Тема 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА

В.Н. Синько

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Курган – 2005

В.Н. Синько

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания для самостоятельной

Подготовки студентов к занятиям

Курган – 2005

Синько В.Н. Культурология: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к занятиям. – Курган: Изд-во КГСХА, 2005. – 68 с.

Рецензент кандидат философских наук, доцент Игнатьева Г.К.

Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и требованиями обязательного уровня подготовки специалистов по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин для студентов всех специальностей.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и истории ( протокол № от ), рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № )

Ф Г О У В П О Курганская

государственная сельскохозяйственная

академия имени Т.С. Мальцева

ВВЕДЕНИЕ

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного стандарта.

В Курганской государственной сельскохозяйственной академии на изучение курса «Культурология» отводится один семестр. При составлении методических указаний для самостоятельной подготовки студентов к занятиям автор исходит из того, что в соответствии с требованием ГОС дипломированный специалист в результате усвоения дисциплины должен:

- иметь представление о предмете культурологии, ее роли в человеческой жизнедеятельности, о взаимодействии культуры с природой, обществом и личностью, о специфике и закономерностях развития мировых культур;

- знать историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки, основные этапы развития культурологии, структуру и состав современного культурологического знания, категориальный аппарат, существо основных проблем современной культурологии, основные методологические подходы культурологического анализа;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их сознания, быть способным к диалогу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры;

- уметь использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.

Методические указания включают 18 тем, которые составленные в соответствии с требованиями ГОС. В каждой теме для изучения предложены: список терминов и понятий, вопросы и задания для самоконтроля, дополнительные вопросы и задания, нацеленные на активизацию познавательной деятельности студентов, стимулирования умения самостоятельно осмысливать явления культуры, анализировать культурно-ценностные ориентации. Также предложена тематика докладов и рекомендуемая литература.

В каждую тему включается работа над понятийным аппаратом. От студентов не требуется заучивание определений наизусть. Важно, чтобы обучаемый мог логично, пользуясь собственными словами, объяснить значение культурологических понятий. Очень многие теоретические проблемы в культурологии являются «открытыми», т.е. спорными, дискуссионными, и поэтому каждый человек имеет свою точку зрения. В случае затруднений студенты могут обращаться к словарям по культурологии, философии, этике, эстетике.

В пособии также указаны темы рефератов и контрольных работ для заочников. Подробно освящена методика написания рефератов.

Изучение культурологии осуществляется в различных методических формах: лекций, бесед, докладов, дискуссий практических занятиях. Внимательное конспектирование лекций, активное участие на практических занятиях, тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе, изучение дополнительной литературы, написание реферата (контрольной работы) будут способствовать успешному усвоению курса культурологии.

Содержание учебного курса (18 тем)

  Наименование разделов и тем
  Раздел I. Введение в теорию культуры. 1. Культура как предмет анализа. 2. Основные формы духовной культуры человечества. 3. Семиотика культуры. 4. Национальные и этнические культуры. 5. Культура и цивилизация.  
  Раздел II. Основные этапы истории мировой культуры. 1. Первобытная культура. 2. Культура древнего Египта. 3. Античная культура. 4. Культура средневековой Европы. 5. Культура эпохи Возрождения. 6. Западноевропейская культура нового времени. 7. Культура Западной Европы XХ в.  
  Раздел III. Развитие культуры России. 1. Языческая культура славян. 2. Культура Киевской Руси. 3. Русская культура ХIV- ХVII в. 4. Эпоха просвещения. 5. «Золотой век» русской культуры (ХIХ в). 6. Культура советского периода и современной России.  

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Структура и состав современного культурологического знания, методы культурологических исследований, основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация, типология культур, этническая и национальная, элитарная и массовая культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры; локальные культуры.

Тема 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА

Вопросы

1. Культурология как наука: ее предмет, структура, основные методы и место

в системе социокультурного знания.

2. Понятие «культура»: многообразие определений.

3. Виды и формы культуры.

4. Структура культуры.

5. Содержание и функции культуры.

6. Основные направления культурологического знания.

