Художественная культура древнего мира
Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлению о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.
При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для всех них были характерны две формы: восточная и античная.
Восточная получила воплощение в рабовладельческих деспотических государствах, которые возникли между 5 и 4 тыс. до н.э. в долинах и дельтах Нила (Египет), Тигра и Ефрата (древнейшие государства Двуречья) и др.
Античная была характерна для греческих государств-полисов, отличавшихся общественной активностью свободного населения (рабовладельческая демократия). Античное искусство Древней Греции и Рима обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.
ЕГИПЕТ
Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4 – начале 3 тыс. до н.э.; они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и другие. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развитая мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и другое – во многом определили суровую красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.
История культуры Египта делится на пять больших периодов:
1. Додинастический период (4 тыс. до н.э.);
2. Древнее царство (30 – 23 вв. до н.э.);
3. Среднее царство (21 – 18 вв. до н.э.);
4. Новое царство (16 – 11 вв. до н.э.)
5. Позднее время (11 в. – 332 г. до н.э.)
332г. – страна была завоевана Александром Македонским и включилась в систему эллинистического мира.
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (4 тыс. до н.э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта относятся к периоду неолита. В течение 4 тыс. до н.э. происходит распад родовых общин. Образуются отдельные области – номы, враждующие между собой. Они объединяются в Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным верованиям, каждый ном имел своего покровителя – крокодила, ибиса, змею и т.п., что отражало тотемические представления. В погребениях обнаружены шиферные таблички для растирания красок и глиняные расписные гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами.
Памятники искусства 4 тыс. до н.э. рассказывают об исторических событиях, о верованиях людей. Исторические перемены были вызваны завоеванием Севера Южным Египтом и объединением страны под властью фараона. Устанавливаются правила изображения людей и животных в скульптуре и живописи. Образы животных олицетворяют силы обожествленного владыки (могучий лев, пожирающий врага; бык, бодающий поверженного человека, и т.п.); значительность фараона подчеркивалась размерами его изображения, намного превосходящими остальных людей (например, рельефная шиферная плита фараона Нармера – ок. 3000г. до н.э.). Вырабатываются приемы расположения фигур на плоскости (широкие плечи разворачиваются в фас, ноги и голова с острыми чертами – в профиль). Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, отчего содержание воспринимается как рассказ со строгой последовательностью.
Эти особенности впоследствии складываются в систему древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных отношений, иконографических приемов, ритмических сочетаний, интересом к целостному воспроизведению фигуры.
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (30 - 23 вв. до н.э.)
Начиная с 3 тыс. до н.э. (после объединения Египта), отмечается расцвет искусства Древнего Египта, в котором отразился культ неограниченной власти фараона, сочетавшего свои полномочия с саном верховного жреца.
Существовала сложная мифологическая система, отражавшая земную иерархию. Верховным богом был Ра, бог солнца, а фараоны объявили себя сынами солнца. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом. Осирис – бог земли, в основе его почитания лежали представления о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы. Осирис, считали египтяне, научил людей всем искусствам и ремеслам. Брат его, бог Сет, был воплощением зла; он убил Осириса. Его воскресила жена, богиня Изида. Но Осирис не вернулся на землю, он стал царем страны умерших.
Согласно верованиям египтян, человек состоял из трех элементов: из тела, из части "ка" и части "ба". "Ка" был двойником человека и его ангелом-хранителем. В то же время он был проводником умершего на том свете. Душой человека был "ба" – птица с человеческой головой.
Существовал развитый заупокойный культ. Тело умершего бальзамировали, его снабжали пищей и предметами повседневного обихода. Создавались статуи умершего, они как бы заменяли собой тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура тяготела к точному портретному изображению. С заупокойным культом была связана и архитектура этого периода.
Архитектура
С 3 тыс. до н.э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Грандиозность, устремленность вверх гробниц фараонов III династии свидетельствовали о стремлении возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить преходящему характеру земной жизни вечность жизни загробной. Наиболее значительные архитектурные сооружения: усыпальница-пирамида фараона Джосера в Саккара (28 в. до н.э., зодчий Имхотеп); одним из "семи чудес света" называли пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н.э.), находящиеся в Гизе. Наиболее грандиозна пирамида Хеопса (зодчий Хемиун): высота – 147, длина стороны – 233 м. Древнегреческий историк Геродот свидетельствовал, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет пирамиду. На ее постройку пошло два миллиона триста тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 т. Пирамида представляла собой гигантский каменный массив, внутри находилась лишь небольшая камера, где помещался саркофаг с мумией.
Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля, в который входили заупокойные храмы. Гигантская фигура сфинкса, как бы утверждающая идею вечного покоя, дополняла ансамбль.
Скульптура
Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Их выполнение было подчинено строгим канонам. Люди изображались в однообразных, спокойных и величавых позах. Это или стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, или фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. Эти статуи отличаются реалистическим характером исполнения, они полны внутренней энергии. Они ярко раскрашены, глаза инкрустированы горным хрусталем и эбеновым деревом. Часто в гробницах находились семейные портреты, например, парные статуи Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.), которые полны чистоты и обаяния. Поражает сидящая статуя фараона Хефрена (первая половина 3 тыс. до н.э.), застывшего в гордом величии под охраной сокола-Гора, распростершего над ним свои крылья.
На стенах гробниц и храмов были выполнены рельефы и росписи, также связанные с заупокойньм культом. Для них характерен принцип фризового развития сюжета, дающий возможность воссоздать эпизоды, развертывающиеся во времени.
На стенах гробниц и храмов находились росписи; их отличает чистота линий, сочные и чистые цвета. Обычно применялись золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность.
Широкое развитие получило художественное ремесло и мелкая пластика.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (21–18 вв. до н.э.)
Около 23 в. до н.э. Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями. Фиванские правители в 21 в. до н.э. объединили Египет, но не смогли подчинить номархов Среднего Египта. Стремление номархов к самостоятельности, рост городов определили формирование новых направлений в области искусства и науки.
Архитектура и скульптура
Начало новым крупным храмовым ансамблям положила усыпальница-храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (21 в. до н.э.), на западном берегу Нила (близ столицы Среднего царства – Фив). В период XII династии особое значение приобрели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, нововведением были и пилоны – две мощные башни с узким проходом посередине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. Этот прием стал каноническим.
С XII династии в храмах наряду с божествами стали устанавливаться скульптуры фараонов. В их изображении усилилась объемная моделировка черт лица, раскрывался более сложный мир чувств. Таковы портретная голова Сенусерта III (19 в. до н.э.), портреты его сына Аменхотепа Ш (19 в. до н.э.).
Более разнообразными и широкими по охвату жизни стали рельефы, например, в гробнице номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в. до н.э.), где изображены сцены охоты. Изменения произошли и в росписях. Строгие композиции стали заменяться более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. Самые выдающиеся росписи в искусстве Среднего царства – в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н.э.), изображающие сцены охоты на берегах Нила. В этих росписях воплощено понимание красоты окружающего мира.
Совершенна по форме и мелкая пластика этой эпохи: нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, крестьяне и другие; фаянсовые сосуды, фаянсовые фигурки животных и т.д.
НОВОЕ ЦАРСТВО (16– 11 вв.до н.э.)
Этот период слагался из нескольких этапов, характеризовавших преобразования в культурной жизни Египта.
Вв. до н.э.
После изгнания завоевателей гиксосов Египет превратился в могущественную державу. Были установлены единые государственные религиозные культы. Зодчеству этой поры свойственны пышность и декоративная изысканность.