Схема 18.3. Функции искусства
По поводу взаимоотношения эстетики и искусства в истории эстетической мысли сложились две крайние позиции: абсолютизация нормативности и эмпиризм. Теоретик классицизма Никола Буало (XVII век) трактовал эстетику как науку, предписывающую художнику каноны и правила, выведенные из политики и философии. Другой французский мыслитель Ипполит Тэн (XIX век) напротив считал, что эстетика должна следовать за фактами искусства и лишь констатировать их.
С современной точки зрения, эстетика не претендует заменить художественное познание как таковое, она выступает как своеобразная саморефлексия искусства. При этом эстетическое отношение к миру — предпосылка художественной деятельности в любой сфере искусства.
|
Схема 18.4.Виды искусства
Также эстетика выделяет виды искусства по следующим признакам:
o по вещественности или невещественности материала;
o горизонтальное членение: искусство городское / деревенское; европейское / экзотическое;
o вертикальное членение: искусство высокое / популярное.
Схема 18.5.Классификация искусства по социальному назначению
Виды и роды искусства, в свою очередь, включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический – на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода), тип композиции (сонет, рондо, триптих) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В большинстве художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра (постмодернизм).
Еще один важный момент классификации искусства – это определение стиля, который выступает устойчивым единством образной системы и выразительных средств будь то крупной художественной эпохи, отдельного художественного направления или манеры отдельного художника. Обусловленность культурного содержания эпохи, творческого метода и мировоззрения художника не имеет прямого, механического характера, поскольку стилистические признаки носят порой неосознанный характер и могут сохраняться тогда, когда искусство существенно меняет свое идейно-художественное содержание. В результате стили, выступавшие в период своего расцвета носителями художественной правды (например, классицизм), в период кризиса могли вырождаться в носителей консервативных, безжизненных доктрин.
Стиль в искусстве – это всегда превосходство или социального (всеобщего), или индивидуального. Поэтому говорят об эволюции «исторического стиля» в направление или течение искусства.
|
|
|
|
|
Схема 18.6.Эволюция стилей в зависимости от выражения в них индивидуального начала
Основной тезис.Произведение искусства – это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в словах, звуках, красках, либо иной форме. В художественном образе выражается также мировосприятие эпохи. Искусство активно взаимодействует с религией, философией, моралью, иными формами культуры. Но, в отличие от других способов духовного постижения мира, которые нацелены на универсальное, всеобщее, должное, абстрагируются от богатства уникального существования личности, – искусство постигает его всесторонне, объемно, представляя реальность в ее полноте.Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, компьютерная анимация. Разделение искусства на виды обусловлено, во-первых, его эстетическими функциями, во-вторых, – духовным богатством действительности, в-третьих, – многообразием культурных традиций и художественных средств искусства. Художественное развитие человечества – это два встречных процесса: 1) от синкретизма первобытного и церковного искусства к образованию самостоятельных видов искусства; 2) от отдельных искусств – к их синтезу. Соотношение между искусствами, их внутреннее сходство и иерархия исторически изменчивы и подвижны.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое искусство? 2.Какие существуют гипотезы о генезисе искусства? 3.В чем суть «религиозной» концепции происхождения искусства? 4.Перечислите функции искусства.5.Назовите причины разделения искусства на виды.6.Каково значения выявления стиля для классификации искусства?
Литература
1. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.
2. Диденко В.Д. Духовный космос искусства. – М., 1993.
3. Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.
4. Татаркевич В. История шести понятий. – М., 2002.