Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры
Наряду с закономерностями, которые характеризуют культуру как целостное явление, мы можем говорить и о закономерностях отдельных сфер культуры, например, материальной культуры, или духовной культуры. Рассмотрим некоторые тенденции, проявляющие себя в области науки и искусства.
В будущем, по предположению К. Маркса, все науки сольются в одну науку – о человеке – антропологию. На современном же этапе в области науки действуют две тенденции – интеграция и дифференциация знания. По подсчетам учёных, занимающихся изучением науки, сегодня функционирует около 2000 наук. Мы можем предполагать, что в будущем некоторые из них отомрут – например, с отпадением условий для вражды народов войны перестанут сотрясать человечество, отпадет тогда необходимость наук о войне, возможно, появится много новых наук.
В современных условиях происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Оно проявляется в том, что возрастает точность общественных наук, они все чаще прибегают к использованию математического аппарата. Усиливается общность социальных функций, их универсализм – все они начинают служить человеку, обществу, способствовать преобразованию практики. Возрастает общность методологии и гуманитарных и социальных наук, естественных и общественных. Таким образом, в различных областях человеческого познания обнаруживаются тенденции к соответствию их друг другу, что находит своё отражение во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимозависимости. Открытия, сделанные в одной науке, методики, разработанные в одной отрасли знания, быстро проникают в другие, оказывая стимулирующее влияние. Это приводит к неравномерности в развитии науки. Разные её области развиваются неодинаково. В определённые периоды происходит отрыв, преимущественное развитие одних областей и подтягивание других. Так, в современных условиях усиливается интерес к биологии, психологии, медицине, культурологии, экологии, генетике, информатике.
В искусстве как культурном явлении действуют иные закономерности. В отличие от науки, которая стремится к рациональности, логичности, обоснованности, искусство воздействует на наши чувства, эмоции, переживания. Если наука мыслит терминами, понятиями, категориями, то язык искусства эмоционально, художественно окрашенными образами.
В современности стремительно изменяются способы коммуникации (общение) людей. Долгое время эту функцию выполнял ритуал, т.е. совокупность действий, с помощью которых передавался смысл и значение, на смену ему пришло слово и устная передача информации, воздействие на эмоции, чувства с помощью речи или пения. Но и они были потеснены с открытием письменности, и текст стал вытеснять прежние формы. Буквально на наших глазах приходит новая революция – утверждается «экранная культура», когда образы искусства начинают передаваться с помощью экранов кино и телевизоров, мониторов компьютеров. Это приводит к возрастанию аудиовизуального выражения художественного образа, а следовательно, и умения его сформировать и раскодировать. В то же время можно говорить об известных циклах в развитии искусства, в частности, живописи. Так, известный испанский философ Хуан Ортега-и-Гассет отмечает: «Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом ощущения, и наконец, идеи. Иными словами, внимание художника прежде всего сосредотачивалось на внешней реальности, затем на субъективном, а в итоге перешло на интерсубъективное. Три названных этапа – это три точки одной прямой. Но подобный путь прошла и западная философия, а такого рода овладения заставляют все с большим вниманием относиться к обнаруженной закономерности» [1.1.]. Таким образом, в развитии искусства мы могли выделить три этапа: реализм, импрессионизм, абстракционизм.
Изучая закономерности развития культуры, следует отметить, что все они действуют на конкретную культуру общества в единстве, во взаимодействии; усиливая или ослабляя, определяя или дополняя те или иные черты, особенности отдельных культурных форм; действуя в культуре, посредством культуры, для культуры, обеспечивая её сохранение, воспроизводство, преемственность. Не все законы, закономерности культуры открыты и сформулированы. Культура для культурологии ещё во многом остаётся «землей неведаной», чем больший интерес вызывает она у исследователей, чем большее внимание привлекает к себе.
Понятия в культурологии
Человек в своем общении с другими людьми постоянно обменивается разнообразной информацией, открытой им в этом мире, накопленной и сохраненной. Среди разных видов информации огромную роль играют знания. Существуют и различные виды знаний. Есть знания обыденной жизни, есть научные знания, теоретические. Статус, который приобретают знания в различных науках, неодинаков. Например, естественные науки пользуются терминами. Их объем, уровень обобщения, способ отражения мира предназначены для понимания и объяснения законов природы. Философские науки пользуются категориями и понятиями. Категории – это узелки человеческого знания, в которых концентрируется вся информация, полученная, накопленная, сохраненная человеком и человечеством и предназначенная для передачи потомству. Категории имеют предельный уровень обобщения знания. Каждая из гуманитарных наук пользуется категориями, созданными философией. В свою очередь, гуманитарные науки вырабатывает свои способы концентрации знания с меньшим уровнем обобщения мыслительного материала исходя из потребностей изучения своего предмета. У экономики свои понятия, с помощью которых она описывает экономическую жизнь общества и поведение человека в ней, у политологии свои. Процесс выделения понятий исторически длительный и сложный. В ходе своего становления и развития, взаимодействия с другими науками и практикой постепенно происходит выделение понятий со своим специфическим содержанием. Использование понятий со своим специфическим мыслительным содержанием, с определенным уровнем обобщения, с ограниченным той или иной теорией, концепцией смыслом и значением является признаком развитого состояния науки. Современная культурология вырабатывает свои понятия, с помощью которых она описывает законы развития и функционирования культуры. К этим понятиям можно отнести такие, как культура, цивилизация, морфология (форма) культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурная коммуникация, культурные ценности, нормы, традиции, культурная картина мира, институты культуры, типы культуры, инкультурация, культурная идентичность и др.