Корпоративное устройство средневекового общества
Социальная структура общества в Западной Европе строилось на идее сословного разделения, в которой каждая социальная группа занимала свое определенное место.
В Средние века понятие «сословие» имело широко значение, поэтому наряду с разделением общества на три сословия можно встретить и подразделение на двенадцать. Сословие – состояние, ordo (порядок), за этим определением стоит мысль о действительности, которая установлена Богом. Понятие «ordo» охватывало множество разнородных категорий: сословие (в современном понимании); профессии: гильдии купцов и ремесленные цехи; состояние в браке, наряду с сохранением детства, кровнородственные союзы, патриархальные и индивидуальные семейные группы; пребывание в состоянии греха; четыре придворных: хлебороб, кравчий, стольник, кухмейстер; церковников: священники, диаконы, служки; монашеские и рыцарские ордена; городские коммуны; сельские общины [9, с. 12]. Это общество корпоративно сверху донизу. Средневековый человек всегда член группы, с которой он тесно связан.
Каждая из этих групп, сословий, «орденов» (порядков) являет собой божественное установление, определенный орден мироздания. За каждым сословием признавалось те функции, благодаря которым оно проявляло полезность, священную обязанность. Кроме того, тесные «микромирки», коллективы, в которые были объединены индивиды, давали им защиту, помощь, и строились на основе взаимообмена услугами, поддержкой.
В некоторых из этих групп (сословиях) человек рождался, жил в их составе, проявлял активность, удовлетворял свои социальные потребности. Иные группы были менее тесными и не поглощали целиком своих членов, человек Средневековья мог принадлежать к разным корпорациям. Но он всегда, так или иначе, был соотнесен с корпорацией.
Социальные связи были, прежде всего, внутригрупповыми. В каждой группе существовал свой регламент – устав, статус, кодекс поведения, писанный или традиционный, строго обязательный для каждого члена коллектива, имелись и свои моральные установки, социально-политические идеалы. Регламент вырабатывался самой группой и основывался на принципах всеобщего согласия и самоуправления.
И хотя группа, в которую включался индивид, давала ему занятие, гарантировала соблюдение определенного образа жизни, обеспечивала его материальное существование, но поведение, строй мысли и взглядов индивиду не предлагались, а навязывались.
Стоит остановиться еще на одном моменте. М.К. Петров, говоря о традиционном обществе, определял его как общество, для которого характер профессионально именной тип кодирования. В данном случае сфера социального поведения приобретает профессиональный план. В этом обществе люди типизируются по группам – профессиям, но в рамках таких групп человек утрачивает различимость, становится похожим на членов своей группы. Люди в группе «равные», одинаковыми, неразличимыми земледельцами, гончарами, плотниками и др. [8, с. 41] (рис. 19).
Нарушители регламентов и кодексов осуждались морально, наказывались и изгонялись из группы, корпорации. Не важно, в какую сторону отклонялось поведение индивида от нормы. Имеем ли мы дело с крестьянином, который решил перейти в рыцарское сословие или с ремесленником, изготавливающим изделие лучшего качества, чем принято в цехе, или работавшим рациональнее и быстрее по сравнению с коллегами, его наказывали как и нерадивого мастера. Это можно объяснить тем, что общество корпораций могло себя воспроизводить только на прежней основе, вне изменения и развития, сознание индивида было подчинено коллективному сознанию группы.
Между корпорациями существовали неравноправные отношения, но внутри корпорации основывались на принципе равенства своих сочленов. В корпоративную группу объединялись люди не только одной профессии или одинакового рода занятий, но и равного социально-правового статуса. В рамках такой группы не было отношений господства и подчинения, социальные связи внутри группы строились по горизонтали. Принцип равенства в корпорации становился конституирующим признаком даже тогда, когда на практике он не соблюдался. Цеховое единство могло быть нарушено дифференциацией в среде мастеров, точно также как и равенство горожан в коммуне, - но идея равенства служила стимулом для ее восстановления.
Отношения индивида и корпорации были противоречивыми, т. к. с одной стороны, личность была определена жесткими ограничителями, но, с другой – воспитывала чувство собственного достоинства и солидарности членов корпорации, сознания их равенства.
Таким образом, социальная структура средневекового общества характеризовалась двумя принципами организации: отношения господства/подчинения (например, принцип вассалитета – система подчинения одних рыцарей другим) и корпоративными отношениями.
Основными сословиями в европейской средневековой цивилизации было крестьянство, рыцарство и духовенство, особое сословие составляли горожане. Господь повелел простому народу появиться на свет, чтобы трудиться, возделывать землю или торговлей добывать себе надежные средства к жизни; духовенству предназначено вершить дело веры; аристократия призвана возвеличивать добродетель и блюсти справедливость. Высшие задачи страны: поддержание Церкви, распространение веры, защита народа от притеснения, соблюдение общего блага, борьба с насилием и тиранией. Человеческие грехи препятствуют осуществлению идеала, но он сохраняется как мерило, основа общественного мышления.
Но разные сословия, группы, корпорации были объединены в целое не одинаково и по-разному определяли индивидуальность своих членов.
