Кинематограф
Архитектура |
Изменения в культуре вXX в. наиболее отчетливо оказались заметными в архитектуре, поскольку архитектура более тесно связана с материальной культурой и непосредственно отражает происходящие в общественной жизни изменения. На архитектурный стиль XX в. прежде всего повлияли следующие факторы: демографические процессы, рост численности населения, в первую очередь в городах, рост числа самих городов в связи с развитием промышленных предприятий, развитие научно-технической революции и появление бетона и железобетона. В связи с этим в строительстве происходят такие изменения, как уплотнение застройки, рост этажности жилых зданий, вытеснение массивов зелени. Принципиально меняется лицо построек, идет отказ от классической архитектуры, Появляется стиль модерн. Внешние черты этого стиля — множество кривых линий и нагромождение декоративных элементов. Таковы здания, построенные по проекту испанского архитектора А. Гауди (1852—1926), среди которых выделяется недостроенный кафедральный собор «Ла Саграда Фамилия» в Барселоне (1883—1926). Это причудливая постройка, производящая впечатление вылепленных от руки фантастических форм. Его проект «Коса Мила» — жилого комплекса в Барселоне — поражает воображение своей фантастичностью: волнообразный фасад, вертикально вытянутые кованые балконы и пр.
Стиль модерн в архитектуре постепенно сменялся функционализмом, составными элементами которого были утилитаризм, техницизм и рационализм. И такие материалы, как бетон и железобетон, оказались «королями» этого стиля. Работы братьев Огюста и Гюстава Рэрэ доказали это и с эстетической точки зрения: галерейные, коридорного типа дома, сад на плоской крыше, горизонтально протяженные окна, свободная планировка интерьера, удачное решение экономичности квартир со встроенным оборудованием.
Ведущим представителем функционализма в XX в. был Ле Корбюзье (1887—1965). ! Он был создателем урбанистической теории строительства, идеи которой выразил в 1925 г. в проекте реконструкции центра Парижа («План вуазен»). По этому плану город должен был стать совокупностью небоскребов и свободного пространства зелени. Архитектор применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку.
А. Гауди. Собор «Ла Саграда Фамилия» в Барселоне |
Концепции Корбюзье противостояли концепции дезурбанизации, по которым современные архитекторы должны были решать проблему разукрупнения больших городов, их разуплотнения за счет создания городов-спутников, «ситэ-жарден» (город-сад). Примером такого решения в 1944 г. был проект английского архитектора Л. Аберкромби «Большой Лондон», предусматривавший создание в радиусе 30—50 км от Лондона восьми таких городов. В отличие от старых «феодальных городов», развивавшихся от центра к периферии с постепенным снижением плотности населения к окраине, в «новых городах» в центре оставались лишь административные здания.
Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси
Развитие техники во второй половине XX в. предоставило архитекторам широкие возможности: разнообразные кривые, параболы, эллипсы создают в архитектуре новые художественные образы. Свойства бетона позволяют, например, увеличить пролеты перекрытий, что особенно успешно применяется при строительстве мостов, художественный образ которых в наибольшей мере отражает характер архитектуры конца столетия. Транспортные сооружения сегодняшнего дня вообще наиболее адекватно соответствуют современному архитектурному эстетическому идеалу: в многоярусных гаражах, в эстакадах, развязках больших городов особенно проявляется сочетание логического и художественного типов мышления.
Архитектура последних десятилетий века пытается преодолеть слабые стороны функционализма, развить то, на что функционализм не обратил должного внимания: связь с национальным менталитетом и культурой, индивидуальные запросы. Действительно, европейская архитектура периода между двумя войнами была космополитична и нигде, за исключением Англии, в ней не чувствовалась связь с национальной традицией.
Англичане же, всегда сохранявшие в архитектуре свои исторические стили, такие, как неоклассицизм и неоготика, даже с победой в их стране функционализма, умело сочетали его со своими национальными традициями. Примером является работа Э. Скотт — Шекспировский театр в Стрэдфорде, который, будучи построенным в стиле функционализма, имеет романтический и поэтический облик и очень органичен английской архитектуре.
