Русская культура на рубеже XIX — XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)

Культура России конца XIX — начала XX века имела основу в художественных традициях, эстетических и моральных иде­алах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личнос­ти в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к при­роде, к структуре самой личности в ее важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиция интеллигенции, личность интеллигента, его одино­чество и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный период, который его современники на­звали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры.

У исследователей нет единого мнения о хронологических рамках «серебряного века». Тем не менее его началом право­мерно считают знаменитую речь Ф.М. Достоевского на откры­тии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, свя­занные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

Россия переживала в тот период времени невероятно ин­тенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, по мнению Н.А. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое опреде­ление этого периода — «серебряный век». Это — не столько хронологический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.

Неповторимость «серебряного века» проявляется прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианско­го сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ниче­го», — скажет о себе и своих современниках А.А. Блок.

Духовная жизнь России этого периода отличалась небыва­лой насыщенностью, продолжением прекрасных художе­ственных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась прин­ципиальная установка на «новизну» (появляется понятие «модерн», «модернизм»). Вто же время в политике прави­тельства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребностей государства. Около 10% го­сударственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой сто­роны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации об­разования, усиление цензуры и влияния церкви на общество. В этих условиях размежевание творческих сил способство­вало расколу художественного мира на два полярных созна­ния, основанных на альтернативном восприятии эпохи «ка­нунов и надежд». В самом общем плане их можно рассмат­ривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных иска­ниях, «серебряный век» был интенсивным в творческом со­держании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный по­иск новых форм содействовал появлению символизма, акме­изма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом, господствующим мировоззрением и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

«Серебряный век» — явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыденном смысле слова, а свидетель­ство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.

Система образования.В конце XIX -- начале XX вв. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие капитализма требо­вало грамотных и профессионально подготовленных людей. Царское правительство было вынуждено пойти на некото­рые уступки требованиям о расширении народного обра­зования. Если к 1860 г. (по данным переписи) было гра­мотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамот­ных было ниже — 13%).

В 80—90-е годы возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образо­вания были государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища, причем в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимна­зий (мужских и женских) функционировало очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала обра­зование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали со­здаваться коммерческие училища.

После подавления революции 1905 -- 1907 гг. министр народного просвещения А.Н. Шварц (1908 — 1910), а затем Л.А. Кассо (1910 — 1914) провели ряд реакционных меропри­ятий: отменили университетскую автономию, запретили прием женщин-вольнослушательниц в высшие учебные заве­дения. На преподавателей составлялись политические харак­теристики, запрещалось все прогрессивное в образовании, исключались студенты, закрывались важнейшие кафедры, многие учителя подверглись увольнению.

Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет и росту чис­ленности их тиражей (если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках). Крупнейшие издательства И.Д. Сытина, А.С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении.

Наука.Конец XIX — начало XX вв. — период выдаю­щихся открытий в русской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. Выдающийся эмб­риолог, микробиолог и патолог И.И. Мечников явился осно­воположником новой отрасли знания — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе («пожирающих клет­ках»). Его труды (совместно с Л. Эрлихом), в 1908 г. были отмечены Нобелевской премией. И.М. Сеченов стал осново­положником русской физиологической школы и естествен­нонаучного направления в психологии, положил начало на­учному исследованию нервной деятельности человека. Его учение об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И.П. Павлова. Он создал под­твержденное опытами учение о высшей нервной деятельно­сти, разработал современные представления о процессах пищеварения и кровообращения, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская

премия.

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев. Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органи­ческие в зеленом листе растения под воздействием сол­нечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру. И.В. Мичурин работал в области пчеловодства. Методом гибридизации он создал большое количество новых сортов плодово-ягодных сель­скохозяйственных культур.

Труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических предстаатений.

