Звукоступени уменьшенного лада
Тритоновый С (= Cdupl 1•3•2) родствен уменьшенному Cdim 1•2, так как 12 : 4 непременно содержит в себе и 12 : 2. Поэтому Cdupl здесь может считаться также и неполным видом Cdim.
В последовании структур в тактах 1-10 и 11-16 заметно примешивание красок мажоро-минорной системы — чередование мажорности и минорности под главенством центров C-dur-c-moll. В результате последования различных типов структур вырисовывается схема простой двухчастной формы, где c-moll-Cdim выполняет роль «середины»:
(Интересно, что начальный десятитакт по фактурной форме напоминает канон в обращении с дублированной риспостой.)
Чисто модальное средство развития — изменение числа звуков ряда — показывает форму-рост, осуществляемую посредством поэтапного увеличения числа звуков и замыкаемую обычным (несовершенным, «тенорирующим») кадансом:
Природа ладовости симметричных звукорядов требует специального объяснения, так как они опираются не на натуральную интервалику (как мажор, минор, старинные лады), а на искусственную (см. главу 8, § 13). Если ладовость натуральных систем поддерживается высотными связями сильнейших гармонических интервалов — квинт (кварт) и опирающихся на них терций, то ладовость симметричных более прямолинейно апеллирует к древнейшему, сильнейшему, но и элементарнейшему фактору — унисонно-октавному повторению. И термин «симметрия» (Мессиан) и идея круга (Римский-Корсаков) связаны с фиксацией этого фактора:
(симметрия повторяющихся групп и высот);
(круговое замыкание повторностью).
Парадоксальным образом ладовость весьма изысканных и усложненных форм смыкается здесь с ладовостью самой примитивной, первичной (генетически — с ладовостью стадии выделения устоя).
Разумеется, что смыкание не означает тождества, и сущностное различие также достаточно велико: древнейший принцип — утверждение развертывающегося во времени унисона,принцип симметричных ладов — тождество октавы и деление ее на такие равные (симметричные) части, движение по которым позволяет достигнуть замыкания кратчайшим путем, то есть как бы не выходя из нее, оставаясь в ней. Если движение по квинтам (и квартам) дает замыкание через 12 шагов, то движение по интервалам-модулям симметричных ладов — через 2, 3, 4, 6 шагов. Благодаря постоянной повторности тонов и отношений движение в симметричном ладу сходно по эффекту с фигурацией созвучия, являющегося ЦЭ данного лада: 12 : 2 — целотонаккорд, 12 : 3 — малотерцовый аккорд, 12 : 4 — большетерцовый аккорд, 12 : 6 — тритон (и тритонооктава). Отсюда же естественная фактурная форма симметричных ладов — точное повторение на расстоянии модуля, то есть «замедленное арпеджио», подобное фигурации уменьшенного септаккорда или увеличенного трезвучия. Отсюда же специфичная для «чистой» модальности неподвижность, подобная эффекту (временного) пребывания на одном месте при длительной фигурации одного аккорда (см. также «разработку аккорда» в главе 11).
Первые сведения об одном из симметричных ладов дошли до нас от теории музыки древнего Китая, где в звуковой системе «люй-люй» кварто-квинтовая двенадцатизвучность была поделена на две части, символизирующие противоположность начал, — «ян» (юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетное число; совершенство, мужское начало) и «инь» (север, тьма, смерть, земля, луна, четное число; несовершенство, женское начало), пример 134.
Первые известные музыкальные образцы симметричных ладов (или их элементов): Бах, 3-я английская сюита, сарабанда, такты 17-19 (звукоряд des2[ces2] b1 as1 gl f1 e1 dl cis1); Моцарт, «Музыкальная шутка», ч. III («неумелый скрипач», запутавшись в высоких позициях, играет целотонную гамму g2 а2 h2 cis3 dis3 eis3 g3 а3 h3 cis4 [d4]). Однако намеренно и систематически эту особую ладовость начали применять с XIX в.: Шопен, этюд ор. 10 № 9 f-moll (до 1833 г.), такты 9-12 середины («гамма Шопена»); Обер, опера «Бог и Баядера» (поставлена в Петербурге в 1835 г.); Глинка, «Руслан
пи Людмила» («гамма Черномора»); Даргомыжский, «Каменный гость» («гамма Командора»); в сочинениях Вагнера, Листа, Дебюсси, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Ребикова, Скрябина и далее у множества композиторов XX в., в особенности у Мессиана, Стравинского, А. Черепнина.
