Уникальность культур и культурное единство человечества.
В современном обществе проблема перехода от культурной разобщенности к единству человечества является одной из самых актуальных. При этом следует обратить внимание на то, что альтернатива «однолинейности» и «полилинейности» не является непреодолимой. Альтернативность можно преодолеть, исходя из того, что при полилинейности и разнообразии культур в них существуют одинаковые компоненты – универсалии культуры. Наличие их определяет общность и единство всех культур.
Универсалии культуры – это наиболее общие понятия, которые характеризуют этот феномен. К ним относятся язык, представления о счастье и смысле жизни, семья, образование, танцы, мифы, сказки, благосостояние, вера в Бога и др. Нет ни одной культуры, где бы не отмечались, хотя и по-разному, три особо важных жизненных событий для каждого человека: рождение, бракосочетание и смерть. Поэтому можно утверждать, что в культурных универсалиях выражаются общечеловеческие ценности и идеалы, общепринятые нормы и правила поведения. Никакая культура не была бы культурой, если бы не содержала в себе нормы и запреты, определяющие подлинно человеческие способы поведения. Ведь культура и есть то, что делает человека человеком, а группу людей – человеческим сообществом. Как бы не различались культуры, сохранение, передача из поколения в поколение, укоренение в психике и поведении людей общечеловеческих норм, ценностей и идеалов определяет общность и единство всех культур и образует в этом отношении «однолинейность», пронизывающую весь культурно-исторический мировой процесс.
Следует обратить внимание на то, что обособленное существование народов в течении долгого исторического времени привело к тому, что универсалии своих культур воспринимались людьми как нормы, действующие лишь в рамках своего общества, а за пределами его они теряли свою обязательность. По мере преодоления национальной замкнутости обнаруживается наличие в разных культурах одних и тех же универсалий, только выраженных в разных формах. Развитие связей между народами все больше делает эти универсалии нормами отношений между людьми независимо от национальности и места проживания. Отличительной чертой современного общества является то, культурные универсалии все более осознаются как всеобщие, общечеловеческие идеалы и ценности.
В условиях современного глобализационного процесса создается ситуация коммуникативной прозрачности, свободного прохождения, протекания информационных потоков, не знающих никаких границ и демаркационных линий. Всемирная паутина, Интернет, образуют новую реальность, новую империи. Со своими законами и нормами. И никто не в состоянии противостоять этому объективному процессу, если не хочет оказаться на обочине мировой истории. В современную эпоху практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют полный противоречий, но единый человеческий мир. Локальные культурно-исторические процессы сливаются в единый мировой культурно-исторический процесс. Увеличивается степень знакомства людей с культурами других народов, углубляется понимание специфики других культур, складываются общие оценки культурных достижений. Таким образом, антропологическое единство человечества как биологического рода дополняется сегодня его культурным единством.
Поэтому сегодня можно по-новому осмыслить соотношение между «однолинейным» и « полилинейным» подходами к культурно-историческому процессу. Указанные подходы выступают как альтернативные лишь по отношению к прошлому, когда история мировой культуры складывалась из мозаики процессов циклической эволюции разрозненных локальных культур. Но когда возникает единый, протекающий при совместном участии всех локальных культур процесс развития мировой культуры, синтез этих подходов становится не только возможным, но и необходимым.
Многие мыслители прошлого убедительно доказывали, что история складывалась из независимых друг от друга циклов эволюции замкнутых культур. Но в современную эпоху включение отдельных культур в единый мировой процесс означает, что для них нет больше независимости, ни замкнутости, ни цикличности, приводящих их к гибели. Они получают возможность развиваться, осваивают и модифицируют по-своему достижения других культур, обогащая мировую культуру своими достижениями. И если прав Сорокин, говоря о чередовании трех типов культур, то весьма возможно, что такое чередование в нашу эпоху прекращается, и нынешняя сенсетивная западная культура не уступит место новой идеационной культуре, а впитывая в себя многообразие плодов духовного творчества разных народов, сможет стать способной к совершенствованию и вместе с другими культурами придать мировому культурному пространству совершенно новый облик.
Только в настоящее время стало окончательно очевидно, что культура, которая не находится в контакте с другими культурами и не испытывает их влияние, неминуемо обречена на отставание от темпо мирового развития. При этом богатая культура, усваивая достижения других культур, не перестает быть своеобразной и уникальной, а лишь еще больше обогащается. При этом специфические черты национальных культур никогда не будут утрачиваться. Более того, чем культура своеобразнее, тем больший вклад она способна внести в мировую культуру и сохранить свое уникальное лицо. Поэтому есть основания думать, что существующие сейчас культуры не утратят ни свойственной им уникальности, ни полилинейности их эволюции. Но эта уникальность и полилинейность будут существовать на фоне их унификации, объединения и синтеза.
Если рассуждать о перспективах дальнейшего развития мировой культуры, то можно предполагать, что они во многом зависят от того, как будут складываться взаимодействие двух противоположных тенденции – сохранения уникальности культур и движения к их синтезу.