Для студентов очной форм обучения
В процессе изучения данной дисциплины студентам необходимо выполнять учебные задания, призванные закрепить теоретические знания в области лингвистики и сформировать навыки их практического применения. Контроль правильности выполнения данных заданий осуществляется на семинарских занятиях или в индивидуальном порядке (представление выполненных упражнений на проверку преподавателю).
Примеры учебных заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Определите, твердые или мягкие согласные звучат перед е в названных словах.
Атеизм, бактерия, бассейн, гипотеза, декан, демократ, дефицит, индекс, интервью, майонез, модель, паштет, пионер, проект, профессор, сонет, тема, тембр, теннис, тент, термин, фанера.
2. Охарактеризуйте произношение подчеркнутых в словах сочетаний согласных.
Бесшумный, возросший, дожди, дребезжа, изжить, Кисловодск, мужчина, наводчик, объездчик, подписчик, подчеркнуть, праздник, расчищенный, резче, смеяться, счертить.
3. Охарактеризуйте произношение звука под ударением, переданного буквой е в приведенных словах.
Бревенчатый, гренадер, исчерканный, маневр, нарекший, опека, перышко, поблекший, пресек.
4. Укажите произношение сочетания чн в данных словах.
Горчичный, конечный, мелочный, молочная, подсвечник, поточный, прачечная, скучно, справочная, суточный, яичница.
5. Отметьте особенности произношения г в указанных словах.
Бегство, берегший, бог, богатый, гангстер, дегтярный, долг, легче, мягкий ногтя, слегка, снег.
6. Приведите 4 примера глагольных форм прошедшего времени, имеющих ударения, аналогичные указанным: спа′л, спала′, спа′ло, спа′ли.
7. Поставьте ударение в данных словах (словоформах).
Библиотека, бороду, верба, голову, гору, еретик, ждала, кашлянуть, квартал, коклюш, ненависть, обеспечение, опошлить, петля, пиала, творог, тефтели, эксперт.
8. Просклоняйте (проспрягайте) указанные слова, во всех словоформах расставьте ударение.
Включить, девятеро.
9. Выберите нормативный вариант ударения (варианты). Дайте характеристику другим вариантам (просторечный, устаревший, профессиональный).
Алфави′т - алфа′вит, во′лнами - волна′ми, впи′лся - впился′, ина′че - и′наче, ко′мпас - компа′с, ку′хонный - кухо′нный, о′тдал - отда′л, собра′лся - собрался′, то′рты - торты′.
.
10. Выберите полную или краткую форму прилагательного в качестве сказуемого; мотивируйте свой выбор. Объясните, при каких условиях в сказуемом могут быть использованы обе формы прилагательного, только краткая или только полная форма.
Комната была (плохая/плоха). - Больная совсем (плохая/плоха). Статья (скучная/скучна). - Статья (скучная/скучна) из-за большого количества длиннот. Мой друг (веселый/весел). - Мой друг сегодня очень (веселый/весел). Ведро уже (полное/полно) вода. - Ведро уже (полное/полно).
11. В приведенных словосочетаниях при глаголе с отрицанием употреблен родительный падеж. Установите, в каких из них он обязателен, а в каких наряду с ним можно использовать или обязателен винительный падеж. Там, где возможно употребление обоих падежей, укажите, какие смысловые, стилистические различия связаны с использованием того или другого падежа.
Не принимал участия; не принимал экзаменов; не купил книги; не доставлял удовольствия; не читал этого романа; не встретил сестры; не встретил сочувствия; не оставил письма.
12. Укажите управление, характерное для каждого слова.
Обрадоваться - обрадован, опираться - базироваться, поражаться - удивляться, пренебрегать - пренебрежение, препятствовать – тормозить, примириться - смириться, спрос - потребность, тревожиться – беспокоиться, удивляться - удивлен, ценить - дорожить.
13. Объясните, какими соображениями вызван выбор формы числа сказуемого.
Большинство людей хотели что-нибудь сделать (Горький). Множество мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают (Паустовский). Большая часть танцующих была молодежь. В Москву было свезено девяносто тысяч пудов колокольной меди (Полевой). В комнате стояло восемь кроватей. Тогда с холма враз ударили все 12 пушек (Толстой Л.). На крыльцо выскочили, торопливо застегивая шинели, несколько человек (Толстой А.).
14. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным ОБЫЧНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ, СВЕЖИЙ в следующих словосочетаниях:
а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;
б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;
в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.
15. Определите, какие из следующих слов могут образовывать паронимические пары. Составьте с каждым паронимом словосочетание.
Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.
16. Из слов, заключенных в скобки, выберите нужное.
1. Никогда не забудет наш народ (геройские — героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных — командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры.
17. Найдите неточности в следующих предложениях. Определите их причину. Сформулируйте правильный вариант высказывания.
Я не буду лить много слов.
Есть тут у нас один миллионер в долларах.
Какие доходы вы зарабатываете?
С окончанием футбольного матча количество звонков должно активизироваться.
Когда Россия так уперто возражает против расширения НАТО.