Отдельные фрагменты, обороты, элементы симметричных ладов нередко возникают и в рамках обычного мажоро-минора, при отклонениях и т. д. (см., например, в каватине Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина — при словах «Ночь, спускайся скорей», на доминантовом органном пункте).
Примеры применения симметричных ладов (интервалы указываются в полутонах):
I
1. Целотонный (2 2 2 2 2 2): Глинка, «Руслан и Людмила», сцена поединка Руслана с Черномором (№ 21); Бородин, «Спящая княжна»; Дебюсси, прелюдия «Паруса».
II
2. Уменьшенный, тон-полутон (2 1 2 1 2 1 2 1): Римский-Корсаков, «Садко», тема Царя морского; Стравинский, «Весна священная», «Игра умыкания» (ц. 42).
III
3. Увеличенный, полутон-полудитон (3 1 3 1 3 1): Римский-Корсаков, «Золотой петушок», антракт ко II акту (цоканье копыт рати Додона).
4. Увеличенный, 2.1.1 (2 1 1 2 1 1 2 1 1): Римский-Корсаков, «Снегурочка», тема Лешего (пролог, ц. 56); Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством», I действие, 1-я сцена, т. 5-7; А. Черепнин, Камерный концерт (d-es-f-fis-g-a-b-h-cis — «гамма Черепнина», «Черепнин-мажор»).
IV
5. Лад 5.1 (5 1 5 1): А. Черепнин, этюд для фортепиано ор. 56 № 4.
6. Лад 4.1.1 (4 1 1 4 1 1): Стравинский, «Жар-птица», ц. 22-29.
7. Дважды-мажор, «лад Петрушки» (3 2 1 3 2 1): Стравинский, «Петрушка», картина 2, ц. 51, тема Петрушки.
8. Дважды-минор (3 1 2 3 1 2): С. Протопопов, «Ворона и рак» (ср. с первой побочной темой финала фортепианного трио Шостаковича ор. 67, от ц. 66).
9. Лад 3111 (3 1 1 1 3 1 1 1): Мессиан, Три маленькие литургии, часть III, такты 7-11 и 25-31.
10. Лад 2211 (2 2 1 1 2 2 1 1): Лядов, «Из Апокалипсиса», ц. 7.
11. Лад 21111 (2 1 1 1 1 2 1 1 1 1): Римский-Корсаков, «Шехеразада», часть II, центральный эпизод (так называемый «Эпизод битвы»).
Литература
1. Алексеев Э. E. Проблемы формирования лада. М., 1976.
2. Баранова Т. Б. Понятие модальность в современном теоретическом музыкознании. М., 1980.
3. Берков В. О. Гармония. М., 1962. Ч. 1.
4. Бершадская Т. С. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни // Проблемы лада. М., 1972.
5. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
6. Виноградов В. С. Индийская paгa. M., 1976.
7. Виноградов В. С. Классические традиции иранской музыки. М., 1982.
8. Джами Абдурахман. Трактат о музыке. Ташкент, 1960,
9. Джани-Заде Т. М. Мугам — импровизация на лад // Современные методы исследования в музыкознании. Вып. 3. 1977.
10. Закржевская С. А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Ташкент, 1979.
11. Кастальский А. Д. Основы народного многоголосия. М.; Л., 1948.
12. Кастальский А. Д. Особенности народно-русской музыкальной системы [1923]. М., 1961.
13. Кон Ю. Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент, 1979.
