4. На самом высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.
Ценности – это культурные достижения и природные явления, имеющие значение для жизнедеятельности человека.
Сами по себе, безотносительно к людям, феномены культуры и природы ценностями не являются. Таковыми их делают отношение к ним людей. Интерес и значение для человека явления приобретают в том случае, если служат удовлетворению их потребностей. Если явления не удовлетворяют потребностей человека, то они не являются ценностями, либо становятся антиценностями. Понятие «ценность» не тождественна экономическому понятию «стоимость». Стоимость является лишь денежным выражением ценности. Есть ценности, которые вообще не имеют денежного выражения – дружба, верность. Многие вещи, обладая грошовой стоимостью, являются ценными для хозяина – сувениры, письма.
В самом общем плане ценности разделяются на материальные блага (жилище, одежда, продукты питания и т.д.), и духовные блага (истина, красота, вера и т.д.).
Классификация ценностей (условная):