Тема 2. Основные формы культуры человека

Вопросы

1 Материальная культура.

2 .Духовная культура и ее элементы.

  1. Культура и религия:

а) проблема соотношения культуры и религии.

б) проблема происхождения религии;

в) структура и функции религии;

г) особенности основных мировых религий;

д) религиозные памятники.

4. Искусство как чувственная сфера культуры:

а) искусство среди других областей культуры

б) классификация видов искусства.

в) направление, течение и стиль в искусстве.

г ) функции искусства

5. Наука как феномен культуры.

6. Нравственность как явление культуры.

Термины и понятия

материальная культура, духовная культура, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, анимизм, религиозный памятник, народностно-национальные религии, мировые религии, политеизм, монотеизм, общенаучная картина мира, научно-техническая революция, эстетика, художественный образ, этика, нравственность, ценности.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. В чем состоит разница между материальной и духовной формами культуры?

2. Охарактеризуйте структуру и ценности духовной культуры.

3. В чем проявляются особенности взаимоотношений религии и науки, религии и искусства?

4. В чем особенности религии и религиозного мышления?

5. Как вы можете охарактеризовать значение религии в формировании нравственности?

6. Исследователи Д. Баррет, Т. Джонсон подсчитали, что сегодня христианами себя считают 1,99 млрд. человек, сторонниками ислама – 1,19 млрд. человек, индуистами – 774 млн. человек, буддистами – 359 млн. человек. Почему буддизм, занимающий по количеству своих сторонников только четвертое место и сегодня считается одной из мировых религий? Почему индуизм не относится к мировым религиям? Зависит ли вклад каждой церкви в культуру от количества ее верующих?

7. Дайте обобщенные характеристики мировых религий.

8. Наука вносит свой вклад в культуру общества своим содержанием, осуществляя:

- получение и систематизацию теоретических знаний

- воздействие на политику государства

- влияние на искусство

подготовку научных кадров

- разработку и внедрение новых технологий

- объяснение сущности человека

- научные дискуссии

- внедрение научных знаний в практическую деятельность

Определите четыре наиболее точных показателей.

9. В чем заключается проблема этики в науке?

10. В чем особенности искусства как формы культуры? Охарактеризуйте основные виды искусства

11. Охарактеризуйте основные функции искусства.

12. Ответьте на нижеследующие вопросы:

а) все ли человеческие действия можно и должно оценивать с моральной точки зрения?

б) различаются ли моральные оценки одних и тех же поступков в разные исторические эпохи и в разных культурах?

в) можно ли подходить с единой (нашей, современной) меркой к моральной оценке поведения людей прошлого и представителей другой культуры?

г) можно ли по моральным оценкам, которые дают люди тем или иным поступкам, судить об их нравственной культуре?

Дополнительные вопросы и задания.

1. Как вы думаете, какие реалии нашей жизни препятствуют формированию духовной личности?

2. Каковы общие черты нравственных заповедей в мировых религиях?

3. Как вы понимаете свободу совести и веротерпимость?

4. Чем, по вашему мнению, объясняется большая роль религии в жизни современного общества?

5. Как вы понимаете слова Толстого Л.Н. «Религия - это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость – это разумом оправданная религия».

6. В чем причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали все чаще обращаться к магии, астрологии, хиромантии?

7. Существует мнение, что увеличение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов. Считается, что молодых привлекает внешняя сторона религии. А как думаете вы?

8. Восстановите логические цепочки:

1. Ф. Бэкон 1. Социалист-утопист 1. «Трактат о началах человечес-

кого знания»

2. И.Ньютон 2. Философ-рационалист 2. «Мыслю, следовательно, сущес-

твую»

3. Р.Декарт 3. Философ-эмпирик 3. «Утопия»

4. Дж. Беркли 4. Естествоиспытатель 4. «Знание – сила»

5. Т. Мор 5. Священник 5. «Гипотез не измышляю»

9. Чем характеризуется роль и место искусства в культуре ХХ века?

10. Какой из видов современного искусства является наиболее характерным для культуры ХХ века? Аргументируйте свой ответ.

11. Какие, на ваш взгляд, духовные ориентиры присущи сегодня молодежи в нашем обществе? Что из этого свойственно и вам лично?

Темы докладов и сообщений

Библия как источник мировой культуры.

Основные направления современной науки.

Искусство как феномен культуры.

«Человек – волк или овца» (размышления Э. Фромма о борьбе между силами зла и добра).

Рекомендуемая литература

Основная

1. Культурология. История мировой культуры (под ред. А.Н. Марковой и др.) – М., ЮНИТИ, 1994

2. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: РОУ, 1994

3. Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарика, 1998

4. Практикум по культурологии. – СПб.: Изд-во «Лань», 2002.

5. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. - 1994. – №4

6. Токарев С.А. Ранние формы религии их развитие.- М.: Прогресс, 1964

7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М.: Прогресс, 1989

8 .Чучайкина И.С. Искусство как феномен культуры //Социально - политический журнал. – 1994. - №7

9. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии. – 1997. - №7

10. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1999

Дополнительная

1. Духовность, духовное творчество, нравственность (круглый стол) //Вопросы философии. – 1996. - №2

2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М.: Политиздат, 1990

3. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М..: Политиздат, 1986

4. Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Политиздат, 1983

5. О жизни православных святых, иконах, и праздников. – Свердловск, 1991

6. Религия и общество. Хрестоматия. Ч.1, ч.2 – М.: Наука, 1994

7. Субботин Ю.К. Православные таинства. – М.: Политиздат, 1990

8. Тихонравов Ю.А. Религии мира: Учебное пособие – М.: Наука, 1996

9. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.:Республика, 1992

10. Шапинская Е. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории // ФН. – 2002. - №3

Наши рекомендации