14. Кушнарев X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958.
15. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика М., 1960.
16. Металлов В. М. Осмогласие знаменного роспева. М., 1899.
17. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. В. П. Шестаков. М., 1966 [сокр.: МЭЗСВ].
18. Музыкальная эстетика стран Востока / Сост. В. П. Шестаков. М., 1967 [сокр.: МЭСВ].
19. Никольский А. В. Звукоряды народных песен. Историко-теоретический этюд // Сборник работ этнографической секции ГИМНа. Вып. 1. М., 1926.
20. Пак Кюн Син. Мировая гармония звуков или О древнекорейской теории музыки // Старинная музыка. 2001. № 3.
21. Протопопов С. В. Элементы строения музыкальной речи. Ч. 1-2. М., 1930-1931.
22. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии [1884-1885] // ПСС. Т. IV. М., 1960.
23. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964.
24. Руднева А. В., Щуров В. М., Пушкина С. И. Русские народные песни в многомикрофонной записи. М., 1979.
25. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.
26. Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977.
27. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [1909]. 2-е изд. М., 1959. Вступление.
28. Тюлин Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. М., 1971.
29. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
30. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971.
31. Федорова Г. С. Ладовая система русской монодии: Дисс., машинопись. М., 1984.
32. Холопов Ю. Н. Модальная гармония // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки <...>. Ташкент, 1982.
33. Холопов Ю. Я. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966. Раздел П.
34. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка. Практика. Аранжировка. Реконструкция. М.: МГК, 1999.
35. Холопов Ю. Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971.
36. Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии [1982] // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987.
37. Худабашян К. Э. Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию. Ереван, 1977.
38. Cholopov Ju. Symmetrische Leitern in der Russischen Musik. In: Die Musikforschung, 28. Jg. Kassel, 1975. Heft 4.
ГЛАВА 10. ТОНАЛЬНОСТЬ
ПОНЯТИЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Одно из центральных понятий гармонии — тональность — употребляется не однозначно*. А в XX в. эволюция явления тональности (и, соответственно, понятия) привела к большой усложненности теоретического объяснения того, в чем сущность и формы тональности. Проблема нуждается в самом тщательном рассмотрении.
Различные современные определения тональности охватывают существенно разные стороны относящихся к тональности явлений, не исключая, а дополняя друг друга и обнаруживая тем самым сложность ситуации.
1. Согласно мысли Б. Л. Яворского, получившей широкое распространение в русском теоретическом музыкознании, тональность есть «высотное положение лада» (формулировка И. В. Способина). То, что обычно называется тональностью — C-dur, d-moll (либо до мажор, ре минор), — есть ладотональность, то есть единство лада (мажор, минор) и собственно тональности (С, d и т. п.) как высоты, на которой реализуется данный лад.
2. Тональностью называется также иерархически централизованная система функционально дифференцированных высотных связей. При этом под тональностью подразумевается ладотональность, причем часто локализация такой системы на определенной высоте не предусматривается, и таким образом понятие тональности здесь оказывается близким общему понятию лада (либо даже полностью
* Первое известное нам определение понятия тональности дал французский теоретик Ф.-Л.-Ж. Кастиль-Блаз: «свойство музыкального лада, которое выражается в использовании его существенных ступеней» (то есть I, V и IV. — Ю. X.; Castil-Blaze F.-H.-J. Dictìonnaire de musique moderne. V. 1-2. Paris, 1821).
Ф.-Ж Фетис в своем трактате по гармонии (1844) разрабатывает теорию четырех типов тональности: 1) «унитональность» (без тональной модуляции; можно усматривать в этом свойства лада XV-XVI вв.), 2) «транзитональность» (с применением модуляции в близко родственные тональности), 3) «плюритональность» (с модуляциями и в отдаленные тональности), 4) «омнитональность» (букв. «всетональность»; смешение элементов всех тональностей, когда за каждым аккордом может следовать каждый — по мысли Танеева).
