Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
Терминологическое поле
Ценность –
Ценностное ядро культуры –
Инкультурация – это
Творчество –
Задание 1.
Охарактеризуйте мир культуры человека, выделите основные структурные элементы.
Задание 2.
Охарактеризуйте значения, ценности и нормы по классификации П. Сорокина (с примерами).
ЗНАЧЕНИЯ | ЦЕННОСТИ НОРМЫ |
Задание 3. Какие ценности являются
1. Витальными
________________________________________________
2. Социальными
________________________________________________
3. Экономическими
________________________________________________
4. Политическими
________________________________________________
5. Моральными
________________________________________________
6. Религиозными
________________________________________________
7. Эстетическими
________________________________________________
Задание 4.
Назовите основные символы американской системы ценностей, русской и китайской.
Задание 5. Установите соответствие в этимологии понятий нравственность, мораль, этика.
1. Нравственность
2. Мораль
3. Этика
А. Греческое слово, встречается у Аристотеля, который рассматривал его как сочетание понятий «мужество», «благоразумие» и «честность».
Б. Русское слово, появляется с XVIII века.
В. Латинское слово, было использовано впервые Цицероном.
1 – | 2 – | 3– |
Задание 6.
Какие ценности, по П. Сорокину, характерны для
1. Идеациональной культуры
________________________________________________
2. Чувственной культуры
_______________________________________________
3. Идеалистической культуры
______________________________________________
Задание 7.
Создайте свою иерархию ценностей.
1. | 4. | 7. |
2. | 5. | 8. |
3. | 6. | 9. |
Задание 8. Проанализируйте следующие высказывания о творчестве и дайте свое определение.
«Творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека» (Б.Г. Ананьев)
_____________________________________________
«Личность есть не субстанция, а творческий акт» (Н.А. Бердяев)
________________________________________________
«В игре, а возможно только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества» (Д.В. Винникотт)
______________________________________________
Задание 9.
Приведите примеры произведений искусства, в которых прослеживаются мотивы судьбы и смерти?
________________________________
Тема 5. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
Терминологическое поле
Язык культуры – это
Семиотика – это
Герменевтика – это
Знак – это
Задание 1. Проанализируйте графическое изображение одного из наиболее древних символов культуры – «креста» – с расшифровкой его значения в разные эпохи
символ | Название | характеристика |
Как вы думаете, почему крест был и остается в языке культуры таким важным символом?
Задание 2. Заполните схему
Задание 3. Познание культуры – есть познание текста, поэтому изучите структуру текста сказки и примеры «расчета» текста сказки, которые приводит Владимир Пропп в книге «Морфология волшебной сказки».
Напишите любые 10 слов (имена существительные) и сочините, используя их, сказку.
Задание 4. Какие разделы семиотики вы знаете. Напишите сущность каждого раздела
СЕМИОТИКА | ||
Задание 5. Приведите классификацию знаков. Напишите специфику каждого класса.
ЗНАКИ | ||
Задание 5. Заполните таблицу.
Класс языков | Сущность | Сфера применения | ||||||
| 1. 2. 3. | |||||||
| 1. 2. | |||||||
| 1. 2. |
Задание 6. Приведите примеры золотого сечения в природе и искусстве:
ПРИРОДА | ИСКУССТВО |
ТЕСТЫ ПО МОДУЛЮ 2
ТЕСТ 4
1. Кто из ученых считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение?
а) Г. Гегель;
б) К. Маркс;
в) К. Поппер.
2. Через какие эпохи человечество последовательно проходит, согласно закону трех состояний О. Конта?
а) мифологическая, героическая, революционная эпохи;
б) цикличная, привычная и актуальная эпохи;
в) теологическая, метафизическая и эпоха позитивных наук.
3. Какие существуют макро-модели социокультурного развития?
а) статические и динамические;
б) циклические, эволюционные, социально-синергетические;
в) позитивные и негативные.
4. В какой последовательности проходит смена общественно-экономических формаций, согласно марксистской концепции?
а) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический;
б) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический, капиталистический;
в) первобытнообщинный, феодальный, рабовладельческий, капиталистический, коммунистический.
5. Какую идею разрабатывал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?
а) полицикличности исторического процесса;
б) эволюционности истории;
в) прогресса в историческом развитии.
6. А. Тойнби в работе «Постижение истории» утверждал, что каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии:
а) эпохи богов, эпохи героев, эпохи людей;
б) генезиса, роста, надлома, разложения, гибели и смены;
в) детства, юности, зрелости, старости.
7. Что П. Сорокин считал основой социокультурной динамики?
а) изменение ценностной доминанты в культуре;
б) влияние других культур;
в) классовую борьбу.
8. Какой ученый, проанализировав экономическое развитие, сформулировал в 20-х годах ХХ столетия теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-циклический характер динамики капиталистического хозяйства?
