Специфика развития культуры Востока: от древности к современности

Исследования палеоантропологов показывают, что в период каменного века «от африканских саванн до чехословацких холмов и на востоке от самого Китая люди образовали единое гигантское генетическое сообщество <...> в котором <...> всё время шел обмен физическими и поведенческими чертами». Таким образом, культура в период палеолита, мезолита была более-менее единой и однородной у всех народов.

Но переход к варварству, а затем цивилизации приводит к неравномерности в развитии культур.

Первые цивилизации возникают на Востоке: Китае, Индии, Шумере, Египте. Таким образом, восточная культура обгоняет западную. «О Солон, Солон, вы, греки – как дети», – говорит египетский жрец в «Диалогах» Платона и это верно. И в первом, и в XV веках нашего времени, «новой эры» китайцы «в общем далеко опережали Европу». И не только китайцы. То же можно сказать и о других народах Востока, например, арабах VIII–XIII вв. Более того, некоторые исследователи считают, что неолит, эллинизм и Ренессанс наиболее тесно сближали культуры Востока и Запада.

В то же время обнаруживается отставание Востока от Запада во многих областях культуры в Новое время, заложившее основы индустриальной культуры.

Почему наблюдается это отставание?

Например, причиной отставания Востока считается отсутствие здесь своего Средиземного моря. Но почему в период неолитаэто обстоятельство не влияло на отставание Востока? Т.е. географический, природный фактор не действует.

Может быть, научный, технический?

Широко представлено мнение о «культурном» отставании Востока (в частности, Китая). Но так ли это? Вплоть до XV в. Восток опережал в своём культурном развитии Европу: некоторые говорят о «Восточном Возрождении». Например, порох был изобретён в Китае в IX в. до н.э., механические часы – в VIII в. до н.э. (т.е. на шесть веков раньше, чем в Европе). Бумага изобретена в 105 г. н.э. (т.е. почти на 1000 лет опередили Европу), печатание текста с доски – в 9 в. н.э. (т.е. на 600 лет раньше, чем в Европе), а типографский способ известен в Китае на 400 лет дольше, чем в Европе. В 130 г. н.э. китаец Чан Хэн изобрел сейсмограф. Уже в VII в. н.э. строятся арочно-сегментные мосты. На 15 веков раньше в Китае начинается производство железа и открывается железоплавильная технология. В I в. до н.э. китайские астрономы открывают солнечные пятна. Спустя 1700 лет они будут «открыты» Галилеем. Первый фарфоровый завод появился в Китае в 1369 году. Производство фарфора здесь основывалось на высокой степени разделения труда. Китай – родина шёлка, компаса. Именно в Китае изобретается шлюз и строятся крупнейшие каналы. Китайцы изобрели кормовой руль и первыми освоили плавание галсами и т.д. Этого Европа ещё не знала.

К Возрождению Восток опережал Запад в культурном развитии. Почему же намечается отставание? Его не объяснить ни географическими, природными факторами, ни научными, техническими.

Мы можем обнаружить известные параллели в развитии культуры на Востоке и Западе. Зарождение первых цивилизаций началось с III тысячелетия до н.э. Во II–V вв. н.э. происходили столкновения с «варварами» (римляне называли их «barbari», китайцы – «ху», «хужэнь»). Примерно в одно время начинает развиваться феодализм – I–VII вв. н.э. К VII–VIII вв. н.э. складываются могущественные государства-империи.

Начинается развитие духовной культуры. Как и на Западе, в Китае оно проходит под лозунгом обращения к «древнему» «гу вэнь» – в Китае, в Европе – Каролингское Возрождение». Но сам термин «фугу» (возвращение к древности) появляется позднее, точно также как и термин «Ринашименто» у Джорджо Вазари (ХVI в.). Более того, за образец принимается не вся китайская древность, но только «классическая». В Китае мыслители апеллировали к авторитетам I в.: Сыма Цянь, Сымо Сянжу, Ян Сюн. Образцами служили трактаты: «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен»), «Шуцзин» («Книга истории»), сочинения Конфуция. Интересно, что в Европе вершина Возрождения падает не на Италию, где оно зародилось, а на Англию. В восточной культуре – на Японию, на период Гэнроку (1688–1704), а не на Китай.

Очень близки по содержанию и последующие культурные эпохи, например, Просвещения. В Японии появляется плеяда просветителей, происходит выдвижение на арену «просвещенных монархов»: Канси, Юн-чжен, Цян-Лун и др. В китайском памятнике XIV в. «История Сун» времена «Вей» и «Лючао» – с III в. до VII в. – оцениваются как «средние века».