с ним совпадает; особенно часто это встречается в зарубежной научно-теоретической литературе — см., например, в работе Й. Руфера «Двенадцатитоновый ряд: носитель новой тональности», 1951).
3. Особенно важно, что в более узком, специфическом значении понятие тональности трактуется как система функционально дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия и классических гармонических функции — Т, D и S (вариант: также на основе и другого аккорда, с сильно выраженным основным тоном). Таким образом, тональность в данном смысле — это система мажора и минора XVII-XIX вв., так называемая «гармоническая тональность», предполагающая активные динамичные смены аккордов-ступеней («микроладов») и модуляцию в качестве высшей формы движения. Специальное понятие тональности как бы объединяет в себе первое и второе: высотное положение рельефно и эффективно тогда, когда в самой системе сильно выражены факторы, определяющие главенство основного тона; а особо сильный эффект звучания основного тона (тоники) достигается тогда, когда он ощущается даже в случае его реального отсутствия. Иными словами, когда система функциональных отношений иерархически централизована и тоника пронизывает всю гармоническую структуру.
Свод различных трактовок понятия тональности приводится в диссертации М. И. Катунян «Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской музыке» (Московская консерватория, 1984).
О тональности в музыке XX в. см. также:
Катунян М. И. К изучению новых тональных систем в современной музыке // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983. С. 4-44;
Тараканов М. E, Новая тональность в музыке XX в. // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М., 1972. С. 5-35;
Холопов Ю. Н. Проблема новой тональности в русском и советском теоретическом музыкознании // Вопросы методологии советского музыкознания. М., 1981.
Типичный пример тональности (также тональной системы) — звуковысотная система в прелюдии и фуге Баха C-dur из I тома ХТК, в 9-й симфонии Бетховена, в 6-й симфонии Чайковского, в 3-м фортепианном концерте Прокофьева. Обозначаемые термином «тональность» лады — мажор (у Баха, Прокофьева) и минор (у Бетховена, Чайковского) — не могут восприниматься как стоящие в одном ряду с прочими (монодическими, модальными) ладами — дорийским, эолийским, пентатоникой, обиходными, различными восточными и т. д. Разница между ними велика, и различие является качественным: суть «ладов» (монодических) — пребывание в одной интонационной сфере, сущность «тональностей» (мажора и минора) — ладовое действие. Отсюда закономерное противопоставление «ладов» (то есть модальности) — «тональности»; отсюда же и мно-
гообразие форм взаимопроникновения этих резко различных, но вместе с тем и некоррелятивных форм ладового мышления (одно не исключает другого и допускает какие угодно смешения, взаимодействия и промежуточные градации; пример — модальная гармония эпохи Возрождения).
В отличие от монодико-модальных ладов, свойствами тональности являются внутренний динамизм и активность, напряженность целеустремленного движения, предельная рационально выверенная централизованность и богатство функциональных связей. В соответствии с этими свойствами тональность (опять-таки в отличие от монодических ладов) характеризуется постоянно и отчетливо ощущаемым тяготением к центру лада (С. И. Танеев называет это «действием на расстоянии» : тоника доминирует даже и там, где она не звучит; причем расстояния эти могут быть огромными, прямо-таки гигантскими, например в 8-й симфонии Д. Д. Шостаковича около часа длится главенство тоники с).
Для тональности типичны динамичные регулярные (метричные) смены разномасштабных местных гармонических центров (ступеней, функций), не только не отменяющих центрального тяготения, но реализующих и предельно интенсифицирующих его. Классическая тональность пронизана поэтому диалектически-противоречивым соотношением между устоями и неустоями (в частности, например, в рамках единой системы мажора и минора при общем системном тяготении 7 ступени в 1 может возникать и обратное тяготение 1 в 7).
