Билет 54 Культура и образование в просветительских концепциях бе-лорусских мыслителей
В Беларуси идейные истоки Просвещения берут нач. в духовно – культурном развитии государства эп. Возрождения, в творчестве мысли-телей к.17- нач. 18 в. В центре их внимания был не отдельный индивид, а коллективные формы народной жизни, результаты их совместной дея-тельности. Термин « культура» в их сочинениях, заменяется словом « цивилизация», под кот. подразумевается образование, развитие, высоко-родное общество. Просветители были не столько апологетами ( защит-ники), а критиками существующей цивилизации. Так Г. Каниски пропа-гандировал необходимость установления в стане порядка и законности, критиковал духовную бедность тех, кто имел власть. В « Слове да невы-бранных суддяу» он критиковал правосудие: это не правосудие, не знание, лень, взяточничество. Одновременно мыслитель формулирует важнейшие принципы правовой культуры: правосудие мастерства в законах, постоянная старательность, осмотрительность, ненавидеть взяточниче-ство, не отдавать преимущество родству и дружбе.
Физиократы ( Л. Залуский, Г. Млоцкий ,М. Страйновский, И .Храптович) рассматривали общество как естественный организм, что составляет часть природы, они считали , что отход человека от разумных законов природы неизбежно вызовет несчастье, бедноту, беспорядки. Л. Залуский в « Общей философии» отмечал, что блага, кот. Приносят че-ловеку высшее наслаждение, обязательно должны быть стабильные, и человек должен добиваться благ через разум.
Представители раннего периода Просвещения ( Б.Добшевич, К. Нарбут, М. Пачобут – Адленицкий) утверждали гуманистические идеи уважения к человеку, образования и воспитания на основе свободы убеждений, высокой гражданственности и ответственности. Историк - просветитель А. Нарушевич отводил разуму главную роль в историче-ском процессе, а предметом научных исследований считал не только действия руководителей и военачальников, но и жизнь простого народа. П. Бжастойский, М. Карпович, И. Яленский развивали тенденции естество научного материализма, радикальные социально – утопичные идеи. На их взгляд, человек культурный в меру разумности и разумный в меру соответствия своему природному назначению. В сравнении с природой культура выступает не как отдельный вид бытия, а только как звено в общей цепочке природной эволюции. Для расширения идеи Просвещения в Белоруссии много сделали Комиссия народного образования Речи Пасполитой, кот. была по сути первым в Европе министерством про-свещения, а также преподаватели Виленской академии, народных училищ. Прогрессивные просветительские тенденции отражены в литературе и искусстве, книгоиздательской и культурно – просветительной научно - педагогической деятельности.
32. Основные черты культуры Древнего Египта:
1.Консерватизм.Возникла высокая цивилизация и долгое время развивалась на основе архаической и духовной жизни. Деспотическая власть фараонов, которая ограничивала свободу людей.
2.Политэизм. Воображение о загробной жизни, как продление жизни, но только в могиле. Захоронение тела умершего, обеспечение жилья и еды ему. Боги имели чаще всего зоаантрапаморфны образ. Среди священных животных были: лев, бык, баран, сокол, крокодил, корова, пчела, змея. Это объясняется не только течением татэмизма, но и тем фактом, что животные символизировали разных египетских божеств. Основные египетские богослужения складывали мистерии, поминальные молитвы, храмовые праздники, годовой и повседневный литературный цикл.
3.мифологизм.Это мифы: о создании мира, о солнечных божествах и Осирисе. В космогонических мифах повествуется, что первым началом мира был бесконечный водный хаос, а после возник Бог солнца Ра, который в свою очередь родил богов Шу и Тэфнут. Эта семейная пара создала землю и неба. Люди были созданы богом Ра. Ра – бог солнца был в образе сокола на голове которого был солнечный диск. Чаще всего египтяне воображали Бога в образе человека. Осирис научил людей вспахивать землю, строить города, выпекать хлеб, делать вино и пиво, лечит.
4. Символизм.Основными символами египетской культуры были анх, пирамида, фараон, Ка. Анх воображал крест с петлёй на верху. Он являлся символом как человеческой так и божьей жизни. Фараон обозначает «Большой дом» Египтяне считают, что когда идёт разговор про царя, то нежелательно прямо называть его имя. Кавоображалась духовным двойником человека, его жизненной силой и одной из душ. Считалось, что Ка рождалась с человеком, духовно и физически существовала нераздельна с ним как при жизни, так и после смерти. Могилки назывались домом Ка. Для «вечной жизни» в загробном мире фараонам строили пирамиды, богатым людям – так называемые «мастабы», а бедного человека закручивали в простынь и ложили в песок.
5. стремление к бессмертию.Явилось основой для возникновения «поминального культа». Идея воскрешения мёртвых. Пирамиды являются примером вечной жизни.
6.Письменность.Появилась в самый ранний период египетской цивилизации –в эпоху Древнего царства. В основе лежало 700 иероглифов – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. На смену письму пришёл иеритичное (быстрописание), после курсивное письмо. В египетском письме передавались как идеограммы ( знаки, которые передавали понятия), так и фонограммы ( знаки, что передавали звуки). Тексты писались на папирусах. Возникло алфавитное письмо.
7.Образование.Существовала разноотраслевая систем а образования и воспитания. Школы существовали при храмах и в сельской местности. Важную роль играл «Дом жизни», который находился возле дворца фараона. Здесь разрабатывали писали трактаты которые касались проблем философии и теории властей, занимались астрономией и математикой, познаниями по строительству.
8.Наука и техника.Знания имели практический характер и использовались в сельском хозяйстве. Возникла египетская математика, одним из значительных достижений которой было десятичная система числа. Значительным вкладом было в астрономию деление суток на 24 часа. год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Были известны водные и солнечные часы.
Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с IV тысячелетия до середины VI в. до н.э. История Двуречья — это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья — шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.
В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государства региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения.
Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родилась легенда о Всемирном потопе).
Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества.
Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.
33 Культура Исламского мира. Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв.Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домусульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы. Однако пренебрежительное отношение к достижениям культуры немусульманских стран, отрицание светского образования (до XVIII в. мусульманские народы не имели никакой литературы, книгопечатания, население было малограмотным), отсутствие женского образования привело к тому, что Ислам стал тормозом в развитии культуры, а арабский мир утратил все свои былые достижения.
Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.
Орнамент в исламской культуре — это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «Коран» переводится как глагол «читать»).
Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии, римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным, самобытным явлением. Священная книга Ислама — это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах — Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья. Особенностями данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также строгое соблюдение ряда культов — молитва (намаз), пост, мусульманский налог, паломничество в Мекку, священная война, чтение Корана и т.д.
Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах.
Основные ее принципы — это:
1) воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными;
2) узаконивание кровной мести;
3) восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом для услаждения мужчины;
4) построение государственного строя на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться своим господам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам);
5) труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь — лишь прах, суета.
Кроме Корана, важными источниками самых разнообразных знаний, норм в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна(образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат— свод законов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.