Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Терминологическое поле

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Ценность –

     
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
    Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Ценностное ядро культуры –

       
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
    Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Инкультурация – это

   
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Творчество –

   
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Задание 1.

Охарактеризуйте мир культуры человека, выделите основные структурные элементы.

 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Задание 2.

Охарактеризуйте значения, ценности и нормы по классификации П. Сорокина (с примерами).

ЗНАЧЕНИЯ ЦЕННОСТИ НОРМЫ
   

Задание 3. Какие ценности являются

1. Витальными

________________________________________________

2. Социальными

________________________________________________

3. Экономическими

________________________________________________

4. Политическими

________________________________________________

5. Моральными

________________________________________________

6. Религиозными

________________________________________________

7. Эстетическими

________________________________________________

Задание 4.

Назовите основные символы американской системы ценностей, русской и китайской.

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Задание 5. Установите соответствие в этимологии понятий нравственность, мораль, этика.

1. Нравственность

2. Мораль

3. Этика

А. Греческое слово, встречается у Аристотеля, который рассматривал его как сочетание понятий «мужество», «благоразумие» и «честность».

Б. Русское слово, появляется с XVIII века.

В. Латинское слово, было использовано впервые Цицероном.

1 –   2 –   3–  

Задание 6.

Какие ценности, по П. Сорокину, характерны для

1. Идеациональной культуры

________________________________________________

2. Чувственной культуры

_______________________________________________

3. Идеалистической культуры

______________________________________________

Задание 7.

Создайте свою иерархию ценностей.

1. 4. 7.
2. 5. 8.
3. 6. 9.

Задание 8. Проанализируйте следующие высказывания о творчестве и дайте свое определение.

«Творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека» (Б.Г. Ананьев)

_____________________________________________

«Личность есть не субстанция, а творческий акт» (Н.А. Бердяев)

________________________________________________

«В игре, а возможно только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества» (Д.В. Винникотт)

______________________________________________

Задание 9.

Приведите примеры произведений искусства, в которых прослеживаются мотивы судьбы и смерти?

________________________________

Тема 5. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

Терминологическое поле

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Язык культуры – это

   
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Семиотика – это

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Герменевтика – это

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Знак – это

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Задание 1. Проанализируйте графическое изображение одного из наиболее древних символов культуры – «креста» – с расшифровкой его значения в разные эпохи

символ Название характеристика
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
     
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru    
     

Как вы думаете, почему крест был и остается в языке культуры таким важным символом?

       
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
    Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
    Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
    Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Задание 2. Заполните схему

Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Задание 3. Познание культуры – есть познание текста, поэтому изучите структуру текста сказки и примеры «расчета» текста сказки, которые приводит Владимир Пропп в книге «Морфология волшебной сказки».

Напишите любые 10 слов (имена существительные) и сочините, используя их, сказку.

   
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

     
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru
 
  Тема 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - student2.ru

Задание 4. Какие разделы семиотики вы знаете. Напишите сущность каждого раздела

СЕМИОТИКА
       
       

Задание 5. Приведите классификацию знаков. Напишите специфику каждого класса.

ЗНАКИ
       
     

Задание 5. Заполните таблицу.

Класс языков Сущность Сфера применения
Естественные
 
 
 
1.   2.   3.    
Искусственные
 
 
 
 
1.     2.  
Вторичные
 
 
 
1.     2.  

Задание 6. Приведите примеры золотого сечения в природе и искусстве:

ПРИРОДА ИСКУССТВО
     
     
     
     
     
     
     

ТЕСТЫ ПО МОДУЛЮ 2

ТЕСТ 4

1. Кто из ученых считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение?

а) Г. Гегель;

б) К. Маркс;

в) К. Поппер.

2. Через какие эпохи человечество последовательно проходит, согласно закону трех состояний О. Конта?

а) мифологическая, героическая, революционная эпохи;

б) цикличная, привычная и актуальная эпохи;

в) теологическая, метафизическая и эпоха позитивных наук.

3. Какие существуют макро-модели социокультурного развития?

а) статические и динамические;

б) циклические, эволюционные, социально-синергетические;

в) позитивные и негативные.

4. В какой последовательности проходит смена общественно-экономических формаций, согласно марксистской концепции?

а) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический;

б) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический, капиталистический;

в) первобытнообщинный, феодальный, рабовладельческий, капиталистический, коммунистический.

5. Какую идею разрабатывал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?

а) полицикличности исторического процесса;

б) эволюционности истории;

в) прогресса в историческом развитии.

6. А. Тойнби в работе «Постижение истории» утверждал, что каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии:

а) эпохи богов, эпохи героев, эпохи людей;

б) генезиса, роста, надлома, разложения, гибели и смены;

в) детства, юности, зрелости, старости.

7. Что П. Сорокин считал основой социокультурной динамики?