Благодаря мощному тяготению к центру системы гармоническая тональность как бы вобрала в себя и подчинила себе прочие (модальные) лады в качестве своих ступеней, «внутриладов» (термин Б. В. Асафьева; см.: Музыкальная форма как процесс. С. 346). Например, пребывание на V ступени мажора привносит миксолидийскую окраску лада, на II ступени — дорийскую; бывший (ренессансный) фригийский лад с мажорным трезвучием на I ступени в качестве так называемого «фригийского оборота» вошел в состав гармонического минора и т. д. Смена ступеней тональности есть, таким образом, смена микроладов;то, что прежде могло охватывать целое произведение (и быть, тем самым, формующим моментом), теперь становится мелкой деталью, элементом иной системы. Прежний элемент формы становится материалом для формы более высокого порядка, тональность теперь — формующий принцип преобразованного модального материала. Таким образом, мажор и минор как новые типы лада обобщили исторически предшествовавшие им лады, явившись воплощением новых принципов ладовой организации.
Вместе с тем процесс диалектически противоречивого перехода в новое качество (где бывшая форма превращается в материал для новой, более высокой формы) не есть лишь имманентно формальное преобразование. Господство тональности (трехсотлетие XVII-XIX вв.)
несет отпечаток идеологии своего времени, в особенности — идей Просвещения XVII-XVIII вв. «Модальность представляет, по сути, стабильный, а тональность — динамический взгляд на мир» (Э. Ловински).
Самый важный признак тональности — сквозное главенство основного тона (вследствие чего и возможно представлять «высотное положение лада» сущностью собственно тональности, в отличие от собственно лада — системы отношений) реализуется благодаря особому способу построения лада.
Отвлекаясь от бесчисленных взаимопроникновений принципов тональности и модальности, еще раз подчеркнем суть коренного отличия между ними следующим сравнением:
♦ модальность — звукорядная основа непременна, господство центра соблюдается в разной мере;
♦ тональность — господство центра непременно, звукорядная основа соблюдается в разной мере.
Вслед за господством основного тона (центра) в тональности устанавливается в высшей степени разветвленная система подчиненных отношений-функций. Стабильность принципа основного тона и использование прежде всего самых сильных средств высотной связи (квинтовое отношение) приводят к господству и даже абсолютизации определенной системы иерархического соподчинения всех элементов звуковысотной системы — классической тонально-функциональной триады — T-S-D. Таким образом, вполне закономерна зависимость между существованием тональности (в специфическом и точном смысле слова; см. выше пункт 3) и господством тонально-функциональной системы отношений между ее элементами. (Упрощенно говоря: тональность есть там, где главенствуют связанные высшим родством три функции Т, S и D.) Поскольку музыкальное мышление XX в. в большей мере определяется свойствами тональности как специфического типа ладовой системы, господствовавшего непосредственно в предшествующую эпоху (новое время, XVII-XIX вв.), то столь же закономерно, что важнейший критерий тональности — главенство основного тона — принимается обычно музыкальной теорией за абсолютное свойство лада как такового, в противоречии с историческими данными. Необходимо поэтому специально предостеречь от абсолютизации (а также от упрощенного понимания) названных двух свойств тональности — лишь одного (при всей его исключительной важности) из исторически существовавших типов ладовой организации:
1) базирование на функциональной триаде T-S-D не есть единственно возможный принцип тональности (возможны и иные типы тональной структуры);
2) господство основного тона не обязательно является первым признаком лада как понятия (это признак тональности). Возможны, особенно в музыке XX в., лады модального типа, где основной тон не является определенным либо даже не ощущается вовсе.
МАЖОР И МИНОР
Теория гармонии знает важнейшее явление музыки, блестящий период господства которого уже закончился, а исчерпывающего научно-теоретического обоснования, с которым были бы согласны все ученые, до сих пор не существует. Это явление — мажор и минор.
