Общегреческие (панэлиинские) святилища
Олимпия
В Греции в каждом полисе существовали общие мифы, боги и близкие языки. Центры = Святилища. Главное – спортивные состязания.
9 в. до н. э. формирование центра в Олимпии, все подчинено культу Геры и Зевса.
План: храм Геры (архаический), Святилище Пелопса, Стадион (для олимпийских игр), Сокровищницы.
Храм Геры: в архаическое время храм Геры и Зевса (о чем свидетельствуют найденные там шлемы и доспехи), в 5 в. до н.э. Зевс получил свое святилище.
× Храм Геры в Олимпии 6 в. до н.э. – каменный, колонны изначально деревянные, потом заменялись. Периптер.
Дельфы
Главное – оракул, еще с 9 в. до н.э. разрешал все вопросы. Пифон – дракон, живущий в ущелье -> Пифийские игры, Пифийский Аполлон. Святилище устроено террасами.
Храм Аполлона – периптер, несколько разностроительных периодов, священная дорога мимо сокровищниц.
× Храм Аполлона ок 514 г. до н.э. – дорический ордер, построен Алкмеонидами (тираны Афин).
Восточный фронтон (главный) – мрамор, Аполлон, по бокам борьба животных (жизнь вне божественного).
Западный фронтон – известняк, битва богов и гигантов, в центре Зевс.
Акротерий – виде бегущей крылатой Ники, по бокам сфинксы.
× Сокровищница Афин, Дельфы, ок 490 г. до н.э., паросский мрамор. – построена во время демократии, стиль: дорический. В плане: две колонны и портик, несколько загораживает храм Аполлона.
× Метопа сокровищницы афинян в Дельфах – Тезей сражается с амазонкой Антиопой (немного напоминают коры, архаическая улыбка).
В Дельфах найден один из куросов (Клеобис и Битон) 560 г. до н.э.
× Реконструкция сокровищницы Афинян (поздняя архаика) – 490 г. до н.э. – метопы имели цвет, фронтон без скульптуры (синего цвета), входная решетка.
× Реконструкция сокровищницы Сифноса 525 г. до н.э – вместо колонн креотиды (девушки) две штуки, на фронтоне борьба Аполлона и Геракла за треножник, фриз окрашен + надписи, по бокам – Ники, есть акротерии, очень декорирована.
× Восточный фриз с. Сифноса 525 г. до н.э. – Боги обсуждают участь Ахилла (со стороны греков, мать нимфа Фетида) и Мемнона (приглашен троянцами, эфиоп, мать нимфа Эос) во время их поединка под Троей, на весах взвешивают жребий, ниже надпись. На другой части поединок Ахилла и Мемнома под Троей в окружении колесниц и героев + надписи.
× Северный фриз с. Сифноса 525 г. до н.э. – битва богов и гигантов, 65 см, тонкий, изящный контур, фигуры сделаны скульптурно, передача фактуры ткани, движение, непересекающиеся пласты.
Афины – акрополь
× Монета 520 г. до н.э. – Афина в шлеме, поздняя классика
?
Сформированы центры города – священная гора Акрополь и Агора – на плоской равнине между холмами, все основные здание расположены там.
В 5 в. до н.э. построены новые стены (Дипилонские ворота) -> появление новой дороги -> новая Агора (классическое время). Театр Диониса, святилище Зевса.
× Мальчик Крития (открытие архаики)
× Акрополь Афин. Геракл и Гидра ок 560 – 550 г. до н.э. – на фронтонной композиции, раскрашен, поза – смотрит назад.
× Трехтелый Тифон 550-540 г. до н.э. – три туловища закручиваются в один хвост, в руках огонь, вода и воздух.
× Реконструкция фронтона – Геракл борется со старцем моря – трехтелый Тифон.
× Гармодий и Аристогитон (тираноубийцы) – римская версия бронзовой статуи работы Крития и Несиота ок. 475 г. до н.э. – попытка убить тиранов в 514 г. до н.э. во время Панафиней. В 510 г. до н.э. оставшегося в живых тирана изгнали и афиняне заказали скульптуру героев Антенору, 480 г. до н.э. Ксеркс 1 забрала скульптуру себе, афиняне заказали новую группу Критию и Несиоту – она тоже исчезла. Мотив для «рабочий и колхозница», признаки копии – опоры (оригинал из бронзы) – ликвидировать недостатки пластичности мрамора. На смену тонкой проработке контура, характерной для скульптуры поздней архаики, приходит концентрированное действие.
