Тема 1. первобытная культура

Вопросы

1. Основные черты эпохи палеолита.

2. Культурно-исторические предпосылки появления человека.

3. Духовная культура первобытной эпохи:

а) ранние формы религии;

б) первобытное искусство и его особенности, мифотворчество.

4. Первобытный синкретизм.

Термины и понятия

архетип, археология, синкретизм, палеолит, мезолит, неолит, анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, симпатическая магия, гомеопатическая магия, контагиозная магия, орнамент, инициация, экзогамия, антропология, культ, зоолатрия, артефакт, сакрализация, табу, этнография, мифы, мифология, городище, селище, террамары, мегалиты, кромлех, курганы, гробницы, дольмены, менгиры, мергель, традиционная культура.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему необходимо изучать доисторический период истории человечества?

2. Охарактеризуйте основные черты эпохи палеолита.

3. В чем заключается исторический смысл позднего палеолита?

4. Какие существуют теории происхождения человека?

5. Объясните смысл трудовой теории происхождения человека.

6. Докажите, что первым объектом поклонения человека была женщина.

7. Назовите причины возникновения экзогамии.

8. Назовите общекультурные принципы возникновения родовой общины.

9. В изучении культуры искусству принадлежит особая роль. С чем это связано?

10. Охарактеризуйте структуру первобытного искусства.

11. Назовите особенности первобытного изобразительного искусства.

12. Почему в художественном творчестве первобытного человека преобладают изображения животных?

13. Какова роль мифов в формировании сознания и мировоззрения древнего человека?

14. Какие категории мифов вы можете назвать? В чем заключается основная суть этих категорий?

15. Какое влияние оказали древние мифы на развитие мировой литературы? Приведите примеры.

16. Каковы особенности первобытной культуры?

Дополнительные вопросы и задания

1. Подумайте, какие особенности примитивной культуры проявлялись в более поздние периоды развития культуры, а также нашли свое отражение в современной культуре.

2. Заполните таблицу:

Эпоха Палеолит Мезолит Неолит
Временные рамки      
Хозяйственные занятия      
Устройство общества      
Характер верований      
Особенности искусства      

3. Представители психоаналитической (или натуралистической) школы в культурологии анализируют бессознательную сферу человеческой личности с точки зрения одного феномена, который является, на их взгляд, связующей нитью между современным и первобытным человеком. Определите, о чем идет речь в приведенном фрагменте: 1) эдипов комплекс; 2) автономный комплекс; 3) мифологема; 4) архетип; 5) невроз?

«Структурные элементы коллективного бессознательного… Они представляют собой инстинкты, выраженные в форме образов, т.к. бессознательное репрезентирует себя сознанию в форме образов, которые так же как в сновидениях и в иллюзиях инициируют процесс сознательной реакции и усвоения… Эти образы фантазии имеют свою ближайшую аналогию с мифологическими типами. Поэтому можно допустить, что они вообще соответствуют определенным коллективным (а не личным) структурным элементам человеческой души и наследуются так же, как морфологические элементы человеческого тела».

4.Найдите ошибки в толкованиях значений символов первобытной культуры. Приведите аргументы в защиту своей позиции.