Качество, характеризующее специфическую для соотношения мажора и минора противоположную направленность, принято обозначать как наклонение. Мажор как «твердое» (dur), «большее» (maggiore), минор как «мягкое» (moll), «меньшее» (minore) в их контрастном сопряжении служат мощным средством музыкальной выразительности, средством широкого и многообразного диапазона действия. Мажорность и минорность лежат в основе двух тональных ладов, распространенных в период высшего расцвета европейской музыки начиная с XVIII в. (Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Вагнер, Глинка, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Скрябин), ладов, во многом сохраняющих свое значение и для музыки XX в. (Стравинский, Мессиан, особенно Прокофьев, Мясковский, Шостакович, Щедрин и др.). Мажорность и минорность могут играть существенную роль и для экспрессии других ладов, вне мажорно-минорной системы. Например, дорийский и фригийский и некоторые еще — лады минорной основы, миксолидийский, лидийский — мажорной основы (открытие Царлино).
Для всех этих противопоставлений основной тип противоположности тот же самый: мажор и минор, dur и moll, «твердое» и «мягкое».
Сами противоположности — «твердое» и «мягкое» — имеют историю много более древнюю, чем мажор и минор как лады или даже как аккорды. Еще в античной Греции встречалось противопоставление «твердой» (или «синтонической», то есть с «острым» натяжением средних струн в тетрахорде) и «мягкой» (со «слабым» натяжением) хромы (у Клавдия Птолемея). А Боэций считал диатон родом «твердым и естественным» (durius et naturalis), хрому — «размягченным» (mollius). Вслед за этим и целый тон (характерный для диатона) противопоставлялся средневековыми теоретиками полутону (характерному для хромы), как интервал «твердый», «совершенный», простой — «мягкому», «несовершенному», усложненному. Позднее (в XVI в.) это противопоставление было перенесено и на терции — большую (tertia dura) и малую (tertia mollis; у Й. Коклея).
Первыми звукорядами «твердыми» и «мягкими» были исторически не наши мажорные и минорные гаммы, а средневековые сольмизационные гексахорды со структурой:
(Их слоги произошли от начальных слогов строк гимна «Ut queant laxis», приспособленного Гвидо Аретинским для практического освоения тонов и полутонов звукоряда.)
В системе гексахордов различали три положения гексахорда в зависимости от того, попадает ли в него мягкое b (то есть си-бемоль), или твердое («квадратное») (то есть си-бекар), или же не попадает ни то ни другое. Соответственно три гексахорда назывались «мягким» (molle), «твердым» (durum) или «натуральным» (naturale) (пример 135).
(Еще Н. П. Дилецкий в 1679-1681 гг. называет музыку в соответствующих звукорядах «дуральной» — без знаков и «бемолярной» — с бемолями.)
В XVII же веке понятия dur и moll стали обозначать ладовое наклонение в зависимости от терции, большой и малой (у Й Кеплера genus durum = g-e-d-c-H-G, a genus molle = g-es-d-c-B-G; в конце XVII в., у А. Веркмайстера встречаются обозначения в современном смысле — a-moll, e-moll).
Современная постановка вопроса о мажоре и миноре включает прежде всего три главные проблемы:
1) сущность мажорного и минорного трезвучия;
2) сущность классических мажорного и минорного ладов (тонально-функциональной системы);
3) мажорное и минорное наклонения лада в музыке XX в.
Третья из проблем не относится к содержанию настоящей работы. Вторая решается в основном в главе о тональных функциях. Здесь же пойдет речь о первой проблеме, которая, естественно, связана и с двумя другими.
Первую научную теорию сущности мажора и минора, связи и противоположности двух наклонений предложил знаменитый итальянский теоретик музыки Джозеффо Царлино в книге «Основы
гармонии» (или «Учение о гармонии», букв. «Гармонические наставления»; Венеция, 1558). В главе 31 части 3 он дает крайне сжато изложенную, но совершенно полно выраженную идею трактовки мажора и минора как эстетических противоположностей на основе древней (еще пифагорейской) эстетической теории пропорций (по изд.: Zarlino G. Le Istitutioni Harmoniche. Venetia, 1573. P. 211). Основные три вида «средних» (арифметическая, гармоническая и геометрическая) или три вида «деления» (те же) Царлино излагает еще в первой части (глава 35 и следующие). Три вида «средних» поясним схемой (ср.: Zarlino G. Le Istitutioni Harmoniche. Venetia, 1573. P. 54; «сверхтретная» пропорция — отношение, когда большее число превышает меньшее на одну треть его):
Таблица 13
Арифметическая средняя получается при трех числах, где разность первого и второго равна разности второго и третьего. Например: 4, 3, 2 или 3, 2, 1, или 6, 4, 2, или 7, 4, 1 и т. п.