а) А. Тойнби;
б) О. Шпенглер;
в) Н.Д. Кондратьев.
9. Какой главный фактор определяет цикличность динамики, по мнению Й. Шумпетера?
а) ценности;
б) мироощущение;
в) инновации.
10. Кто из ученых разрабатывал идеи цикличности политической жизни?
а) И.Р. Пригожин;
б) А. Шлезингер;
в) Л. Февр.
11. Какие идеи разрабатывал Л.Н. Гумилев в работе «Этногенез и биосфера Земли»?
а) цикличности в динамике этнических систем;
б) связи динамики с ландшафтными изменениями;
в) пассионарности;
г) все перечисленные.
12. Какие стадии волновой динамики выделяет Э. Тоффлер в работе «Третья волна»?
а) аграрная, индустриальная, информационная;
б) присваивающая, капиталистическая, научно-техническая;
в) все перечисленные.
13. Какие фазы становления цивилизации рассматривает Ю. Яковец?
а) зарождение, развитие, рост, процветание;
б) зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый период;
в) возникновение, совершенствование, надлом, гибель.
14. Что фиксирует теория смены аналитического и синтетического типов информационных процессов в культуре?
а) эмоциональных и рациональных процессов;
б) смену лево-полушарных и право-полушарных типов познавательных предпочтений;
в) все перечисленное.
15. Какие типы эволюционных концепций принято выделять?
а) однолинейная, универсальная, многолинейная;
б) линейная и двухлинейная;
в) линейная и зигзагообразная.
16. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «глобальный эволюционизм»?
а) К.Э. Циолковский;
б) В.И. Вернадский;
в) Н.Н. Моисеев.
17. Кто считается основателями синергетики?
а) И.Р. Пригожин и Г. Хакен;
б) М. Харрис и Дж. Стюарт;
в) все перечисленные.
18. Синергетическая парадигма рассматривается как:
а) знаково-символическая модель культуры;
б) вариант циклической модели культуры;
в) комплексное научное направление, включившее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.
19. Что такое аттрактор в синергетике?
а) многоуровневая структура системы;
б) точка бифуркации;
в) тенденция структурирования системы, формирования порядка.
20. Чем (из ниже перечисленного) не характеризуются процессы самоорганизации в нелинейных системах?
а) развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние;
б) хаос необратимо действует на все возможные состояния;
в) новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний;
г) настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего, развитие необратимо.
ТЕСТ 5
1. Кто из ученых в работе «Теология культуры» выражал тревогу потери смысла в культуре ХХ века: «созданный человеком мир объектов подчинил себе того, кто сам его создал, и кто, находясь внутри него, утратил свою субъективность».
а) П. Тиллих;
б) К. Ясперс;
в) Ю. Лотман.
2. Кто из исследователей является создателем теории господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи?
а) Л. Леви-Брюль;
б) Ж. Пиаже;
в) М. Мид.
3. Что означает термин «перинатальный»?
а) превышенную натуральность;
б) события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению;
в) в пределах виртуального пространства.
4. С. Гроф определял духовность как:
а) нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние события;
б) неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтанно при достаточно углубленном самоииследовании;
в) все перечисленное.
5. Кому принадлежат эти слова: «Судьба – это царство случайности… иррациональность, непроницаемый мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги»?
а) П. Тиллих;
б) Ф. Арьес;
в) П. Сорокин.
6. Что такое архетип?
а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение человеческими действиями;
б) такое направление мыслей и чувств, которое рассматривает жизнь индивида как самоценность;
в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент коллективного бессознательного.
7. П. Сорокин предлагает следующую классификацию: 1. значения в узком смысле слова; 2. значимые ценности; 3. … Вставьте пропущенное слово:
а) артефакты;
б) стереотипы;
в) нормы.
8. Какое понятие соответствует следующему определению: общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами?
а) шаблон;
б) ценность;
в) кодекс.
9. Какое из следующих высказываний о ценности принадлежит Т. Парсонсу?
а) это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы;
б) это универсальная норма, признанная в любой культуре;
в) это необходимое жизненное условие.
10. В рамках антирелятивистского позитивизма:
а) отрицается возможность объективного анализа ценностных структур;
б) ценностные системы рассматриваются как относительные;
в) утверждается возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науки.
11. Как называется культурологический подход, интерпретирующий культуру как систему ценностей, норм и институтов?
а) гносеологический;
б) аксиологический;
в) онтологический.
12. Какая система культуры по П. Сорокину отчасти сверхчувственна, отчасти чувственна, предполагает доминирование ценностей разума, рационализирующего объективную реальность?
а) идеациональная система культуры;
б) чувственная система культуры;
в) идеалистическая система культуры.