Термины и понятия

культура, культурология, норма, ценность, обычай, традиция, ритуал, инкультурация, аккультурация, семиотика, манкуртизм, социальный институт, культурный прогресс, ментальность, культурная картина мира, культурная модернизация, культурфилософия, социология культуры, типология культуры.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чем заключается актуальность изучения культуры?
  2. Охарактеризуйте взаимосвязь культурологии с другими науками.
  3. Докажите, что культурология - это комплексная гуманитарная дисциплина с едиными установками и предметом.
  4. В каждой из наук, занимающихся изучением культуры общества, дается свое определение культуры. Приведем некоторые из них:

а) в истории: культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что люди произвели, и что передается от поколения к поколению – орудия, символы, организации, общая деятельность, верования;

б) в психологии: культура – особое приспособление людей к природному окружению и экономическим проблемам. Она складывается из всех результатов такого приспособления;

в) в педагогике: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Какая общая черта культуры нашла отражение в этих определениях?

5. Чем вызвано многообразие в определении понятия «культура»?

  1. Что такое социализация?
  2. Какова роль семьи в социализации личности?
  3. Докажите, что культура не существует вне человеческой деятельности.
  4. В чем состоит необходимость деления культуры на предметный и личностный виды?
  5. Охарактеризуйте основные элементы структуры культуры.
  6. В чем и как проявляются традиции и новаторство в культуре?
  7. Почему главной функцией культуры является человекотворческая?

13. Охарактеризуйте основные направления культурологии.

Дополнительные вопросы и задания

1. Подумайте: культурный человек – кто он?

2. Докажите, что человек – существо биосоциальное.

3. Как вы думаете, есть ли культура у животных? Аргументируйте свой ответ.

4. Все ли в человеческом бытие может быть охарактеризовано как культура?

5. Напишите эссе на тему «Что может человек».

6. Подберите примеры, характеризующие влияние СМИ (средства массовой информации) на формирование культуры личности.

7. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Укажите их.

8. Проведите небольшое исследование на тему «Разница в культурной ситуации столицы и провинции».

9. Как вы думаете, враждебна ли культура природе?

10. Как называется культура, противопоставляющая себя традиционной культуре и заявляющая о себе как о более передовой и прогрессивной:

а) адаптивная; в) альтернативная;

б) художественная; г) маргинальная ?

11. Назовите представителя эволюционной школы в культурологии:

а) Э. Тайлор; в) Дж. Фрэзер;

б) Г.Спенсер; г) Л. Морган.

12. Какая из функций культуры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе в целях обеспечения выживания общества или его части:

а) организационно- регулятивная; в) коммуникативно-информативная;

б) адаптационная; г) функция социализации?

Темы докладов и сообщений

Культ и культура.

Культура как диалог.

Личность в культуре.

Культура и природа.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Быстрова А. Н. Мир культуры. Основы культурологии. Учебное пособие/ А.Н. Быстрова – М.: Изд. Федора Конюхова, 2000
  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Гардарика, 2000
  3. Гуревич П.С. Философия культуры. Учебник. – М.: NOTA BENE, 2000
  4. Кармин А.С. Основы культурологи: Морфология культуры, - СПб: Лань,1997
  5. Кефели И.Ф. Культурология в системе социогуманитарного знания //Социально – политический журнал. – 1994. - №1
  6. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов /А.Н. Маркова и др.; Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995
  7. Культурология. Учебное пособие / Сост. П.С. Гуревич. – М.: Гардарика, 1998
  8. Культурология. Хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. – М.: Гардарика, 2000
  9. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов (под ред. Г.В. Драча. –Ростов н/Дону: Феникс, 1999
  10. Культурология. Учебное пособие (сост. и отв. ред. Радугин А.А.). – М.:Центр,1999
  11. Полищук В.Н. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998

Дополнительная

1. Белик А.А. Культурология: антропологические теории культур. Учебное пособие. – М.: РГУ, 2000

2. Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений: теология культуры. //Вестник МГУ. Философия. – 1997. - №1

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 1994

4. К вопросу о культурологии, ее предмете и методе //Социально – политический журнал . – 1993. - №3

5. Кузьмина Е.С., Матюшина Е.В. Почему начался культурологический бум в России? //Социально – политический журнал. – 1994. - №3

6. Культурология. ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995

7. Культурология: Краткий тематический словарь / Под ред. проф. Г.В. Драча – Ростов н/Дону, 2000

8. Малиновский Б. Научная теория культуры. – М.: ОГИ, 1999

9. Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие. – М.: Наука, 1994

10. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М.: Языки русской культуры, 1998

11. Розин В.М. К вопросу о культурологии, ее предмете и методе //Социально-политический журнал. – 1993. - №3.

12. Тойнби А. Постижение истории. Сборник.– М.: Прогресс, 1992

13. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? //Философские науки. - 2000. - №4

14. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // ОНС. – 2005. - №1

15. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой: Аналитическое повествование. – М.: Московский рабочий, 1990

16. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1999

Наши рекомендации