Музыкальная культура |
Европейская музыкальная культураXX столетия характеризуется двумя основными тенденциями: связью с классикой и дальнейшим развитием классической музыкальной культуры, а также стремлением к новым средствам звукового выражения. Первая тенденция проявилась в итальянской опере.
Представителями классической музыки в XX в. являются также австрийский композитор Г. Малер (1860—1911) и английский композитор В. Бриттен (1913—1976). Бриттен — автор многих опер (например «Сон в летнюю ночь», «Смерть в Венеции» и др.), в которых классика, национальные традиции сочетаются с современными музыкальными средствами. Г. Малер, известный своими симфониями, подготовил почву для возникновения музыкального экспрессионизма. Симфонию «Песнь о Земле» (для солистов и оркестра) Малер создавал 21 год (1888—1909); она — важнейшее явление симфонической музыки XX столетия.
Его продолжателем был теоретик экспрессионизма австрийский композитор А. Шёнберг, глава «новой венской школы», основатель атональной1 музыки и додекафонии2. Известна его вокально-симфоническая композиция «Уцелевшие из Варшавы».
Представители экспрессионизма в начале XX в. провозгласили субъективный мир человека единственной реальностью, а выражение этого мира они считали главной целью искусства.
Во Франции Ж. Кокто (1889—1963), писатель, режиссер, художник, чтобы «прославить музыкальный экспрессионизм», группирует вокруг себя композиторов Ф. Пуленка (1899—1963), А. Онеггера (1892—1955) и других, а в своем сочинении «Петух и Арлекин» определяет эту новую музыку, как «группа шести», название, под которым она вошла в историю музыкальной культуры и культуры вообще.
Композиторы этой группы находят источник вдохновения в современной технике («Пацифик 231» Онеггера) и в природе (например, «Летняя пастораль» Онеггера, «Карнавал животных» Пуленка), позволяющей причислять их к музыкальным импрессионистам.
При этом имеет место «ожесточенное» сочетание классики и новаторства, вызывающее целые дискуссии на протяжении всего столетия. Примером могут быть бурные протесты старых поклонников классического балета, поднявшиеся в первые десятилетия века вокруг утонченных, лишенных остроты «Русских балетов» на «доведенную до крайности» музыку И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», вызвавшие наряду с протестами исступленный энтузиазм.
И эта тенденция приверженности к классике и в то же время воздание должного современным веяниям сохраняется во французском балете и в наши дни. Неизменный успех сопутствует выдающемуся носителю современных веяний в балете М. Бежару (р. 1927), режиссеру труппы «Балет XX века». Достойные продолжатели Бежара сегодня — Жан-Клод Галотта с его смелым экспериментами в Гренобльском доме культуры и руководитель группы в Мон-пелье Доминик Багуэ.
Вместе с тем можно смело говорить о живучести классической традиции в опере, исполнительском искусстве, в балете. Склонность к классике можно видеть по репертуарам европейской оперы 80—90-х гг. В оперных театрах Милана, Парижа, Берлина, Лондона, Рима идут оперы Чайковского, Верди, Моцарта, Шумана, Вебера; музыкальное образование в музыкальных школах, училищах и консерваториях Европы учащиеся получают, исполняя, в первую очередь, произведения Баха, Шопена, Листа, Рахманинова. Записи в «консерваторский класс фортепиано» музыкальных школ Парижа, писала газета «Монд», учащиеся должны ждать два года.
Развитие кинематографа |
XX в. узнал поразительное развитие «седьмого искусства» — кинематографа, который, став звуковым в 1927 г., с приходом таких личностей, как М. Карне («Набережная туманов», «Дети райка» и др.), Ж. Ренуар («Великая иллюзия», «Правило игры» и др.), Ж. Кокто («Орфей», «Завещание Орфея»), пытается завоевать независимость.