× о. Эгина храм Афины Афайи ок. 490 г. до н.э. – дорический стиль, высокий стилобат, архитрав, колонны без баз.
× Западный фронтон ок. 490 г. до н.э. храм Афины Афайи – битва греков с троянцами, в центре Афина, которая покровительствовала грекам.
- реконструкция схемы битвы, имеет следы раскраски.
× Голова Афины с восточного фронтона храма Афины Афайи – приметы позднеархаического стиля – архаическая улыбка, утолщены веки, смотрит перед собой.
× Шлем
× Персей: фригийская шапка.
Скульптуры переходного периода ок 490-480 г. до н.э. – куросы, найденный в Акраганте (Сицилия) и на акрополе Афин – мальчик Крития (думали, что его сделал тот же мастер). Персы захватили акрополь – земля «персидский мусор» - 479 г. до н.э. – греки не восстанавливали разрушенные персами святилища (Платейская клятва). Сохраняет традиции куроса, стоит прямо, руки опущены, голова прямо. Новое – придается движение (не символическое), вес тела на левой ноге, правая нога свободна, левое бедро немного поднято вверх – поза равновесия = контрапостом. Другая прическа, опущено вниз лицо, инкрустированы глаза, мрамор.
Вазопись
Сосуды для хранения вина, разбавления его водой и охлаждения: амфора, кратер, пелика, псиктер, стамнос.
Сосуды для черпания и разлива: канфар, килик, ритон, скифос.
Остальное: лекиф, пиксида.
Восточно-ионийская керамика.
× г. Клазомены (центр производства) Гидрия (группа Урла) 3-я четверть 6 в. до н.э. ч\ф
× Клазомены Амфора, найдена на Боспоре, 3-я четверть 6 в. до н.э. ч\ф
× Жертвоприношение Поликсены, Аттика, Тирренская Амфора, 6 в. до н.э. – контуры процарапаны по нанесенному лаку, черный лак, белая краска, пурпур.
Аттика
× Динос мастера Софилоса, Аттика, ок. 580 г. до н.э. – шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды (желтая). На другой стороне Менелай с обнаженным мечом.
× Гидрия ок. 510 г. до н.э. – Ахилл привязывает к колеснице тело Гектора. ч\ф схема, характерная для ранней архаики – в одном кадре изображено все, нет последовательного изображения – плотность образа.
× Килик мастера Тлесона 6 в. до н.э.
× Киаф 6 в. до н.э. – сфинкс, пальмеда.
× Ваза мастера Амазиса, Аттика, 3-я четверть 6 в. до н.э. – менады принесли зайца Дионису, женщины светлые, мужчины темные.
× Ваза Экзекия 3-я четверть 6 в. до н.э. – диоскуры, высокие, вытянутые фигуры – монументальный стиль. ч\ф
× Динос ч\ф – корабли, внчик широкий – плющ.
× Амфора мастер качелей 540-530 г. до н.э. – Горгона Медуза, горгона с крыльями, меньше согнуты колени, пурпур, белая краска, охра.
-?
× Ойнохоя ч\ф
× Амфора Экзекия 530-520 г. до н.э. – Ахилл и Аякс играют в кости.
× Амфора Андокида ок. 525 г. до н.э. Геракл и Кербер
Краснофигурный стиль
Появляется в поздней архаике ок. 530 г. до н.э.
× Аттическая амфора – билингва сюжет игры в кости – большая работа с заполненностью, фигуры выше.
× Амфора Андокида (к\ф) – меньше фигур и Лисиппида (ч\ф) – более насыщенная композиция, больше фигур.
× Килик – билингва (ч\ф и к\ф) 510 г. до н.э. Аттика – гравировка
ч\ф и к\ф сосуществую около 40 лет.
× Амфора мастера Эвфиминида Аттика к. 6 в. до н.э. – три мужских персонажа.
× Кратер Эфрония Аттика ок. 510 г. до н.э. – сон Сарпедона – ряды пальмед, посередине великан Сарпедон, потоки крови направлены влево – тело несут, сцена связана с Троянскай войной, выделение ножки.
× Кратер Эфрония Аттика ок. 6 в. до н.э. – Геракл и Антал.
× Килик мастера Дуриса к. 6 в. до н.э. – сцена почитания Диониса, вокруг менады с Тирсом.
× Килик мастера Дуриса 485-480 г. до н.э. – Аякс и Гектор.
× Килик мастера Сосия Аттика ок 500 г. до н.э. – Ахилл и Патрокл, видна белая краска.
До столкновения с персами все ровно развивается, а потом точка.