В это время здесь появляются элементы культуры, аналогичные европейским. К VII в. Янь Ши-чу даёт редакцию пяти древних текстов: «Ицзин», «Шицзин», «Шуцзин», «Чуньцю», «Лицзи». Они составляют канон, «утверждённый текст» – «диньбэнь». Затем были отобраны комментарии, которые Кун Ин-да счел «правильными» – «чжэньи», т.е. происходит канонизация.

В литературе также происходит канонизация: появляется «избранное в литературе» «Вэньсуань», следовательно образуется закрытая, догматическая система текстов, которые санкционируются политическими и религиозными авторитетами.

В Европе в это время издается «Сумма теологии» Фомы Аквината и прочие «Суммы». Складывается и практика трактовки текстов, фраз, слов, она называется «сюньгу», на западе – экзегетика.

Таким образом, средневековая культура имеет много общего:

1) догматизм как мировоззрение;

2) толкование текстов как метод познания;

3) схоластика как форма псевдонауки.

Складывается и стремление преодолеть эти отжившие своё, феномены.

Накамура Тэкисай в предисловии к «Чзиньсы му» писал: «Считается, что в идейном мире конфуцианства с наступлением периода Сун (Х в., служит датировкой новой эпохи) началась новая эра. <...> Провозгласили учение в природе <...>. Ибо учёные Ханьского и Танского времени самым важным считали дать как можно больше толкований» [6.12.].

Но то же самое происходило и в Европе! Фрэнсис Бэкон писал, что нам даны две книги: Книга Писания, в которой вскрывается воля божья, и Книга природы, в которой раскрывается могущество бога. Таким образом, это ещё не отказ от текста, авторитета, веры, но шаг в сторону [6.13.].

На Востоке этот процесс секуляризации шёл быстрее. Приобретение знания – самое первое, но не самое важное; самое важное – достижение моральной и интеллектуальной человеческой высоты», – считали философы сунской школы [6.12.]. Таким образом, знание и мораль – рассматриваются в единстве. Притом более высокой ценностью считается мораль.

Главное в культуре цивилизации Древнего Востока – это сохранение и восстановление, если что-то нарушено: порядок, организация, закон; подданные должны поддерживать закон – они должны вовремя вносить налоги, платить подати, выполнять повинности. Придворные, царедворцы также должны знать закон – ритуал, церемониал, которому подчинялась придворная жизнь. Если порядок нарушался, например, не поступали налоги – это воспринималось как гнев богов, как гибель культуры. Миропорядок срочно надо было восстанавливать.

Из необходимости сохранять утвержденный миропорядок родилась наука: если границы полей смыло наводнением, их надо восстановить в той же форме, в какой они существовали до разрушения. Если двор, хозяин, платит налог, то надо исчислить, правильно ли он его платит. Ход полевых работ, разливы рек, засушливые сезоны цикличны. Надо познать закономерность этих циклов, а для этого нужна астрономия: «Сотис великая сверкает на небе – Нил выходит из берегов».

Но и искусство также утверждает и отражает сложившийся порядок, космос. В культурах древних царств искусство выполняет весьма важную роль: оно является средством поддержания мироздания, исполнения закона и порядка. Если на архаической стадии искусство соединяло, сводило человека с другими, то теперь оно ставит его перед миром богов, позволяет ему увидеть их жизнь, участвовать в ритуале поддержания существования этого мира. Интерес художника древнего мира вращается исключительно вокруг жизни богов и фигуры царя. Но царь – это и божественное существо (как, например, египетский фараон – живой бог солнца Ра), и глава государства (империи), и обычный человек.

Поэтому древнеегипетский художник изображает фараона не только в мире богов (где он, как бы поддерживает с другими богами миропорядок). Фараон изображён на войне – он мчится на колеснице, давя врагов, на охоте поражает из лука львов, в своём дворце – принимает иностранные посольства, в быту – отдыхает вместе с женой .

Поскольку фараон имеет приближённых и слуг, а те в свою очередь, своих и т.д. до рабов, уже ничего не имеющих, божественная сила распространяется через священного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от неё к периферии волнами расходятся изображения других людей: царицы, приближённых царя, военачальников, писцов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных.

Задача, стоящая перед древним живописцем и вообще искусством – поддерживать миропорядок и закон – способствовала выработке живописного канона: формирование устойчивой неизменной композиции, предпочтение покоя перед движением, ритуальных поз перед обычными, естественными; разномасштабность изображаемых фигур (царь изображался в одном масштабе, самом крупном, а остальные, в соответствии с положением, во всё более мелком); выделение преимущественных направлений обозрения (толпа перед храмом, фронт войск или работ). Последний момент и объясняет, почему многосторонний обход, изображение и видение предметов как бы в разных проекциях сменился другим способом изображения – все виды объединились вокруг главного.

Но Древний Восток наложил отпечаток на культуру цивилизации, придал ей специфические черты, отличающие её от культуры Запада.

