Магура Симаргл Зевана Лада

Поляне древляне

(радимичи, вятичи, ляхи и др.) (бужане, хорваты, кривичи и др.)

Контакты с племенами и народами Византии, Ирана, Закавказья, Балкан, Болгарии, Крыма, отсюда – разнообразие мотивов и форм в искусстве.

Основной вид изобразительного искусства – декоративно-прикладное.

Развитие ИЗОискусства древнеславянских племен.

Время I.Архитектура II.Скульптура Ш.Живопись и графика IV.Декоративно - прикладное
Палеолит пещеры, землянки статуэтки женщин, животных наскальные изобр. животных керамика, украшения из кости
Неолит жилища на сваях то же изобр. животных и людей керамика (орнамент)
Бронза бревенчатые срубы, курганы, дольмены стелы с изображением фантастическ. животн. и людей то же керамика (символы), металлопластика, ювелирное дело
Железо защитные сооружения (вал, частокол), срубы, курганы статуэтки птиц, зверей; идолы (дерево, камень) раскрашенные идолы «звериный стиль»
1 тыс. н.э каменные укрепл., курганы, городища, княж.резиденции то же то же металлопластика (посуда, оружие, украшения, обработка дерева, вышивка)

8 – 9 в.в. – образование восточнославянских государств.

Религия др. славян – язычество , основанное на поклонении силам природы (воде, камням, растениям и др.), т.е. многобожество.

Суть языческих культов – магическое воздействие на природу.

Места приношения жертв богам – капища (святилища под открытым небом: круговыевалы, костры, изображения богов – идолы из дерева, камня); позднее – языческие древние храмы.

Боги древних славян : Сварог + Мокошь

владыка Вселенной, муж. тип, Мать-сыра земля, женский тип,

олицетворение Неба олицетворение Земли

дети Сварога, Сварожичи, осн. главн. боги

Перун Даждьбог Велес Стрибог Ярило Белбог Радегаст

(молния, гром) (солнце) (скотий бог) (ветры) (любовь, веселье) (удача, добро) (бранная слава, война)

Магура Симаргл Зевана Лада

(защитница (земной огонь) (звери, охота) (любовь, красота)

богатырей, и Лель (страсть)

воинов)

атакже Царица-Вода (не богиня, а живой источник жизни), низшие духи и демоны: леший, водяной, ведьмы, русалки, кикимора и многие другие.

Искусство Киевской Руси.

Русь- государственное образование восточных славян на среднем Днепре; центры: Киев, Чернигов, Переяславль-Южный.

Киевская Русь – раннефеодальное государство 9 – нач.12 в.в.

Особенности культуры Киевской Руси:

культура славянских племен + византийская культура

(язычество) (христианство)

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

I.Архитектура – живописность, связь с ландшафтом.

1. Деревянное зодчество (мастера Миронег и Ждан-Никола).

а) Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Город: крепость на холме (кремль, детинец) – резиденция князя и убежище для горожан укрепления (земляной вал, стена, ров) посад – место поселения горожан (мазанки, бревенчатые срубы).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

б) Храмы: языческие (капища) и христианские (базилики или крестообразные в плане).

2. Каменное зодчество.

а) Княжеские храмы – грандиозность, пирамидальность, богатый декор; «полосатая кладка» (камень + плоский кирпич-плинфа).

* Десятинная церковь в Киеве (первая каменная на Руси, не сохр.)

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

* Софийский собор в Киеве, заложен Ярославом Мудрым – главный храм госудрства, образ божественного космоса (см. храм Софии Константинопольской

* Софийский собор в Новгороде – проще, строже.

* Спасо-Преображенский в Чернигове

б) Монастырские соборы – мощь, простота форм.

* Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом

Классический тип крестово-купольного храма.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

II.Скульптура – монолитность, лаконизм.

1. Деревянные идолы (живые, выразительные, раскрашенные).

III.Живопись – византийские традиции + языческое народное искусство

(торжественность, суровость, (массивн. фигуры, крупн. лица,

каноны, архетип) плоская композиция)

1. Мозаики и фрески соборов – канон, сочный цвет, золотой фон.

а) Софийский собор в Киеве (библейские персонажи + конкретные исторические портреты + сцены придворной жизни + орнамент).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

2. Иконопись – духовность, тонкий колорит.

а) Икона «Владимирская богоматерь» Подарок из Византии.

3. Миниатюра – плоское изображение, яркие краски, орнамент.

а) Церковные книги (изборник, евангелие, псалтырь).

IV.Художественные ремесла («узорочье») – оригинальность, самобытность; мастера-универсалы.