Геометрическая средняя получается при трех числах, где отношение первого и второго равно отношению второго и третьего. Например: 4, 2, 1 или 9, 3, 1, или 16, 4, 1 и т. п.
Гармоническая средняя получается при трех числах, где отношение разностей первого и второго, второго и третьего равно отношению первого и третьего. Например:
Другие примеры: 6, 3, 2 или 15, 12, 10, или 20, 15, 12, или 28, 7, 4.
Гармоническая средняя — инверсия арифметической:
Арифметическая = 1, 2/1, 3/1, 4/1, 5/1, 6/1;
Гармоническая = 1, l/2,1/3, 1/4, 1/5, 1/6;
(для пояснения: 1, 1/2, 1/3 = 6, 3, 2).
«Все разнообразие и совершенство гармонии» Царлино связывает с действием двух интервалов — квинты и терции или их «репликатов» (то есть производных от них интервалов, например секст). Звуки квинты неизменны, терция же (то есть большая терция) может занимать свое положение внутри квинты, помещаясь либо внизу,
либо вверху, тем самым деля число квинты (3 : 2) различным образом. Так как один из звуков терции совпадает либо с нижним, либо с верхним, то к квинте прибавляется еще один звук, соответствующий «средней» величине. Отсюда и обоснование мажора и минора теорией «средних». Царлино пишет, что большая терция («la Terza maggiore»), помещаясь в нижней части квинты, делает гармонию «веселой» (allegra), a помещаясь в верхней части — «печальной» (mesta). Имея в виду, что способ обозначения времен Царлино в длинах струн, а не в числах колебаний, мы получаем гармоническую пропорцию как объяснение мажора (мажорного трезвучия) и арифметическую — для объяснения минора (если выражать то же самое способом, типичным для нашего времени, — в числах колебаний, то данные будут обратными: гармоническая пропорция — для минора, арифметическая пропорция — для мажора). Таким образом, звуки квинты составляют крайние члены:
Терция же помещается двояким образом в середине:
В конце главы 31 Царлино делает замечательное заявление: арифметическая пропорциональность немного удаляется от совершенства гармонии, так как ее части не находятся в своем естественном положении; напротив, гармоническая консонирует совершенно. В этих словах Царлино предчувствует ориентацию на «естественный», то есть натуральный порядок звуков (натуральный звукоряд, которого он не знал). По мысли Царлино, мажор и минор равноправны и закономерны (так как материализуют в звуках две важнейшие эстетические закономерности пропорций, которые в принципе равноправны), и вместе с тем мажор близок природе, а минор более от нее удаляется. Отсюда и различие в экспрессии, характере выразительности.
Царлино отметил также, что два эти наклонения — мажор и минор — лежат в основе всех ладов (хотя теоретическая систематика ладов у Царлино еще совершенно чужда идее двуладовости системы), и разделил все лады соответственно на две группы:
1) с большой терцией и большой секстой (над финалисом С, F, G);
2) с малой терцией и малой секстой (D, E, А).