7.5. Особенности «восточной» культуры в её сопоставлении с «западной»

1. Основой письменной культуры Запада является алфавит – совокупность знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение.

Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т.д. Они сообщают грамматический смысл целому – слову. За словом стоит понятие – форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

Европейские понятия, например, «человек» или «индивид», воспринимаются чисто атомарно. А вот японское понятие «нингэн» (человек) означает и общественные отношения, которые устанавливаются между индивидами, и самого индивида.

2. Употребление синонимов в Западной культуре основано на понятийном содержании слов безотносительно к графической оболочке слова. Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия – не внешняя форма, а содержательная форма.

3. В Западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

4. В западной культуре поэтому мыслится, возможно, несовпадение «цели» и «средств». В восточной средства понимаются как развернувшееся содержание цели.

5. В западной культуре на этом основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей неразрывно. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы.

6. В западной культуре наука направлена на преобразование природы, отсюда природа воспринимается как чуждая человеку сила. «Опыт», метод науки нового времени, образован от слова «пытка». Человек «пытает» природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры.

7. Для европейской культуры «понять» значит дать повторяющийся результат, т.е. «воспроизвести». Отсюда мы имеем специфический мир порождённых нашей культурой превращенных форм, и не природных, и не социальных. Например, научный язык. Для восточной культуры «понять» значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример – «Сад камней» (рис. 6.18). Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов – икебана.

8. Для западной культуры характерен антропоцентризм, для восточной – природоцентризм. Человек – не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы «природа – культура».

9. Для западной культуры характерен «вещизм», «товарный фетишизм» – «покупать, покупать, покупать», инстинкт собственника. Для восточной – «минимизация» потребностей. Например, в убранстве традиционного японского дома.

10. Для Запада характерно признание безличностного, анонимного восприятия культуры: «все – потребители». Для восточной культуры характерен личностный характер формирования культуры: есть «Учитель». Это объясняется тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания [6.15.]. Например, «Коран» имеет семь слоёв комментариев.

11. Внетекстовое молчание означает отсутствие смысла в западной культуре. В восточной культуре молчание есть способ постижения смысла.

12. В западной культуре цель науки – истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной – цель знания – выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности.

13. В западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: «истина – неистина». В восточной культуре познание – средство нравственного совершенствования. Основной вопрос – соотношение добра и зла.

14. В западной культуре постижение всеобщего, законов – основная цель. Единичное невыразимо непосредственно в языке, в науке. В восточной культуре основное внимание уделяется индивидуальности, единичному.

Например, европейская медицина хорошо справляется с эпидемиями, с массовыми заболеваниями, но пасует при лечении психических заболеваний, при контакте с конкретным человеком, восточная медицина – наоборот, более сильна при воздействии на индивидуум, скажем, путём иглоукалывания.

15. Отличается на Востоке и трактовка «гуманизма». Термин «гуманизм» был введён в Италии Колюччо Салютати и Леонардо Бруни. Они заимствовали его у Цицерона. В Китае Хань Юй вводит термин «ЖЭНЬ», отличая свой путь от пути до него. Но содержание этого термина («Пути») – иное. Конфуций проповедовал любовь к человеку, Хань Юй – любовь ко всему, к миру, понятому пантеистически и одухотворённо.

Таким образом, восточный гуманизм не был антропоцентричен. Чжан Мин-дао говорил: «Моя душа – то же, что и душа трав, деревьев, птиц, животных. Только человек рождается, приняв срединное Неба-Земли» [6.13.]. Таким образом, это своеобразное экологическое мировоззрение, «природоцентризм».

Литература по теме 7

1. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М. 1972.

2. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. М. 1975.

3. Tökei F. Sur le mode de production asiatique. Budapest. 1966.

4. Варга Е. С. Очерки по проблемам политэкономии капитализма. М. 1965.

5. Седов Л. А. О социально-экономических типах развития //Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. М. 1966.

6. Мамонтова М. Р. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления. М. МГУ. 1991.

7. Маркс К., Энгельс Ф. ПСС Т. 25, Ч. II; «Капитал» Т. 3. С. 354.

8. Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М. 1971.

9. История Древнего мира. Т. 1,2. М. 1982.

10. Констэбл Дж. Неандертальцы. М. 1978.

11. Ремпель Л. Н. Восток и Запад как историко-культурная и художественная проблема // Проблемы взаимодействия художеств культур Запада и Востока в новое и новейшее время. М. 1972.

12. Янагида К. Философия истории. М. 1969.

13. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения // Избр. Труды. История. М. 1974.

14. Бэкон Фр. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2-х т., Т.1. М. 1971.

15. Коршунов А. Н., Мантатов В. В. Гуманитарное знание и понимание // Фс. П. № 5. 1986.

Наши рекомендации