Картина проясняется вполне точно и понятно. Уже виден ее завершающий конец.
Сотрудники МВД ввели в действие план «Перехват» и вооружились свирепыми лицами.
Приговоры бывают суровыми — вплоть до смертной жизни.
Введены ограничения для рыболовов на период нереста.
Она пришла с двумя своими блюдцами вместо глаз.
18. Выполнить стилистический анализ предложенных текстов по плану:
1. Функциональный стиль, его подстиль.
2. Функции текста и сфера его использования.
3. Жанр.
4. Общие стилевые черты.
5. Языковые особенности:
a) лексические;
b) морфологические;
c) синтаксические
Текст № 1.
Во Франции уже с XIII в. складывается относительно единый письменно-литературный язык, вытесняющий другие письменно-литературные варианты. Указ Франциска I (1539 г.) о введении французского языка вместо латыни был вместе с тем направлен и против использования диалектов в канцелярской практике. Французские нормализаторы XVI—XVII вв. ориентировались на язык двора (см. деятельность Вожла во Франции.)
Если для средневековых литературных языков более или менее типичным является их узкая социальная база, поскольку носителями этих языков были господствующие классы феодального общества, и литературные языки обслуживали культуру этих общественных группировок, что, естественно, отразилось прежде всего на характере стилей литературного языка, то процесс формирования и развития национальных литературных языков характеризуется нарастанием тенденций к их демократизации, к расширению их социальной базы, к сближению книжно-письменных и народно-разговорных стилей. В странах, где длительное время господствовали средневековые письменно-литературные языки, движение против них было связано с развитием нового господствующего класса — буржуазии. Складывание и оформление так называемого «обычного» языка в Китае и Японии, в дальнейшем развивающегося в национальный литературный язык, соотнесено с зарождением капиталистических отношений и ростом буржуазии. Аналогичные социальные факторы действовали в странах Западной Европы, где формирование наций происходило в условиях зарождающегося капитализма.
Текст № 2.
Касаясь количества партий, которые имеют право принять участие в выборах, Владимир Чуров неожиданно упомянул цифру 21, в то время как официально считается, что партий в России осталось не более 17. Но глава ЦИКа пояснил, что на сегодняшний день в России все еще 21 партия. «Это данные Единого государственного регистра юридических лиц, их принято считать наиболее полными», - подчеркнул он. Впрочем, Чуров предположил, что реально в выборах в Госдуму примут участие все же 15-17 партий. Он пояснил, что некоторые партии уже ликвидированы, но еще не выведены из регистра. «Мы регулярно проводим консультации, приглашаем все 21, но приходят 15-17. Другие партии нам иногда даже трудно отыскать», - признал глава ЦИКа. Отвечая на вопрос «Газеты» о том, как будут организованы выборы для россиян за рубежом, Чуров сообщил, что, по данным на 1 июля, всего за пределами страны более или менее постоянно находится около 10 млн граждан, но на консульский учет встали немногим более 1,6 млн человек. Глава ЦИКа отметил, что из них в голосовании обычно принимает участие не более 300 тысяч, причем, напомнил он, право участвовать в выборах имеют все россияне, а не только те, кто встал на учет в консульствах. По поводу политических симпатий заграничных россиян Чуров заметил: «Они голосуют веерно: в одних местах за одну партию, в других - за другую. И поэтому партии самостоятельно могут работать с нашими соотечественниками за рубежом». И добавил, что чем больше будет участков, тем лучше, «но это как позволят зарубежные органы власти». Владимир Чуров рассчитывает, что явка на выборах в Госдуму среди зарубежных избирателей будет выше, чем на думских выборах 2003 года - прежде всего на постсоветском пространстве.
Текст № 3.
О внесении изменений в перечень образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в 2006-2007 годах, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 176/85 «Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в 2006-2007 годах, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 176/85 «Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа».
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Российской Федерации В.Н. Фридлянова и заместителя Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Б.Д. Антонюка.
Текст № 4.
Пошли вчера с Юрой за велосипедами. Забронировали мы их заранее, чтоб не забрали. Идем, значит, сумма карман греет (в размере чуть больше 4 сотен убитых). Приходим - то-се - давайте оформлять. Так что еще брать будем? - насос, набор ключей. Ок. Берем набор ключей за 65 наших - потому как с выжимкой для цепи и насос за 70 кажись. Причем предлагали 2 насоса - но этот, сказали, универсальный. Все ок - всем спасибо, мы пошли-поехали. Я говорю, давай хоть прокатимся. А Юре же на Троещину - планируется перевозка коня на такси. А на улице грязновато, пачкать перед погрузкой в авто не хочется. А я уселся и потихоньку рядом поехал. Причем что интересно, я не думал, что это узкое седло такое удобное. Оказалось нормально (ездил то раньше на "диванах", на советских стальных велах). Что дальше? Переключение передач - все интуитивно понятно. По чуть-чуть освоился. Короче, погонял немало. Юра так более-менее берег лисапедик. Он вообще хотел сразу ехать домой, а я его уговорил хоть немного покататься.