Эту попытку продолжили уже после Второй мировой войны А. Рэсне, Ж.-Л. Годар («На последнем дыхании», «Медленное движение» и др.), Ф. Трюффо («400 ударов», «Украденные поцелуи», «Жюль и Джим» и др.).
В европейском кинематографе нашли отражение все творческие методы XX столетия. Это и неореалистические фильмы Р. Росселини («Рим — открытый город» и др.), реалистические фильмы М. Карне, романтические фильмы Мэдока, модернистские Ланга и Леже, мелодраматические фильмы А. Корды («Леди Гамильтон»), фильмы глубокого философского содержания и высокого интеллектуализма Бонюэля, И. Бергмана («Земляничная поляна», «Осенняя соната» и др), Л. Висконти («Рокко и его братья» и др.), П. Пазолини («Евангелие от Матфея», «Декамерон» и др.), Ф. Феллини («Дорога», «Ночи Кабирии», «Восемь с половиной» и др.).
Кинематограф послевоенного времени очень чутко реагировал на условия жизни и запросы зрителя. Первые два послевоенных десятилетия породили проблемные фильмы «новой волны»; следующие два десятилетия узнали расцвет комедии, вершиной которой по праву считается французская комедия с выдающимися Луи де Фюнесом и Бурвилем в главных ролях («Большая прогулка», «Разиня»). Экранизируются оперы и балеты, биографии, мелодрамы, фантастика, ставятся полицейские боевики с мастерами этого жанра А. Делоном и П. Бельмондо («Профессионал», «Специалисты» и др.).
Синтетический вид искусства — стремительное и всепроникающее кино, вобравшее в себя элементы других направлений культуры (музыки, литературы, театра), продемонстрировало миллионам зрителей высокий профессионализм режиссуры и блистательное мастерство таких выдающихся актеров, как Д. Мазина, С. Лорен, А. Маньяни (Италия), Л. Оливье, В. Ли (Англия), М. Дитрих, Ц. Леандр (Германия), (Швеция), А. Эме, А. Жирардо, И. Аджани, Ф. Нуаре, Ж. Трентиньян, Ж. Депардье (Франция).
Характерная тенденция последних двух десятилетий — театральные работы многих киноактеров под руководством таких выдающихся театральных режиссеров, как Р. Планшон, А. Витез, А. Мнушкина, Д. Месгиш. «Лишь в театре можно чувствовать себя служителями высокого искусства», — говорят киноактеры.
Идет к концу XX в. давший миру сложную, противоречивую, но великую культуру и такие имена, как Б. Шоу, А. Франс, Манн, Д. Джойс, А. Моравиа, П. Пикассо, Ле Корбюзье, Роден, Пуччини, М. Равель, А. Эйнштейн, Н. Бор, и десятки десятков других не менее замечательных имен западноевропейской культуры. Многие современники говорили о ней, как о «культуре кризиса». Как оценят ее потомки? Наверное, все-таки, вспоминая слова П. Валери, сохранив интерес к деталям, они будут судить о ней по тому великому, что было ею создано. Ведь это была культура напряженного поиска во всех своих направлениях, поиска адекватного ответа адекватными средствами на ту социокультурную ситуацию, которая сложилась в европейских странах в результате двух мировых войн, господства тоталитарных режимов, сводивших на нет достоинства человека и его способность свободно выражать себя. Это был век больших страданий и великих побед отдельных людей и целых наций.
Культура Европы XX в. не только все это отразила, не только нашла для этого новые средства выражения, она завещала последующим векам и поколениям непреходящий характер таких ценностей, как жизнь, свобода, творчество и саму культуру как смысл жизни отдельного человека и общества в целом. История XX столетия побудила культуру сделать акцент на еще одну ценность — ответственность за будущее. «Каждый отвечает за свою планету», — писал Антуан де Сент-Экзюпери.