1. Резьба по дереву, камню.

2. Металлопластика (ковка, литье, чернение,гравировка, чеканка).

3. Ювелирное дело (филигрань или скань – тонкая крученая проволока).

4. Эмали (перегородчатая, выемчатая).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Искусство 12 – сер.13 в.в.(ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ)

Рост городов, подъем ремесел, развитие экономических связей,

но междуусобные споры, войны.

Образование удельных княжеств: Киевского, Новгородского, Псковского, Владимиро-Суздальского и др.

Церковь – сила, призывающая к единению, к борьбе с завоевателями-кочевниками.

В искусстве - приближение к повседневной жизни, камерный стиль, вкусы княжеско-боярской среды и городских кругов.

I.Архитектура – разнообразие архитектурных школ.

1. Киевская – статичность, строгость, мощь; кирпич-плинфа (вытянутый), дополнительный декор (аркатурные пояски, полуколонны и прочее)

Церковь Параскевы Пятницы Церковь Петра и Павла в Смоленске

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru в Чернигове, арх. Милонег (?)

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru .

2. Новгородская – простота, скромность, монументальность; плита из известняка, скромный декор; вкусы бояр, купцов, горожан, т.е. демократизм в культуре.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Никольский собор в Новгороде. Церковь Иоанна Предтечи на Опоках

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

3. Псковская – суровая простота, лаконичность, скупой декор; почти необработанный камень.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

4. Владимиро-Суздальская – утонченность, четкие формы, богатый декор (резьба по камню); белокаменное строительство.

Дмитриевский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли

(парадность, величавость). (изящество,гармония;церковь-скульптура)

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru .

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Георгиевский собор в Юрьеве-

Польском (обилие резного декора).

Общие черты архитектурных школ: 4-х столпный однокупольный храм, единство внешнего и внутреннего облика, богатый декор фасада.

Отличия: строительный материал, детали декора (зависимы от материала), композиционные приемы.

II.Скульптура – белокаменная резьба (ажурность, мягкие формы, народные мотивы).

1. Владимиро-Суздальская школа скульптурной резьбы: пластичность, широта худож. замысла (представление о мире, о жизни), символизм; языческая культура (звериные мотивы, растительный орнамент) + христианские образы (Христос, крест, рыба, лоза).

а) Соборы г.Владимира

б) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (летопись Древней Руси).

III.Живопись–самобытность;

влияние церквивлияние народной культуры

(строгость, суровость, (славянский тип лица, яркие

плоский контур) чистые краски);

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Живописная техника – мозаика

имитация мозаичной техники

(блеск, цветовая гамма)

имитация эмальерной техники

(золотая штриховка – ассист)

темперная живопись

1. Новгородская – суровость образов, обобщенность линий, укрупненность форм

а) Икона «Спас Нерукотворный» (византийские традиции).

б) Икона «Святой Георгий» (независимость, сила + жертвенность).

в) Икона «Успение» (сложная многофигурная композиция).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

2. Псковская – разнообразие живописных приемов.

а) «Пророк Илья» - житийная икона (покой, мягкие линии, гармония цвета)

б) Фрески Мирожского монастыря (экспрессия, звучный цвет).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

3. Владимиро-Суздальская – византийские + русские традиции, новые иконографические типы.

а) Икона «Дмитрий Солунский» (русский воинский идеал, судья и защитник)

б) Икона «Архангел Михаил» (образ воина-защитника).

в) Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Икона «Святые Глеб и Борис»

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

г) Икона «Христос-Пантократор» (грозный, величественный)

икона «Спас-Вседержитель» (добрый, милостивый)

образы Андрея Рублева, мягкие, гармоничные

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

IV.Художественные ремесла – разделение ремесленников по социальному признаку (княжеский двор, горожане, селяне) по профессиям (чеканка, эмаль, резьба).

1. Металлопластика.

а) Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Медные врата Рождественского собора в Суздале («жженое золото»: медная пластина покрытие черным лаком травление кислотой процарапанного рисунка золотая крошка нагрев соединение металлов).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

б) Большой Сион - церковная утварь для хранения освященного хлеба в форме христианской церкви.

в) Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Кратиры – сосуды строгой формы с фигурной ручкой, украшенные чеканкой.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Искусство середины 13 -15 в.в.

XIIIв. 1237-41 г.г. - монголо-татарское нашествие

экономический и культурный упадок,

обособление Юго-Западных и Западных земель,

переселение народов на Северо-Запад, Запад, Север и Северо-Восток (земли, не пострадавшие от монголо-татарского ига)

Сер. XIV в. - восстановление городов,

возрождение искусств и ремесел,

сложение Русского централизованного гос-ва

Конец XIV–нач.XVв.в. – открытое выступлене против ига

(Куликовская битва, 1380 г.)