Создатель современного генетического почвоведения В.В. Докучаев изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, со­держит научную классификацию почв и систему их есте­ственных типов. Важные исследования в геологии севе­ра России, Урала и Кавказа были проведены А. П. Карпин­ским и А. А. Иностранцевым.

Продолжали исследования малоизвестных регионов зем­ли русские географы. Во время путешествий П. П. Семено-ва-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.И. Миклухо-Мак­лая, В.К. Козлова и других исследователей были созданы карты Индонезии, Филиппин, Эфиопии, Тибета и др., собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С. О. Макаров, со­вершив два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Г.Я. Седов продолжил изучение Арктики, начатое экспе­дициями Э.В. Толля и А. В. Колчака.

Открытия ученых в физике и механике также приобрели мировую известность. В 1895 г. А. С. Попов сообщил об изоб­ретении им прибора для приема и регистрации электромаг­нитных сигналов и продемонстрировал работу радиоприемни­ка. Переворот в электрическом освещении произвели откры­тия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа) и А.Н. Лодыгина (лампа накаливания). П.Н. Лебедев подтвердил электромагнитную природу света, измерил его давление на твердое тело и газы. Основателями российского самолетостроения являются Н.Е. Жуковский и И. И. Сикорский. В 1916 г. вышла книга Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания», в которой были изложены законы аэродинамики. По проекту И. И. Сикорского в 1913 г. построен первый в мире самолет-биплан, т.е. имеющий два крыла (две несущие поверхности), расположенные на некотором расстоянии друг от друга.

К.Э. Циолковский всю свою жизнь посвятил работе над тре­мя проблемами: строительство большого управляемого цель­нометаллического дирижабля, создание самолета и проекти­рование ракет для межпланетных сообщений. Научные откры-688

тия и исследования Циолковского на многие годы опереди­ли подобные исследования за рубежом и легли в основу со­ветской космонавтики.

Продолжается развитие российского обществоведения. Начало XX века отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых — С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, П. Б. Струве, Л. И. Шестов, С.Л. Франк и др. стремились осмыслить исторический путь и будущее России. С 1909 г. Бердяевым, Булгаковым, Струве, Франком и др. стал издаваться сборник статей о русской интеллигенции «Вехи». Радикальное направление обще­ственной мысли связано с работами русских марксистов — Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова-Ленина. Значительный вклад в историю отечественной философии внесли представи­тели религиозного направления российской философской мысли — В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, И.О. Лосский, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др.

Развитие русской исторической науки было продолжено В.О. Ключевским («Курс русской истории»), П.Н. Милюковым («Очерки по истории русской культуры»), Н.Я. Данилевским («Россия и Европа»).

Литература.В художественной литературе сосуществова­ли две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская.

Традиции критического реализма — гуманизм, народность и гражданственность — развивали И.С. Тургенев, Н.А. Не­красов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М. Горький, Л.Н. Толстой и др.

Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных реше­ний, представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов.

Символизм (фр.simbolism, греч. sibolon — знак, символ) — художественное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX — начала XX века. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые выс­шие ценности с помощью символов, иносказаний, обобще­
ний. Зародившись как литературное направление во Франции

в 70—80-е гг., позднее перерос в общеевропейское культурное явление. В России символизм возник в 90-е гг. (Н.М. Минс­кий, Д. С. Мережковский, В,Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф. К. Со­логуб, З.Н. Гиппиус), в начале XX века он получил воплоще­ние в творчестве А.А. Блока, Вян. И. Иванова, И.Ф. Анненского и др. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей. Заслугой символизма является обогащение литературы новыми поэтическими формами, выработка новых художественных средств, высокая языковая культура.

Футуризм — одно из авангардистских течений в европей­ском искусстве, сформировавшееся в Италии. В литературе футуристы призывали к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкальных знаков и т. п.). В России литературный футуризм возник с выходом альманахов «Садок судей» (1910) и «Пощечина обыкно­венному вкусу» (1913). К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный— и др. Их поэтический язык — это не обычный, понятный всем, ста­рый и умный, а непонятный, новый и заумный язык («тво-ряне» — творцы, «могатырь» — богатырь, «смехач» — смею­щийся человек, «чареса» — чудеса и др.).

Акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) — течение в русской поэзии начала XX века. Его представители — Н.С. Гумилев, А.А. Ах­матова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин выступили про­тив символизма, его стремления к «идеальному», многознач­ности и текучести образов; отстаивали возврат к материаль­ному миру, к употреблению слова в его точном значении. Объединились в «Цех поэтов», вокруг журнала «Аполлон» и издательства «Гиперборей». Они полагали, что в результате ухода от символизма поэзия станет свободной. Однако все записанное ими в манифестах не было выполнено, течение прекратило свое существование.

Архитектура.Поиски нового стиля продолжаются и в ар­хитектуре, где в начале XX века оформились три направле­ния: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм.

В стиле модерн архитекторы подчиняли внешний вид зда­ния его внутреннему содержанию. Делались попытки выявить и показать свойства новых строительных материалов — бето­на, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля было связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихот­ливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Крупнейшими представителями стиля модерн стали Ф.О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Моск­ве (ныне дом-музей А.М. Горького), В.Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь».

В неорусском стиле использовались элементы готики и мо­тивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (архитектор А. В. Щусев, Казанский вокзал). Иногда неорусский стиль соединялся со стилем модерн (архитектор Ф. О. Шехтель, Ярославский вокзал в Москве).

В строительстве особняков и зданий общественного на­значения широко применялся стиль неоклассицизма, воспро­изводивший принципы и внешний вид архитектуры начала XIX в. Его рациональность и математическая точность осо­бенно хорошо сочетались с новыми строительными матери­алами. Монументальность, парадность, строгая симметрия были характерны для Киевского вокзала, здания Музея изоб­разительных искусств, почтамта (архитектор И. И. Рерберг), здания Госбанка (архитектор И. В. Жолтовский).

Живопись.В русском изобразительном искусстве сосуще­ствовали противоположные направления: с одной стороны, реалистическое, продолжавшее традиции академической жи­вописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардного направления, обращенного к духовным исканиям.

Реализм получил отражение в творчестве И.Е. Репина («Не ждали», «Царица Софья», «Запорожцы пишут письмо турец­кому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В.И. Сурикова («Меншиков в Березове», « Боярыня Морозова», «Покоре­ние Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И.И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др.

Реалистические традиции подхватывают молодые художни­ки. Н.А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабо­чих («Углекопы. Смена.», «Шахтер-тяголыцик» и др.). Основной чертой искусства становится повышенный психоло­гизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявив­шийся в портретном творчестве В.А. Серова (портреты Алек­сандра III, Николая II, М.И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М.А. Врубеля, работы которого удивительно близки символи­стической поэзии. Тема заката жизни связана с образом де­мона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»).

Значительное место в художественной жизни занима­ла деятельность объединения «Мир искусства», созданного С.П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порвав с пере­движниками, в него вошли В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А.Н. Бену а, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К. А. Сомов, М.В. До-бужинский и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. Искусство рассматривалось как средство выражения индивидуальности художника. Художники стояли на пози­циях «чистого искусства», где определяющей чертой твор­чества были поиски эстетического идеала в романтичес­ком прошлом. В 1905 г. многие представители «Мира ис­кусства» приняли активное участие в работе политичес­ких сатирических журналов «Жупел», «Адская почта». Большого успеха добились художники в области театраль­но-декоративной живописи и искусства книги.

Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» — объединение, возник­шее в 1903 г. Его члены — Н.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К.А. Коро­вин и другие, продолжали линию лирического пейзажа, которая шла от Левитана, осмысливали и прослаачяли красоту родной природы. Переработав достижения европейского искусства, они создали русский вариант импрессионизма.