Крестьян
Это сословие имело меньше всех прав. Ход жизни крестьянина зависел от природных ритмов: время воспринималось циклично, так как было связано со сменой времен года и сельскохозяйственными сезонными работами. Его труд носил монотонный характер и был слабо расчленен, поэтому крестьянин был слит со своим природным окружением, что нашло отражение в мировоззрении, в котором христианские представления накладывались на мифологические. Сознание крестьянина было коллективным, себя он рассматривал не как индивида, а только как единицу сельского «мира». Внутри крестьянская община была неоднородна: мелкое индивидуальное производство, с одной стороны, подчиняло ее членов общим правилам, а с другой - служило источником раздоров и неравенства между общинниками (разные правила, повинности, разная величина доходов). Отклонение от стандартов крестьянского поведения выражалось в переходе от земледелия к ремесленному труду, в уходе в город, что осуждалось.
Рыцари
У этого сословия были относительные возможности для раскрытия своей индивидуальности, т. к. и здесь в сознании также преобладало коллективное начало. Замок – мир, относительно самостоятельный от внешнего мира, в котором рцарь-феодал устанавливал свои порядки. В отличие от крестьянского труда, воинское ремесло было индивидуализировано, рыцарь мог полагаться только на собственные силы, мужество, опыт, действовал всегда на свой страх и риск.
Но, с другой стороны, благородное происхождение и высокий общественный статус налагали на него обязательства, которые не оставляли места для раскрытия собственного «Я». Поведение этого сословия было подчинено строгому регламенту. Обязательное следование ритуалу необходимо было везде: принесение омажа или расторжение связи с сеньором, объявление войны или участие в турнире, служба при дворе сеньора и др. Кодекс чести обязывал рыцаря соблюдать строгий этикет, отход от которого даже в мелочах мог привести к «потере лица». Свою социальную роль он собственно играл, так как этикет – разработанный сценарий поведения, здесь руководствуются не здравым смыслом, а требованиями сословного этикета.
Представление о чести также носило специфический характер. Честь рыцаря – слава среди окружающих. Он видит себя глазами других, доблестью здесь считается не особенность, а одинаковость, сходство с другими рыцарями. Личные качества отступают на задний план перед его социальным статусом, который предполагает мужество, щедрость и благородство.
Характеристика Средневековой культуры как семиотической справедливо именно относительно господствующего сословия. Для этого сословия значимо все – поступок рыцаря, любой предмет, который он использует, одежда и ее цвета, слова выражения и язык. Обладая юридической свободой, это сословие было не свободно в выборе поведения, индивидуальность рыцаря всегда находило выражение в установленных формах.
Разговор о рыцарском сословии будет неполным без упоминания о куртуазной любви. Средневековая культура – культура мужчин-воинов, в ней не принято высоко ценить женщину, но в этой любви женщина занимает иное место, чем в официальном феодальном браке – союзе двух домов.
Культ прекрасной Дамы возник в XII в. Его родиной принято считать юг Франции. Этот культ воспевает сладостное блаженство и эротическое томление. Благородное воспевание любви – монополия рыцарства. Это чувство могла возбудить женщина только рыцарского сословия. У рыцарского поведения есть два правила, которые он должен выполнять бескорыстно, - «сражаться и любить».
Куртуазная любовь невозможна между мужем и женой, строилась по модели вассальных отношений и носила платонический характер. Женщина здесь занимает место сеньора. Влюбленный рыцарь приносит ей клятву и служит как сюзерену. Культ любви состоит из ряда ступеней посвящения, а его основным пунктом становятся испытания. Рыцарь служит во имя идеи, а Дама – это всего лишь повод для выражения чувств и представления доблести. Вознаграждение в этой игре не главное.
Дама не только воспевалась, чувства также подтверждались реальными действиями. Это могли быть подвиги на полях сражений или на турнирах, ношение платка, ленты, перчатки или рубашки своей дамы, а также цветов ее герба – на что способна была фантазия. Для того чтобы добиться благосклонности своей Дамы, рыцари подвергали себя всевозможным унижениям, мирились с физическими мучениями.
Своей вершины поклонение женщине достигает в культе Девы Марии. Получает хождение легенда о непорочном зачатии Марии, она была объявлена «новой Евой», которая искупила грехи своей праматери, ее рассматривают как милосердную заступницу и мужчины превозносят ее духовную красоту.
Духовенство
Священнослужители – привилегированное сословие. Обязанность клира – служба и молитва. Церковь нуждалась в своих профессионалах. Духовенство не только творило молитвы, но и отправляло обряды и богослужения, учило, контролировало нравы, занималось благотворительностью. Оно было разделено на две группы – на белое и черное. Белое духовенство – священники и диаконы. Они жили в миру и служили мирянам. Черное духовенство – монахи. В поисках Града Божьего удалялись от мира в пустыни.
Христианская церковь делала Европу единой, хотя внутри была разделена на конфессии, раскол произошел в 1054 г. Это разделение началось еще в период античности в результате распада Римской империи. Различались два мира – мир «латинян», западная церковь, и мир «православных», восточная церковь. Во главе западной церкви стоит Папа римский – «наместник Иисуса Христа» на земле.