Трактовка Николая Дилецкого (1679, 1681) не является глубокой научной теорией, но она очень колоритна по формулировкам и оригинальна по обоснованию взаимоотношения мажорного и минорного трезвучий. Формально считая музыку «по смыслу трегубой» (троякой, то есть трехладовой) — «веселой, жалостной и смешанной», Дилецкий в действительности базируется на представлении только о двух противоположных ладах, которые он понимает в зависимости от лежащих в их основе трезвучий — ут-ми-соль и ре-фа-ля. Зависимость трактуется однозначно, что свидетельствует о полной осознанности двухладового характера современной Дилецкому си-
стемы: «если будет подавати к пению тон ут, ми, соль, будет веселая мусикия, если тон ре, фа, ля — будет жалостная». Обоснование же того и другого трезвучий Дилецкий получает от Гвидонова гексахорда (об этом говорят уже сами названия «шести знамений мусикийских» — ут, ре, ми, фа, соль, ля), который совпадает с двумя главными согласиями — «мрачным» и «светлым». Гексахорд разделяется «надвое»:
Если Царлино делил различным образом квинту, то Дилецкий делит шесть звуков гексахорда, представляя тем самым своеобразный «модальный» подход.
Немецкий теоретик Мориц Хауптман в книге «Природа гармоники и метрики» (1853) для объяснения мажорного и минорного трезвучий склоняется к так называемой «дуалистической» трактовке, согласно которой мажор и минор зеркально противоположны друг другу. Хауптман исходит из того, что существуют только три прямо понимаемых интервала — октава, квинта и (большая) терция. Сливаясь в монолитное единство, они дают только два аккорда — мажорное и минорное трезвучия. Звуки, от которых строятся эти интервалы и которые тем самым объединяют интервалы в аккорд-монолит, располагаются различно в том и другом аккорде: в мажоре это нижний звук квинты, от которого интервалы направлены вверх (C-G, С-е), в миноре это верхний звук квинты, от которого интервалы направлены вниз. Поэтому звук, объединяющий мажорное созвучие (Klang), имеет у себя свои квинту и терцию, а звук, объединяющий минорное созвучие, имеется (есть) у своих квинты и терции. Отсюда логическая противоположность между состояниями: действительным (активным) «иметь» (das Haben) и страдательным (пассивным) «быть» (das Sein). В результате мажорное трезвучие — стремящаяся (вверх) сила,а минорное — опускающаяся (вниз) тяжесть.
Хуго Риман (вместе с другими немецкими теоретиками — А. Эттингеном, Г. Гельмгольцем, 3. Карг-Элертом) развил далее теорию дуализма мажора и минора, согласно которой минор понимается как зеркальное отражение (инверсия) мажора. Риман пытался найти для мажора и минора природное, объективное обоснование. Для мажора (мажорного трезвучия) — это, естественно, натуральный звукоряд. Для минора же такового природного обоснования очевидным образом не находится. Риман обратился к теории унтертонов, ряд которых зеркально симметричен ряду обертонов, отличаясь от него лишь направленностью следования тех же самых интервалов (чисел), пример 136.
Можно найти некоторое подтверждение унтертоновой теории. Так как натуральный ряд (каким является ряд обертоновый и которым Риман хочет представить еще и унтертоны) реализуется в явлениях резонанса, то в духе теории Хауптмана начальный тон обертонового ряда имеет все прочие, а начальный тон унтертонового имеется у всех прочих (пример 137).
Однако такое подтверждение не может опровергнуть основного возражения против теории унтертонов как природных явлений: обертоновый ряд действительно дан природой звучащего тела, так как обертоны производятся делением звучащего тела на части. Унтертоны же, для того чтобы быть равноправными с обертонами природными явлениями, должны бы получаться умножением (?!) массы звучащего тела, что абсурдно (умножение означает, что для извлечения звука нижней октавы, например, на струне необходимо длину струны при вибрации увеличивать вдвое, что невозможно физически).
Несмотря на наличие еще ряда теорий мажора и минора (среди которых нужно упомянуть теории А. С. Оголевца и П. Н. Мещанинова, см. с. 255), трудно назвать такую, которую можно было бы считать отвечающей на все вопросы. Вероятно, теория Царлино (включающая проблему мажора и минора в общую теорию эстетических пропорций) и теория Хауптмана (наилучшим образом обосновывающая смысловое содержание понятий мажора и минора) в их взаимодополнении дают наиболее надежную основу для верного понимания этого важнейшего явления музыки.