а) изменение ценностной доминанты в культуре;

б) влияние других культур;

в) классовую борьбу.

8. Какой ученый, проанализировав экономическое развитие, сформулировал в 20-х годах ХХ столетия теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-циклический характер динамики капиталистического хозяйства?

а) А. Тойнби;

б) О. Шпенглер;

в) Н.Д. Кондратьев.

9. Какой главный фактор определяет цикличность динамики, по мнению Й. Шумпетера?

а) ценности;

б) мироощущение;

в) инновации.

10. Кто из ученых разрабатывал идеи цикличности политической жизни?

а) И.Р. Пригожин;

б) А. Шлезингер;

в) Л. Февр.

11. Какие идеи разрабатывал Л.Н. Гумилев в работе «Этногенез и биосфера Земли»?

а) цикличности в динамике этнических систем;

б) связи динамики с ландшафтными изменениями;

в) пассионарности;

г) все перечисленные.

12. Какие стадии волновой динамики выделяет Э. Тоффлер в работе «Третья волна»?

а) аграрная, индустриальная, информационная;

б) присваивающая, капиталистическая, научно-техническая;

в) все перечисленные.

13. Какие фазы становления цивилизации рассматривает Ю. Яковец?

а) зарождение, развитие, рост, процветание;

б) зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый период;

в) возникновение, совершенствование, надлом, гибель.

14. Что фиксирует теория смены аналитического и синтетического типов информационных процессов в культуре?

а) эмоциональных и рациональных процессов;

б) смену лево-полушарных и право-полушарных типов познавательных предпочтений;

в) все перечисленное.

15. Какие типы эволюционных концепций принято выделять?

а) однолинейная, универсальная, многолинейная;

б) линейная и двухлинейная;

в) линейная и зигзагообразная.

16. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «глобальный эволюционизм»?

а) К.Э. Циолковский;

б) В.И. Вернадский;

в) Н.Н. Моисеев.

17. Кто считается основателями синергетики?

а) И.Р. Пригожин и Г. Хакен;

б) М. Харрис и Дж. Стюарт;

в) все перечисленные.

18. Синергетическая парадигма рассматривается как:

а) знаково-символическая модель культуры;

б) вариант циклической модели культуры;

в) комплексное научное направление, включившее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.

19. Что такое аттрактор в синергетике?

а) многоуровневая структура системы;

б) точка бифуркации;

в) тенденция структурирования системы, формирования порядка.

20. Чем (из ниже перечисленного) не характеризуются процессы самоорганизации в нелинейных системах?

а) развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние;

б) хаос необратимо действует на все возможные состояния;

в) новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний;

г) настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего, развитие необратимо.

ТЕСТ 5

1. Кто из ученых в работе «Теология культуры» выражал тревогу потери смысла в культуре ХХ века: «созданный человеком мир объектов подчинил себе того, кто сам его создал, и кто, находясь внутри него, утратил свою субъективность».

а) П. Тиллих;

б) К. Ясперс;

в) Ю. Лотман.

2. Кто из исследователей является создателем теории господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи?

а) Л. Леви-Брюль;

б) Ж. Пиаже;

в) М. Мид.

3. Что означает термин «перинатальный»?

а) превышенную натуральность;

б) события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению;

в) в пределах виртуального пространства.

4. С. Гроф определял духовность как:

а) нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние события;

б) неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтанно при достаточно углубленном самоииследовании;

в) все перечисленное.

5. Кому принадлежат эти слова: «Судьба – это царство случайности… иррациональность, непроницаемый мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги»?

а) П. Тиллих;

б) Ф. Арьес;

в) П. Сорокин.

6. Что такое архетип?

а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение человеческими действиями;

б) такое направление мыслей и чувств, которое рассматривает жизнь индивида как самоценность;

в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент коллективного бессознательного.

7. П. Сорокин предлагает следующую классификацию: 1. значения в узком смысле слова; 2. значимые ценности; 3. … Вставьте пропущенное слово:

а) артефакты;

б) стереотипы;

в) нормы.

8. Какое понятие соответствует следующему определению: общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами?

а) шаблон;

б) ценность;

в) кодекс.

9. Какое из следующих высказываний о ценности принадлежит Т. Парсонсу?

а) это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы;

б) это универсальная норма, признанная в любой культуре;

в) это необходимое жизненное условие.

10. В рамках антирелятивистского позитивизма:

а) отрицается возможность объективного анализа ценностных структур;

б) ценностные системы рассматриваются как относительные;

в) утверждается возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науки.

11. Как называется культурологический подход, интерпретирующий культуру как систему ценностей, норм и институтов?

а) гносеологический;

б) аксиологический;

в) онтологический.

12. Какая система культуры по П. Сорокину отчасти сверхчувственна, отчасти чувственна, предполагает доминирование ценностей разума, рационализирующего объективную реальность?