Внутри субкультура духовенства было строго иерархична - от высших иерархов каждой конфессии до рядовых священников и со всеми промежуточными степенями церковных «офицеров» и «генералов». Мироздания выстроенное в строгом порядке представлялось проявлением божественного порядка и в земном мире, поэтому было гарантом его совершенства и неизменности. Существовали - космический порядок, общественный порядок, порядок внутри человеческого тела. Огромный, сложный, организованный космос был также идеально рациональным.
Структуры сознания эпохи Средневековья могут быть представлены следующими оппозициями: все сущее и мыслимое было расслоено на сферы – небесную и земную, божественную и людскую, идеальную и реальную, сверхъестественную и естественную, вечную и смертную, телесную и духовную. В это время повсеместно господствовала аскеза. К телу было презрительно-негодующее отношение, попрать которое можно было торжествующим духом. Организованной формой обеспечения аскетического образа жизни стало монашество.
Монашество складывается первоначально в Сирии и в Египте в конце II – начале III вв., расцвет его наступил уже в IV веке в Европе. Помимо монастырей существовали общежития аскетов и аскетов из числа мирян, которые назывались «аскетерии». На Западе отшельники уединялись в лесах, на островах, но их главная форма была характерной для всего средневековья – коллективная. Первые монастыри строились по восточной модели, но в VI в. была развита своя. Большую роль в этом сыграл Бенедикт Нурсийский, который создал монастырь и разработал «правила» монашеского общежития. Именно этот устав стал впоследствии главным нормативным документом, регламентом западного монашества.
Требования устава были следующие: монахи давали обет целомудрия, бедности и послушания. Монахи должны были трудиться и соблюдать молчание. Послушание требовалось как полное подчинение воле аббата и отказ от личной собственности, физический труд постепенно сменился интеллектуальным – чтение религиозных книг, переписывание книг.
Позднее количество монашеских орденов увеличилось, например, были основаны духовно-рыцарские ордена, которые были предназначены для борьбы с исламом; нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев. Они отличались и по функциям и по принципу организации, преследовали разные цели и имели собственные уставы. Создаются также и женские монастыри, куда принимались женщины только из привилегированных слоев.
Кроме того, в монастырях складывалась система начального образования, а затем и высшего образования, которое которое сначала существовало в епископских школах, с традиционным набором дисциплин: trivium включал грамматику, диалектику и риторику, а quadrivium - арифметику, геометрию, астрономию и музыку, которая по пифогарийской традиции воспринималась как математический предмет. Известность получили епископские школы в Реймсе, Париже, Шартре, Орлеане, Лане, Льеже и др. В IX в. был создан университет в Константинополе, получивший широкую известность в Европе благодаря тому, что там преподавались только светские дисциплины. Начиная с ХII в., один за другим открывались университеты в Европе, в которых организовывались наряду с богословскими организовывались медицинские и юридические факультеты.
Горожане
Положение горожан было во всех отношениях иным. Этот слой общества формировался за счет самых разнородных элементов. По сравнению с деревней социальная структура города была значительно сложнее, что определялось его производственной деятельностью. Зависимость от природных ритмов здесь была слабее. В отличие от деревни производственные отношения здесь опосредованы, создается новая качественная среда, по-иному осмысляется роль человека в мире. Время и пространство рационализируются. Все эти особенности соответственно находят отражение в мировоззрении.
Как во всех сословиях жизнь горожанина была также регламентирована. Союзы ремесленников назывались цехами или гильдиями. В цехе проходила жизнь не только самого ремесленника, но и его семьи. Гильдии имели сакральный характер и были связаны с языческими культами. Ее члены называли себя братьями. Специфично было и отношение ремесленника к своему изделию, в нем он видел самого себя. Отсутствие массового производства способствовало заботе о качестве каждого изделия. Искусство и мастерство в средние века были едины, мастеру труд доставлял удовлетворение.
Единство производственного, этического и эстетического начал в труде ремесленников придавало ему высокое общественное значение. В этом заключалась основа развития человеческой личности, насколько это было возможно в рамках корпорации. Горожанин был гражданином своей коммуны, собственником и трудящимся в одном лице. Его социальные отношения были разносторонними, чего были лишены другие сословия. Но эта свобода носила относительный характер, поскольку, как и во всех сословиях, жизнь горожанина была также регламентирована, здесь также господствовал, как и трех описанных субкультурах своеобразный этикет. Вот, пример свадебного регламента из «Городской книги» немецкого города Аугсбурга, регламентировавшей брачный обряд до мельчайших его деталей и подробностей:
« ... 2. Когда кто-либо женится, то у самых богатых нельзя приглашать более 30 женщин из подруг невесты и 30 женщин со стороны жениха. Если пожелают на свадьбе иметь мужчин, их следует пригласить не более 60 человек с обеих сторон.
3. И каждая невеста должна вести с собой в баню не более 10 женщин и не свыше -того, и каждый жених не более 10 мужчин ...
... 11. Ни одна женщина во время свадьбы не должна переодеваться более двух раз в первый день и двух раз во второй день» [3; с. 350].