Караваджизм в европейской живописи (1620-1630-е годы)
Под караваджизмом обычно понимаются те особенности творчества Караваджо, которые характерны для его произведений раннего периода (до 1597 года) и среднего периода (1597-1604 гг.) В соответствии с этим выделяется ранняя, или светлая караваджистсткая живопись и зрелая караваджистская живопись «погребного освещения», или «тенебросо».
Отличающая эти периоды манера живописи Караваджо, большой формат картин, их монументальный характер, композиции, развернутые только на переднем плане, фигуры или часто полуфигуры, данные в большом масштабе и заполняющие все полотно, отсутствие интереса к показу пейзажа, среды, бытовой обстановки, широкое использование религиозных сюжетов, но их реалистическая и демократическая трактовка, написанные с натуры простонародные образы, преобладание драматических ситуаций, суровой героики, сильных чувств и волевых напряжений – вот комплекс основных признаков, определяющих понятие «караваджизм».
Идеи Караваджо подхватываются его учениками и последователями в Средней и Южной Италии; они становятся достоянием многих фламандских, голландских и французских мастеров, находящихся в Риме с образовательной целью, и с их помощью, а также различными другими путями разносятся по разным европейским странам.
Какое бы сильное влияние ни оказал Караваджо на итальянскую школу (его принципы развивали Дж.Б.Караччоло, О.Борджанни, О.Джентилески), притом не только на своих последователей, но и на многих академистов, в Италии он одинокая фигура в силу не только революционности своего метода, но и в силу органичности, цельности своего искусства. Заимствование частностей из опыта Караваджо могло придать новизну и эффектность идеализированным композициям, но смысл его реформы ускользал даже от талантливых учеников, как Орацио Джентилески и Серодине.
Караччоло «Саломея» Серодине «Христос среди книжников»
Чрезвычайно важное значение имело искусство Караваджо для неаполитанской школы. Традиции караваджизма были здесь очень сильны на протяжении всего XVII века. Их разрабатывал и работавший в Неаполе испанский живописец Хусепе Рибера, чье искусство повлияло на других мастеров неаполитанской школы. В творчестве ведущих неаполитанских живописцев (М. Станционе, Б. Каваллино, М. Прети) барочные стилистические принципы были как бы восприняты сквозь призму эстетических идеалов Караваджо; их искусству присущи и черты демократизма, и драматическая сила, искренность и подлинная страстность духовного выражения, порой с оттенком своеобразного романтизма.
Матиа Прети «Концерт» Массимо Станционе «Усекновение главы Иоанна Крестителя»
Подлинными наследниками Караваджо, развившими прогрессивные стороны его искусства, были художники не Италии, а Испании и отчасти Фландрии. Испанским художникам оказались близки контрасты света и тени (хотя у испанского художника Рибальта они появились до знакомства с Караваджо) и особенно контраст грубой телесности и «материализованного», спущенного на землю чуда. У Риберы и Сурбарана, развивающих принципы Караваджо на испанской почве, чувственное наделяется героикой пластической мощи, даже если это простой кувшин, а сверхчувственное, даже если это райское видение, приобретает зримые, телесно ощутимые формы.
Сурбаран «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»
Рибера «Св. Иероним и ангел»
Что касается фламандского искусства, то первые значительные работы, исполненные Рубенсомпосле возвращения из Италии на родину («Воздвижение креста» (1610-1611), «Снятие с креста»(1611-1614)) для собора в Антверпене – не могли возникнуть без итальянских впечатлений, в частности без знакомства с Караваджо, который заинтересовал его больше всех из современных художников. Однако произведения Рубенса совершенно самостоятельны.
Многим был обязан Караваджо и Йорданс. Его работы были хорошо известны фламандцу, хотя он и не посещал Италии. В живописном стиле его ранних работ очевидно влияние Караваджо. «Поклонение пастухов» (1618-1620) Все персонажи написаны с покоряющей силой реальности и в то же время воплощают глубокое, искреннее чувство, простодушно-чистое и трогательное.
Рубенс «Снятие с креста» Йорданс «Поклонение пастухов»
В Голландии для художников было определяющим стремление к правдивому отражению действительности, к конкретности ее воплощения, в следствие чего искусство Караваджо было очень привлекательным для голландских мастеров. Творчество утрехтстких караваджистов – Г. Хонтхорста, Х. Тербрюггена, Д. ван Бабюрена – оказало влияние на голландскую художественную культуру.
Во Франции самобытный и сильный талант Жоржа де Латура выделил «Шулера» и «Гадалку» из других многочисленных воплощений этих сюжетов, популярных в караваджистской живописи. Караваджизм оказал решающее влияние на формирование стиля Латура, но французский мастер понял и ассимилировал его по-своему. Его картины чаще всего написаны на религиозный сюжет, имеют композицию с небольшим количеством персонажей и искусственным освещением. Эффекты искусственного освещения не являются для Латура исключительно формальным средством; они способствуют найти и раскрыть в сюжете его наиболее важный, глубинный, духовный смысл.
Жорж де Латур «Гадалка» , «Иов и его жена»