Символ Толкование
Яйцо мировое Распространенный мифопоэтический символ. На пространстве от Пиренеев до Байкала обнаружено много изображений, выполненных в палеолитическую эпоху (около 35-15 тыс. лет до н.э.) В большинстве случаев это небольшие фигурки из камня, мамонтовой кости, оленьего рога, встречаются также барельефы и контурные рисунки, высеченные в камне. В публикациях разных авторов преобладает взгляд о том, что изображения времен палеолита представляли материнских предков, являясь символом единства и родственной связи членов общины, служили фетишами идеи продолжения рода, были наглядным воплощением идеи деторождения и выражали заботу первобытного коллектива об увеличении числа людей в нем…
Крест . Древний символ, обозначающий гору, землю, женский пол, жилище. В критском письме обозначал дверь. Этот знак вошел в финикийский алфавит, где назывался далет «дверь» (отсюда греческая дельта). Дверь, вход – это своеобразный символ жилища, что находит отражение в некоторых языках; служит одним из символов земли, а бог земли считался покровителем жилища.
Женщина – Великая богиня Мифопоэтический символ. Во многих мифологиях, из этого образа возникает вселенная или персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда род людской. В мифах известны примеры, когда с этим образом связывается временная структура целого, а с образом отдельных женщин – более частные деления времени. С темой женщины связан бог с функциями громовержца или его отец. Иногда из этого символа рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть. Космогоническая функция этого знака соотносится с важной ролью женщин в ритуалах плодородия.
Лабиринт На языке мистических символов означает богиню Луну, женское начало творения вообще; место, где хранится эликсир жизни, который питает все живое и придает ему силу; символ женщины; символ возрождения.
Зигзаг Изображение земли, которая плавает, подобно водяному цветку, на поверхности океана; символ мира в четырехдольном листе клевера; символ четырех главных культурных центров, расположенных вокруг « крыши мира».
Звезда Древний символ. Числу пять придавалось сакральное, мистическое значение в поверьях разных народов. К эпохе неолита относятся изображения этого символа в Малой Азии, Иране, Месопотамии, На Крите. Число пять связано с женскими божествами, прообразом которых была неолитическая богиня. Празднование, посвященное Гере, совершалось каждые пять лет. Египетская богиня Нут, согласно мифам, имела пять детей. В Месопотамии пятница была посвящена Венере (Иштар); в народных поверьях славян пятница связывается с каким-то грозным божеством женского пола. В средние века в Европе пятиконечную звезду считали «знаком ведьмы» (а ведьмы – это бывшие жрицы неолитической богини). Число пять имеет особое значение в генезисе человеческого умения вести счет: это число соответствует числу пальцев на руке.
Свастика Один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально, чаще – в направлении часовой стрелки) концами. С древнейших времен весьма распространен в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости.
Треугольник В германских рунах, которые придумал, по преданию, властитель шаманов и мистический дух Один, руна «ман» означает мужчину, человека, который поднял обе руки вверх, взывая к божественным силам. Противоположным знаком является руна «ир» – знак женского начала, а в соответствии с представлениями многочисленных современных исследователей, еще и символ злых ведьм и друидов. Объединение обеих рун дает нам древо жизни, питающиеся соками снизу и сверху и являющееся символом вечного существования. Считается, что с руной «ман» связаны столь любимые в крестьянском фольклоре цветы на трех стеблях, растущие в горшках. Такие же изображения можно было встретить в первой трети двадцатого века на старых цыганских повозках, - они были символом плодородия, процветания, успехов в жизни и во всех начинаниях.
Круг В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространенных символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей, подчеркивает идею направлений, ведущих от центра (изнутри вовне), часто выступает как модель человека или антропоморфного божества; постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре, .в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем моделирует духовных аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности; выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обостренной антропоцентрической идеей. Возможно, в формировании сложной символики этого знака участвовали такие мотивы, как изображение деревянного огнива, солярный знак (перекрещивающиеся лучи) и схема воловьей упряжки. Во многих культурно- исторических традициях этот знак символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с ним связывается идея процветания, удачи. Вместе с тем этот знак соотнесен с образом мучения и смерти.
Квадрат Мифопоэтический символ. Из самого широкого круга мифопоэтических источников выявляется связь квадрата с такими отправляющимися от геометрической специфики квадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. Квадрат или четырехугольник (в более общем варианте) как и соотносимый с ними круг, образуют горизонтальную плоскость древа мирового; при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обозначающие четыре или восемь основных направлений…Шаманские карты или четырехчастные бубны, изображения картины мира на некоторых других сакральных предметах четырехугольной формы, ацтексткие схемы, вписанные в квадрат, все элементы которого соотнесены друг с другом, служат наглядным примером моделирования мира в целом, прежде всего в его горизонтальном аспекте. Четырехугольная (обычно именно квадратная) схема совмещает в себе классификационную систему двоичных представлений, описывающих мир (верх- низ, правый – левый и т.п.), или основных элементов мира (ср. четырехчленные системы типа «огонь – вода – земля – воздух»)с образом идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса.

5. Табу – это:

1. священный танец; 3. священный ритуал;

2. священный запрет; 4. священная еда.

6. Полигамия – это:

1.многоголосие; 3. многобожие;

2.многословие; 4. групповая семья.

7. Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле как колдовское средство, якобы предохраняющее от всяких бед;

1. аналог; 3. сувенир;

2. тотем; 4. амулет.

8. В какую эпоху возникает «звериный стиль» – стилизованное изображение животных или их частей:

1. в мезолите; 3. в энеолите;

2. в неолите; 4. в бронзовом веке?

9. Какой вид письма характерен для первобытного общества:

1. иероглифическое письмо; 3. пиктографическое письмо;

2. руническое письмо; 4.деографическое письмо?

10. Как называется характерный для общинно - родового строя обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы:

1 .экзобиология; 3 .экзекуция;

2. экзогамия; 4. экзотика?

Темы докладов и сообщений

Первобытная магия

Особенности первобытного искусства

Теории происхождения искусства

Миф и первобытная культура

Пиктография – первая письменность

Первобытная наскальная живопись

Современные данные о происхождении человека

Рекомендуемая литература

Основная

1. Быстрова А.Н. Мир культуры /Основы культурологии. - М.; «Лань», 2000

2. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1989

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура.- СПб.. 2000

4. Культурология. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1996

5. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998

6. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально – политический журнал. – 1993. - №5-6

Дополнительная

1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.,1999

3. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.,1999

4. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира Книга для чтения. - М., 1980

5. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись - М.,1 979

6. Малиновский Б. Магия, наука и религия.- М.,1998

7. Мифы народов мира в 2-х частях - М., 1996

8. Ранние формы религии и их развитие. - М., 1964

9. Религии мира. - М.,1989

10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.,1989

11. Уолш Р. Дух шаманизма.- М.,1989

12. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.,1998

13. Юнг К.-Г. Человек и его символы. - М., 1997

14. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. (Любое издание).

Может быть использована любая другая литература по теме.

Наши рекомендации