рост военной мощи, экономики,

культурный подъем

В искусстве – два культурных наследия

Москва, Тверь Новгород, Псков

(влад.-сузд. трад.) (собств. древн. трад.)

Ансамбль Московского Кремля

Искусство конца 15 – 16 в.в.

Сложение Русского централизованного государства.

Столица – Москва, оплот православия, центр культурного наследия, «3-й Рим»

Государственное устройство – самодержавие, опора – дворянство.

Главная задача искусства – прославление Русского государства.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Конец 15 – начало 16 в.в.

I.Архитектура – строительство Московского Кремля, инженер Пьетро Солари; русские + итальянские традиции; красота, величие, прочность.

1. УСПЕНСКИЙ СОБОР (арх.Аристотель Фиорованти),1475-1479 г.г.; древнерусские традиции + традиции итальянского ренессанса (внешний вид: 5 глав, (просторный, светлый интерьер перспективные порталы) светского характера).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

2. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР «Златоверхий»

(арх.Марко Фрязини Пьетро Солари) 1484-89г.г, древнерусские традиции (подклет – высокий цокольный этаж, галерея, аркатурно-колончатый пояс на фасаде и апсиде);

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА (арх. М. Фрязин и П.Солари) – часть великокняжеского дворца; одностолпный зал S=500кв.м, h=9м.

3. Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР (арх.Алевиз Новый), 1505-1508г.г. – усыпальница московских государей (52 погребения); в стиле ренессансных 2-х этажных палаццо (пышный декор: аркады, резьба, роспись, позолота).

4. ХРАМ-КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО (арх. Бон Фрязин), 1505-1508 г.г.; изящество и величие; толщина стен=5м., h=81м., 21колокол – вес – 4 тысячи пудов.

Шатровое зодчество.

— особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Храмы Москвы 17 века, московское барокко.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Угадайка №1 «Русское искусство до 16 века.»

1.Религия – верования древних славян до принятия христианства, святилища для обрядов по этим верованиям.

2.Прикладная техника украшения изделий из драг.металлов тончайшим плетением из крученой проволоки.

3.Первое государство славянских племен.

4.Цивилизация, оказавшая решающее влияние на формирование древнерусской культуры и искусства.

5.Алтарная преграда в русских храмах.

6.Перечислить ряды иконостаса снизу вверх.

7.Выдающийся иконописец из Византии, экспрессивный, живой стиль.

8.Русский город, возвысившийся в 15-16вв., как культурный и государственный центр.

9.Великий русский иконописец 15 века, образец высоко-духовного классического мастерства

10-15.Угадать на изображении название и автора

СЛАВЯНЕ/ ВЕНЕДЫ

ЯЗЫЧЕСТВО

КАПИЩА

Киевская Русь

КРЕМЛЬ ДЕТИНЕЦ

ФИЛИГРАНЬ / СКАНЬ

АССИСТ

«ЖЖЕНОЕ ЗОЛОТО»

Феофан Грек

Москва, ИКОНОСТАС

ДЕИСУС

Андрей Рублев

Аристотель Фиорованти

Марко Фрязин

Пьетро Солари

Алевиз Новый

Бон Фрязин

Византия

ПОКРОВ

ПЕЛЕНА



Искусство России XVIII века.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Рубеж 17 и 18 веков – завершение Средневековья и начало Нового времени. (за очень короткий по сравнению с Европой срок – несколько десятилетий).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Преобразование искусства из религиозного в светское.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Освоение новых жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, исторический и мифологический).

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России 18 столетия одновременно или же с разрывом в несколько лет.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru 18 столетие – период ученичества в русском искусстве, причем во 2-ой пол. 18 века учителями становились уже не только иностранные, но и русские художники.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Открытие Академии художеств, собирание худ. коллекций.

I.Архитектура – светский характер, евр. стили.

Первая половина XVIII века

1. Санкт-Петербург («Санкт-Питер-бурх») – новая столица, возникшая сразу и в камне, но на болоте.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

а) Дворец А.Д. Меньшикова

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

б) Постройки Д.Трезини

* Петропавловская крепость и её собор

* Здание Двенадцати коллегий

* Летний дворец с садом (совместно с А.Шлютером)

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

в) Кунсткамера

г) Адмиралтейство

д) Первый Зимний дворец.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

е) Императорские резиденции Стрельня, Ораниенбаум, Петергоф, Царское Село

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Правление Анны Иоановны(1730-1740)

ж) Н.Г.Земцов учился у иностранцев в России

* Церковь Святых Симеона и Анны, подобие Петропавловского собора,

з) И.К.Коробов учился в Голландии

* Перестроено Адмиралтейство, появился знаменитый шпиль – «адмиралтейская игла». Начало 3-ех главн. магистралей города.