Заметное явление русской живописи начала XX в. — аван­гард, крупнейшими представителями которого были: В. Кан­динский, К. С. Малевич, П. Филонов, М.З. Шагал, Р. Р. Фальк. Их творчеству свойственны и трагизм, и одновременно стрем-

ление к радости и свету. Выявить импульсивное, подсозна­тельное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для под­сознания — одна из целей авангарда.

Скульптура.На рубеже XIX — XX вв. оформляются раз­личные направления и в скульптуре. Реалистические тенден­ции получили развитие в творчестве А.М. Опекушина (памят­ник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных пор­третов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I). Автором монументальных скульптурных произве­дений был М.О. Микешин (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма вначале XX в. скульпторы А.С. Голубкина («Железный», «Иду­щий») и С. Т. Коненков («Ника», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и световые контрасты.

Музыка.Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонто­ва (впоследствии — С.И. Зимина). Деятельность русского му­зыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна, способствовала популяризации нацио­нальной музыки. Пропагандой русских и зарубежных компо­зиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения Г.Я. Ломакиным.

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие де­сятилетия, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Свою деятельность продолжали Н.А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Садко», «Ска­зание о невидимом граде Китеже», М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Про­кофьев. В их творчестве национальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы. В опе­рах М. П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова развернулся и окреп талант Ф.И. Шаляпина. С 1899 г. Ф.И. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. На сцене театра в начале XX в. блистали такие выдающиеся певцы, как Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.

Театр. В жизни театра на рубеже XIX - XX вв. продолжалась борьба за демократизацию русской сцены. В императорских театрах спектакли ставились в основном силами иностранных трупп — эффектные балетные выс­тупления и оперы. В то же время русские пьесы, рус­ская музыка часто замалчивались. Так, в Александрий­ском театре были запрещены к постановке «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, сцену императорских театров покинула В. Ф. Комиссаржевская.

Однако видные деятели русской культуры стремились под­держать традиции русского национального искусства. Особен­но сильным было демократическое направление в драматичес­ком театре. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данчен­ко был основан Художественный театр, ставший центром культурной жизни Москвы (МХТ). В нем играли О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др. Основатели театра ставили задачу создания общедоступного театра, провели реформу театрального искусства. Репертуар театра формиро­вался на произведениях русской литературы — А.Н. Островско­го, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.

Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра В. Ф. Комиссаржевской, по своим задачам и репертуа­ру близкого Московскому художественному театру. Татант-ливыми постановками отличались театр Ф.А. Корша и неко­торые другие частные театры. По-прежнему были сильны позиции демократического искусства в Малом театре.

Кино. На рубеже XIX — XX вв. в России появилось киноискусство. В мае 1896 г. в Петербурге — в саду «Аква­риум» и в Москве — в саду «Эрмитаж» состоялась первая демонстрация кинофильма. К 1903 г. относится появление в России первых стационарных кинотеатров, «иллюзионов» и «электротеатров». Первоначально создаватись документаль­ные ленты. Активную роль в процессе создания отечествен­ных кинофильмов принимали участие А.О. Дранков и А.А. Ха жонков. В 1908 г. была снята первая русская игровая карти­на «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полно­метражный фильм — «Оборона Севастополя».

Русские меценаты. Огромное значение в поддержке твор­чества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Им русская культура обязана и интен­сивным собирательством отечественных ценностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невозможны без их настойчивых поисков. Наиболее известными среди них были семейство текстильных фабрикан­тов Щукиных, в том числе и С.И. Щукин, собиравший кол­лекцию французской авангардной живописи (Пикассо, Матисс, Гоген и др.), экспонировавшуюся в созданной им галерее новой западной живописи в Москве, а также Моро­зовы, Рябушинские и другие предприниматели.

Русские меценаты не просто отдавали средства на культу­ру — это было сотворчество. Так, при участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью. На его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов, художников-декораторов, была впервые поставлена эта опера.

Наши рекомендации