а) идеациональная система культуры;

б) чувственная система культуры;

в) идеалистическая система культуры.

13. Кто из исследователей предложил классификацию ценностей по степени интенсивности их распространения, выделил доминантные, вариантные и девиантные ценности?

а) Ф. Клакхон;

б) Э. Дюркгейм;

в) К. Льюис.

14. Ценности и мотивация – близкие, но не совпадающие понятия, возможны три типа отношений между ними. Выберите нужный вариант:

а) польза, добро, красота;

б) согласие, дисгармония, равенство;

в) гармония, компромиссы, конфликты.

15. Какое понятие, введенное Э. Дюркгеймом, обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились?

а) аномия;

б) аномалия;

в) анахронизм.

16. Кто из известных культурологов в работе «Осень средневековья» описал конфликт ценностей уходящей эпохи и зарождающихся ценностей в результате появления новых форм социокультурной реальности?

а) Х. Ортега-и-Гассет;

б) Й. Хейзинга;

в) Д. Девайн.

17. Что подразумевает понятие «инкультурация»?

а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;

б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении и мышлении;

в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

18. Какой способ инкультурации рассматривается как: определенное качество деятельности; форма самореализации личности; способ измерения культурного потенциала личности?

а) творчество;

б) воображение;

в) интуиция.

19. Какой вид творчества зависит от социально-экономической и политической системы, промышленных нужд, общественных потребностей и интересов, социального заказа, политического руководства, организационно-управленческих решений?

а) инженерно-техническое творчество;

б) религиозное творчество;

в) художественное творчество.

20. Какие три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром можно выделить?

а) английский тип, немецкий тип, французский тип;

б) африканский тип, латиноамериканский тип, австралийский тип;

в) европейский тип, древнекитайский тип, индийский тип.

ТЕСТ 6

1. Актуальность проблемы языка культуры связана:

а) с проблемой понимания;

б) с проблемой диалога культур;

в) с проблемой осмысления культуры;

г) все перечисленное.

2. Фундаментальный характер языка культуры заключается в том, что:

а) язык – это продукт культуры;

б) язык – структурный элемент культуры;

в) язык – условие культуры;

г) все перечисленное.

3. Какова классификация языков культуры?

а) естественные, искусственные, вторичные языки;

б) естественные и неестественные языки;

в) природные и искусственные языки.

4. Какие языки относятся к вторичным?

а) языки программирования;

б) миф, религия, искусство;

в) все перечисленные.

5. Семиотика – это:

а) наука о возникновении арготических выражений;

б) наука о языках межнационального общения;

в) наука о знаковых системах или семиозисе культуры и знаковой коммуникации.

6. Кто из ученых считал основой изучения знаковых систем сами знаки?

а) Ф. де Соссюр;

б) Ч. Пирс и Ч. Моррис;

в) Ю.М. Лотман.

7. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «семиология» и понимал ее как часть социальной психологии?

а) Ж. Лакан;

б) Р. Барт;

в) Ф. де Соссюр.

8. Что означает термин семиосфера, введенный Ю.М. Лотманом?

а) универсальное семиотическое пространство, существующее по определенным закономерностям;

б) часть ноосферы;

в) часть биосферы.

9. Какие разделы содержит семиотика?

а) эволюционный, информационный, революционный;

б) социальный и гуманитарный;

в) семантика, синтактика, прагматика.

10. Кто из ученых считается основателем современной герменевтики?

а) В. Пропп;

б) Г.Г. Гадамер;

в) К. Ясперс.

11. Герменевтика занимается:

а) интерпретацией смыслов;

б) истолкованием знаковых систем;

в) истолкованием текстов.

12. Что такое мемы?

а) единицы культурной информации, выраженные в текстах;

б) биологическая память человечества;

в) все перечисленное.

13. Какие артефакты культуры в рамках современной герменевтики можно отнести к текстам?

а) книги и рукописи;

б) архитектурные сооружения;

в) картины, интерьер;

г) все перечисленное.

14. Кто из представителей герменевтики утверждал: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста»?

а) Г. Гадамер;

б) Ж. Деррида;

в) В. Дильтей.

15. Как называется материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации?

а) знак;

б) текст;

в) артефакт.

16. Для кого из ученых термины «сигнал» и « знак» идентичны?

а) Ж. Деррида;

б) Р. Барт;

в) Э. Кассирер.

17. Какая классификация знаков существует в семиотике?

а) реальные и нереальные знаки;

б) иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы;

в) естественные, искусственные, вторичные знаки.

18. Символ – это:

а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;

б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;

в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.

19. Кто является автором работ «Умозрение в красках» и «Два мира в среднерусской иконописи»?

а) П. Флоренский;

б) Е. Трубецкой;

в) В Кандинский.

20. Какое направление в науке использует методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов?

а) неоэволюционизм;

б) неофрейдизм;

в) постструктурализм.

Наши рекомендации