Правление Елизаветы Петровны(1741-1761)

и) Многочисленные роскошные дворцы.

2. Москва- менее заметное, но проявление западных стилей.

а) М.И.Чоглоков

* «Сухарева башня» - здание ворот, недалеко от постоя полка Л,П.Сухарева, позже была увенчана башенкой с часами. (1930-е снесена!! - мешалась)

б) И.П.Зарудный

* «Меньшикова башня»(ц.Арх.Гавриила)

.В.Ухтомский

* Колокольня Троице-Сергиевой Лавры (Н=88метров)

* «Красные ворота» - образец русского барокко. Богатая история строительства и перестройки. Поздняя форма – древнеримская трехпролетная арка, с многочисл. статуями, рельефами, живописными изображениями (1930-е – снесены! – мешались)

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

Правление Елизаветы Петровны(1741-1761)

3. Франческо Бартоломео Растрелли – яркое барокко

а) Летний дворец (СП) не сохранился

б) Зимний дворец(новый) – подобно городу, включает театр, храм, жилые и хоз. помещения. Сложный ритм декор. колонн по фасадам.

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

в) Большой дворец в Петергофе

г) Екатериненский(Большой) дворец в Царском Селе

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

д) Церкви и соборы, соед. традиции русской и европейской арх-ры

* Собор Воскресения в Смольном монастыре.

Вторая половина XVIII века – русское иск-во догнало европейское

КЛАССИЦИЗМ (в Европе –неоклассицизм, т.к. не в первый раз).

4. Санкт-Петербург

а) Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Академия художеств (Александр Кокоринов, Ж.Б.М. Валлен-Деламот). Простота и четкость планов. Внутри световой колодец

б) Антонио Ринальди (придв. арх. Ек. II) намек на рококо

* Дворец Петра III (Ораниенбаум)

* Павильон «Катальная горка» (Ораниенбаум)

* Китайский дворец. (Ораниенбаум), один из залов «китайский»

* Мраморный дворец (СП) – классиц. + рококо

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

в) Г.Ф.Фельтен – совмещение стилей + псевдоготика

* Чесменский дворец и Чесменская церковь – псевдоготика

* Решётка Летнего сада

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

г) И.Е.Старов – каноны классицизма

* Таврический дворец Князя Г.А.Потемкина (Коронный зал или Большая галерея – вытянутый овал)

* Классический тип дворца-усадьбы: центральный корпус, по бокам выступающие флигели, парадный двор «курдонёр»

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

д) Джакомо Кваренги – палладианство

* Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Эрмитажный театр

* Академия наук

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

* Ассигнационный банк

* Смольный институт благородных девиц

* Загородные дворцы (Александровский, Концертный зал)

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

е) Чарльз Камерон – классицизм, палладианство

* «Камеронова галерея», два совершенно разных по стилю этажа, комплекс «агатовых комнат», спуск к парку и пруду.

* Резиденция Павла 1- Большой дворец в Павловске

* Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Павильон «Храм Дружбы»

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

5. Москва – активное строительство и перестройка, особенно светского характера.

а) В.И.Баженов – учеба в России, поездки в Европу

* Проект Большого Кремлевского дворца, связь с городом.

* Резиденция царицы в имении Черная грязь – Царицино,псевдоготика, Большой дворец(снесен), «Оперный дом», «Хлебный дом», павильоны, мосты

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

* Дом П.Е.Пашкова с бельведером – круглой надстройкой

Магура Симаргл Зевана Лада - student2.ru

б) М.Ф.Казаков - ученик Ухтомского и Баженова – больше работал в классицизме.

* Новое здание дворца в Царицино.

* Петровский подъездной дворец (Петровский замок) – псевдоготика(но только в декоре)

* Здание Сената в Московском Кремле, треуг. в плане + круглый зал с огромным куполом.

* Колонный зал в доме Благородного собрания.

* Здание университета.

* Церковь Филиппа Митрополита.

14.11.2016

Русский классицизм и архитектура 19 века. А. Захаров, А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, В. Стасов, архитектура Москвы. О. Бове, М. Козаков, К. Тон. Исаакиевский собор, Монферан.

Наши рекомендации