Обновление культуры современной цивилизации. Модерн и постмодерн
Культура модернизма
Модерн – слово, означающее «современный». Исторически начало модернизма связывают с промышленной революцией и эпохой Просвещения. Одним из первых, кто обратил внимание на смысл модерна, был Макс Вебер (1864–1920).
М. Вебер считал, что всю западную культуру пронизывает рационализм особого рода: «Лишь Западу известна рациональная систематическая, т.е. профессиональная, научная деятельность, специалисты-учёные в том специфическом современном смысле, который предполагает их господствующее в данной культуре положение» [12.3.].
В художественной культуре также происходит рационализация, появляются такие формы, как соната, симфония, опера; в живописи появляются воздушная и линейная перспектива. Эта рационалистическая составляющая культуры вместо того, чтобы служить человеку, начинает господствовать над ним. В этом истоки кризиса, культуры цивилизации. Чтобы его преодолеть, надо «расколдовать» культуру, осовременить её, освободить от остающихся суеверий, традиций, произвести переосмысление культуры. Такое переосмысление приводит к выводу, что она разделилась на три момента:
1. Истинность.
2. Нормативность (правильность).
3. Аутентичность (красота).
Поэтому и мир культуры трактуется под одним углом зрения: мы воспринимаем культуру или как истину, или как норму, или красоту, что соответственно даёт нам познание (науку), справедливость (мораль), вкус (эстетику). Если Новое время, т.е. эпоха Просвещения выделила три ценностные сферы, конституциировало их (науку, мораль, искусство), то теперь надо их переосмыслить «рационально» и обновить.
Таким образом, в рамках модерна сама культура подвергается анализу, обобщению и конструированию с точки зрения её «рациональной» основы. Вычлененная таким образом «модернистская культура» объявлялась нормой, образцом, идеалом и распространялась в других странах. Поскольку вершиной культурного развития «модернизма» объявлялась Западная Европа, то модернизм был прикрытием старой политики европоцентризма и разрушительно действовал на «отсталые», не «осовремененные» национальные культуры. Поэтому В. Беньямин и представители франкфуртской философской школы вполне обоснованно считали, что модерн – ложное создание, образование буржуазной культуры, форма её господства путем создания новых мифов.
Культура постмодернизма
Очень скоро стало ясно, что «модернистские» тенденции исчерпали себя, и следует подумать о следующем этапе – постмодернизме. Эти новые искания обнаруживаются ещё в 1930-е гг. В 1947 г. А. Тойнби применяет этот термин для обозначения нового периода в развитии культуры западной цивилизации.
Сейчас культурологи отмечают следующие формы проявления постмодернизма:
1. Отказ от тех культурологических концепций, которые пытались осмыслить культуру в эпоху модернизма. Это сопровождается распадом «метаповествований», в рамках которых строилась «рациональная» теория и практика культуры. Таким образом, признается, что раскол культуры на различные сферы на практике не удалось преодолеть концептуально, в метатеории.
2. Отказ от метаистории, т.е. универсальной исторической концепции, связующей различные потоки культуры: науку, мораль, эстетику.
3. Критическое отношение к эволюционизму как универсальному объяснительному принципу, схеме.
4. Возникновение плюрализма в культурологии. Признание множественности концепций как естественного, нормального состояния.
5. Отказ от попыток «расколдовывания» мира, от познания цели его развития. Модерн, столкнувшись с «непрозрачностью» культуры, поставил задачу её «расколдовать», но не решил её, зайдя в тупик. Постмодерн признает эту невозможность как приемлемую, естественную.
6. Для постмодерна характерно стремление к эзотеричности, закрытости, тайности, отсюда наблюдается расцвет сект, мистических устремлений, иррационалистических движений.
7. Исчезает былая культурная иерархия. Все предшествующие культуры делились на «высшую» и «низшую», «высокую» и «низкую», на культуру «элиты» и «толпы». Постмодерн, по-видимому, отталкивается от этого деления, преодолевает его путем смешения, эклектики, заимствований: культура элиты вбирает некоторые элементы культуры низов. «Низы» вынуждены осваивать определённые компоненты культуры «верхов».
8. Для постмодерна характерно смешение стилей, жанров, направлений, т.е. эклектизм.
9. Соединение культуры с жизнью, обществом. Так, мода, когда-то выделившаяся в чисто «эстетическую» область, теперь становится приложением бизнеса, элементом экономики. Развалины старинного замка или водопровода, ранее служившие объектом романтических любований, становятся популярным местом посещения туристов, начинают приносить доход.
Рассматривая изменения, которые происходят в сфере обновления, осовременивания культуры цивилизации, можно выделить три этапа.
На первом этапе, в ХIV–XIX вв. культура развивается как стихийное творчество масс, руководствующихся разнообразными интересами, целями, концепциями, в которых содержатся частичные, элементарные, единичные движения культуры. Они ещё не связаны единой логикой изменений, не представляют ставшего целого.
На втором этапе, в конце ХIХ – начале ХХ вв. общество осознаёт, что в лице культуры оно имеет дело с целостностью, не сводимой к её разным, частичным формам существования, и пытается осознать концептуально общие, универсальные законы движения культуры, построить её «метаязык», описать её метаисторию. И, соответственно, преобразовать культуру общества в соответствии с метаконцепциями. Но очень скоро становится ясно, что выделить эти законы, характерные для культуры как особой целостности, не удаётся.
На третьем этапе, во второй половине ХХ в. и в ближайшем будущем, меняется отношение к культуре: здесь культура начинает восприниматься как зона творения человека, как поле действия его фантазии, его инстинктов, интуиции, чувств.
Таким образом, постмодерн воспроизводит ситуацию начальных шагов культуры, когда она являлась уделом стихийного творчества. Но на высшем своём этапе это творчество само выступает как рационально понятое и концептуально одобренное явление, как «фантазия» художника, писателя, деятеля культуры.