Художественная культура древнего мира

Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлению о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.

При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для всех них были характерны две формы: восточная и античная.

Восточная получила воплощение в рабовладельческих деспотических государствах, которые возникли между 5 и 4 тыс. до н.э. в долинах и дельтах Нила (Египет), Тигра и Ефрата (древнейшие государства Двуречья) и др.

Античная была характерна для греческих государств-полисов, отличавшихся общественной активностью свободного населения (рабовладельческая демократия). Античное искусство Древней Греции и Рима обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.

ЕГИПЕТ

Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4 – начале 3 тыс. до н.э.; они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и другие. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развитая мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и другое – во многом определили суровую красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.

История культуры Египта делится на пять больших периодов:

1. Додинастический период (4 тыс. до н.э.);

2. Древнее царство (30 – 23 вв. до н.э.);

3. Среднее царство (21 – 18 вв. до н.э.);

4. Новое царство (16 – 11 вв. до н.э.)

5. Позднее время (11 в. – 332 г. до н.э.)

332г. – страна была завоевана Александром Македонским и включилась в систему эллинистического мира.

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (4 тыс. до н.э.)

Следы древнейшей культуры на территории Египта относятся к периоду неолита. В течение 4 тыс. до н.э. происходит распад родовых общин. Образуются отдельные области – номы, враждующие между собой. Они объединяются в Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным верованиям, каждый ном имел своего покровителя – крокодила, ибиса, змею и т.п., что отражало тотемические представления. В погребениях обнаружены шиферные таблички для растирания красок и глиняные расписные гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами.

Памятники искусства 4 тыс. до н.э. рассказывают об исторических событиях, о верованиях людей. Исторические перемены были вызваны завоеванием Севера Южным Египтом и объединением страны под властью фараона. Устанавливаются правила изображения людей и животных в скульптуре и живописи. Образы животных олицетворяют силы обожествленного владыки (могучий лев, пожирающий врага; бык, бодающий поверженного человека, и т.п.); значительность фараона подчеркивалась размерами его изображения, намного превосходящими остальных людей (например, рельефная шиферная плита фараона Нармера – ок. 3000г. до н.э.). Вырабатываются приемы расположения фигур на плоскости (широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова с острыми чертами – в профиль). Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, отчего содержание воспринимается как рассказ со строгой последовательностью.

Эти особенности впоследствии складываются в систему древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных отношений, иконографических приемов, ритмических сочетаний, интересом к целостному воспроизведению фигуры.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (30 - 23 вв. до н.э.)

Начиная с 3 тыс. до н.э. (после объединения Египта), отмечается расцвет искусства Древнего Египта, в котором отразился культ неограниченной власти фараона, сочетавшего свои полномочия с саном верховного жреца.

Существовала сложная мифологическая система, отражавшая земную иерархию. Верховным богом был Ра, бог солнца, а фараоны объявили себя сынами солнца. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом. Осирис – бог земли, в основе его почитания лежали представления о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы. Осирис, считали египтяне, научил людей всем искусствам и ремеслам. Брат его, бог Сет, был воплощением зла; он убил Осириса. Его воскресила жена, богиня Изида. Но Осирис не вернулся на землю, он стал царем страны умерших.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из трех элементов: из тела, из части "ка" и части "ба". "Ка" был двойником человека и его ангелом-хранителем. В то же время он был проводником умершего на том свете. Душой человека был "ба" – птица с человеческой головой.

Существовал развитый заупокойный культ. Тело умершего бальзамировали, его снабжали пищей и предметами повседневного обихода. Создавались статуи умершего, они как бы заменяли собой тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура тяготела к точному портретному изображению. С заупокойным культом была связана и архитектура этого периода.

Архитектура

С 3 тыс. до н.э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Грандиозность, устремленность вверх гробниц фараонов III династии свидетельствовали о стремлении возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить преходящему характеру земной жизни вечность жизни загробной. Наиболее значительные архитектурные сооружения: усыпальница-пирамида фараона Джосера в Саккара (28 в. до н.э., зодчий Имхотеп); одним из "семи чудес света" называли пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н.э.), находящиеся в Гизе. Наиболее грандиозна пирамида Хеопса (зодчий Хемиун): высота – 147, длина стороны – 233 м. Древнегреческий историк Геродот свидетельствовал, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет ­ пирамиду. На ее постройку пошло два миллиона триста тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 т. Пирамида представляла собой гигантский каменный массив, внутри находилась лишь небольшая камера, где помещался саркофаг с мумией.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля, в который входили заупокойные храмы. Гигантская фигура сфинкса, как бы утверждающая идею вечного покоя, дополняла ансамбль.

Скульптура

Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Их выполнение было подчинено строгим канонам. Люди изображались в однообразных, спокойных и величавых позах. Это или стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, или фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. Эти статуи отличаются реалистическим характером исполнения, они полны внутренней энергии. Они ярко раскрашены, глаза инкрустированы горным хрусталем и эбеновым деревом. Часто в гробницах находились семейные портреты, например, парные статуи Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.), которые полны чистоты и обаяния. Поражает сидящая статуя фараона Хефрена (первая половина 3 тыс. до н.э.), застывшего в гордом величии под охраной сокола-Гора, распростершего над ним свои крылья.

На стенах гробниц и храмов были выполнены рельефы и росписи, также связанные с заупокойньм культом. Для них характерен принцип фризового развития сюжета, дающий возможность воссоздать эпизоды, развертывающиеся во времени.

На стенах гробниц и храмов находились росписи; их отличает чистота линий, сочные и чистые цвета. Обычно применялись золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность.

Широкое развитие получило художественное ремесло и мелкая пластика.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (21–18 вв. до н.э.)

Около 23 в. до н.э. Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями. Фиванские правители в 21 в. до н.э. объединили Египет, но не смогли подчинить номархов Среднего Египта. Стремление номархов к самостоятельности, рост городов определили формирование новых направлений в области искусства и науки.

Архитектура и скульптура

Начало новым крупным храмовым ансамблям положила усыпальница-храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (21 в. до н.э.), на западном берегу Нила (близ столицы Среднего царства – Фив). В период XII династии особое значение приобрели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, нововведением были и пилоны – две мощные башни с узким проходом посередине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. Этот прием стал каноническим.

С XII династии в храмах наряду с божествами стали устанавливаться скульптуры фараонов. В их изображении усилилась объемная моделировка черт лица, раскрывался более сложный мир чувств. Таковы портретная голова Сенусерта III (19 в. до н.э.), портреты его сына Аменхотепа Ш (19 в. до н.э.).

Более разнообразными и широкими по охвату жизни стали рельефы, например, в гробнице номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в. до н.э.), где изображены сцены охоты. Изменения произошли и в росписях. Строгие композиции стали заменяться более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. Самые выдающиеся росписи в искусстве Среднего царства – в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н.э.), изображающие сцены охоты на берегах Нила. В этих росписях воплощено понимание красоты окружающего мира.

Совершенна по форме и мелкая пластика этой эпохи: нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, крестьяне и другие; фаянсовые сосуды, фаянсовые фигурки животных и т.д.

НОВОЕ ЦАРСТВО (16– 11 вв.до н.э.)

Этот период слагался из нескольких этапов, характеризовавших преобразования в культурной жизни Египта.

Вв. до н.э.

После изгнания завоевателей гиксосов Египет превратился в могущественную державу. Были установлены единые государственные религиозные культы. Зодчеству этой поры свойственны пышность и декоративная изысканность.

Наши рекомендации