13. Кто из исследователей предложил классификацию ценностей по степени интенсивности их распространения, выделил доминантные, вариантные и девиантные ценности?
а) Ф. Клакхон;
б) Э. Дюркгейм;
в) К. Льюис.
14. Ценности и мотивация – близкие, но не совпадающие понятия, возможны три типа отношений между ними. Выберите нужный вариант:
а) польза, добро, красота;
б) согласие, дисгармония, равенство;
в) гармония, компромиссы, конфликты.
15. Какое понятие, введенное Э. Дюркгеймом, обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились?
а) аномия;
б) аномалия;
в) анахронизм.
16. Кто из известных культурологов в работе «Осень средневековья» описал конфликт ценностей уходящей эпохи и зарождающихся ценностей в результате появления новых форм социокультурной реальности?
а) Х. Ортега-и-Гассет;
б) Й. Хейзинга;
в) Д. Девайн.
17. Что подразумевает понятие «инкультурация»?
а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;
б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении и мышлении;
в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
18. Какой способ инкультурации рассматривается как: определенное качество деятельности; форма самореализации личности; способ измерения культурного потенциала личности?
а) творчество;
б) воображение;
в) интуиция.
19. Какой вид творчества зависит от социально-экономической и политической системы, промышленных нужд, общественных потребностей и интересов, социального заказа, политического руководства, организационно-управленческих решений?
а) инженерно-техническое творчество;
б) религиозное творчество;
в) художественное творчество.
20. Какие три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром можно выделить?
а) английский тип, немецкий тип, французский тип;
б) африканский тип, латиноамериканский тип, австралийский тип;
в) европейский тип, древнекитайский тип, индийский тип.
ТЕСТ 6
1. Актуальность проблемы языка культуры связана:
а) с проблемой понимания;
б) с проблемой диалога культур;
в) с проблемой осмысления культуры;
г) все перечисленное.
2. Фундаментальный характер языка культуры заключается в том, что:
а) язык – это продукт культуры;
б) язык – структурный элемент культуры;
в) язык – условие культуры;
г) все перечисленное.
3. Какова классификация языков культуры?
а) естественные, искусственные, вторичные языки;
б) естественные и неестественные языки;
в) природные и искусственные языки.
4. Какие языки относятся к вторичным?
а) языки программирования;
б) миф, религия, искусство;
в) все перечисленные.
5. Семиотика – это:
а) наука о возникновении арготических выражений;
б) наука о языках межнационального общения;
в) наука о знаковых системах или семиозисе культуры и знаковой коммуникации.
6. Кто из ученых считал основой изучения знаковых систем сами знаки?
а) Ф. де Соссюр;
б) Ч. Пирс и Ч. Моррис;
в) Ю.М. Лотман.
7. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «семиология» и понимал ее как часть социальной психологии?
а) Ж. Лакан;
б) Р. Барт;
в) Ф. де Соссюр.
8. Что означает термин семиосфера, введенный Ю.М. Лотманом?
а) универсальное семиотическое пространство, существующее по определенным закономерностям;
б) часть ноосферы;
в) часть биосферы.
9. Какие разделы содержит семиотика?
а) эволюционный, информационный, революционный;
б) социальный и гуманитарный;
в) семантика, синтактика, прагматика.
10. Кто из ученых считается основателем современной герменевтики?
а) В. Пропп;
б) Г.Г. Гадамер;
в) К. Ясперс.
11. Герменевтика занимается:
а) интерпретацией смыслов;
б) истолкованием знаковых систем;
в) истолкованием текстов.
12. Что такое мемы?
а) единицы культурной информации, выраженные в текстах;
б) биологическая память человечества;
в) все перечисленное.
13. Какие артефакты культуры в рамках современной герменевтики можно отнести к текстам?
а) книги и рукописи;
б) архитектурные сооружения;
в) картины, интерьер;
г) все перечисленное.
14. Кто из представителей герменевтики утверждал: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста»?
а) Г. Гадамер;
б) Ж. Деррида;
в) В. Дильтей.
15. Как называется материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации?
а) знак;
б) текст;
в) артефакт.
16. Для кого из ученых термины «сигнал» и « знак» идентичны?
а) Ж. Деррида;
б) Р. Барт;
в) Э. Кассирер.
17. Какая классификация знаков существует в семиотике?
а) реальные и нереальные знаки;
б) иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы;
в) естественные, искусственные, вторичные знаки.
18. Символ – это:
а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;
б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;
в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.
19. Кто является автором работ «Умозрение в красках» и «Два мира в среднерусской иконописи»?
а) П. Флоренский;
б) Е. Трубецкой;
в) В Кандинский.
20. Какое направление в науке использует методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов?
а) неоэволюционизм;
б) неофрейдизм;
в) постструктурализм.