Культура ранних цивилизаций
Единство и многообразие и культур. Культура как мир знаков, язык и символы культуры, культурные коды, ценности и нормы, традиции. Функции культуры. Культурная картина мира. Динамика культуры, социальные институты культуры. Понятие цивилизации, возникновение – переход человека из первобытности в цивилизованное состояние, культура древних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай, Мезоамерика, другие цивилизации). Значение и объем понятия «Восток». Особенности раннеклассовых восточных государств и обществ. Искусство Древнего Египта, его религиозно-культовые основы. Архитектура – ведущий вид искусства. Культура и искусство Шумера: дворцы, храмы, гробницы. Зенкурат – шумерский вариант египетской пирамиды.
Культура Древней Индии. Богатство религиозных систем – своеобразие индийской культуры. Брахманизм, буддизм, индуизм. Основные памятники культуры.
Культура Древнего Китая. Становление Китая как единого государства. Китайский этноцентризм. Развитие земледелия, ремесел и торговли. «Великий шелковый путь». Религиозно-философские системы: конфуцианство, даосизм, буддизм. Особенности китайского искусства. «Великая китайская стена».
Особенность российской цивилизации, бинарность культуры.
Тема 4: Типология культур. Античная культура
Эволюция греческой мысли от Гомера до Платона. Основные периоды древнегреческой культуры:
Гомеровский период – религиозно-мифологическая картина мира, формирование философской мысли, архитектурных стилей; храмовое зодчество (храм Посейдона).
Классический период – расцвет научной мысли (Гиппократ, Пифагор) и изящного искусства, гармонизация духовного и физического начал. Расцвет философии (Сократ, Платон, Аристотель), литературы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан), появление античного театра, который становится главной формой культуры античности, отражающего отношения человека с природой. Расцвет архитектуры (Афинский Акрополь), расцвет демократии.
Эллинистический период – распад империи А. Македонского, взаимовлияние греческой и восточной культур, соединение греческого демократического полиса с восточной деспотией, спад в развитии греческой культуры, отход от этноцентризма (человек в центре мира) и формирование космополитизма как мировоззрения.
Особенности культуры Древнего Рима: эволюция Рима от республики к империи, гражданин Рима – основа государственности, создание идеи «вечности Рима», подражание образцам греческой культуры. Отличие греческого театра от римского. Великие историки Рима (Тит Ливий, Тацит, И. Флавий и др.) и поэты (Вергилий, Овидий, Гораций).
Развитие техники и архитектуры в Римской империи (Колизей, Пантеон). Причины неприятия зарождающегося христианства и христианского мышления. Значение античной культуры для европейской и мировой культуры.
Сущность элитарной культуры.
Тема 5: Культура европейского средневековья
Зарождение христианства и распространение его в Европе. Нравственные ценности христианства, формирование религиозного мировосприятия, уход от материалистической традиции античности, отрицание античного гедонизма и утверждение аскетизма. Место человека в средневековой культуре.
Монашество и рыцарство – два культурных явления средневековья.
Романский период средневековья: расцвет храмовой архитектуры романского стиля (церковь в Клюни во Франции, Пизанский собор в Италии, церковь в Лаахе в Германии), появление куртуазной (рыцарской) литературы (трубадуры, менестрели, миннезингеры, ваганты).
Готический период: развитие городов, гражданской архитектуры. Использование декора, скульптуры в гражданском и храмовом зодчестве. Шедевры готической архитектуры – Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Королевский колледж в Кембридже.
Наука средневековья: астрология, богословие, астрономия, схоластика, логика, алхимия, математика.
Влияние религии на развитие естественных наук. Противоречия средневековой европейской культуры.
Возрождение классического гуманизма в пору Высокого средневековья.
Тема 6: Культура Древней и средневековой Руси
Становление Древней Руси, формирование славянской культуры. Родоплеменные и общинные отношения. Переход к государственности, усиление княжеской власти, появление письменности, берестяные грамоты.
Языческие верования древних славян, эпос.
Византия и Русь. Причины христианизации Руси, утверждение христианства, влияние византийской культуры на русскую.
Появление славянского алфавита – развитие литературы; развитие храмового зодчества (Десятинная церковь, Софийский собор) – появление иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий); чеканка монет – развитие торговли и экономики.
Развитие образования на Руси. Роль монастырей в сохранении и распространении достижений мировой культуры.
Памятники древнерусской культуры («Повесть временных лет», «Изборник», «Слово Даниила Заточника», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» и др.).
Двойственный характер древнерусской культуры: сосуществование язычества и христианства.
Татарское иго и русская культура: уничтожение памятников культуры, разрушение городов, сдерживание торговых отношений с Европой, рост национального самосознания, усиление власти церкви.
Тема 7: Ислам и исламская картина мира арабского средневековья
Зарождение и распространение ислама как монотеистической религии. Система мусульманских ценностей, закрепленных в Коране.
Аллах – это абсолютная ценность, он не является Богочеловеком как Иисус Христос, поэтому вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными.
Противоречия между суннитами, приверженцами Халифата, (Халиф - это мудрый, смелый, справедливый, физически здоровый и заботящийся о своих поданных, избираемый из племени курейшитов) и шиитами – приверженцами имамата (имамом может быть только потомок Мухаммада-Али и Фатимы). Имамат – теократическое государство (Иран).
Известные деятели исламской культуры: древние философы Фараби, Ибн Сина-Авиценна, великие поэты Фирдоуси, О. Хайям и другие.
География распространения ислама в современном мире. Народы России, исповедующие ислам.
Национальная культура и ее особенности.
Тема 8: Культура эпохи Возрождения
Временные рамки и основные черты Возрождения. Античность – истоки и идеал культуры данной эпохи. Идея самоценности человеческой личности, возвращение к принципу гедонизма и отрицание средневекового аскетизма. Гуманизм и универсализм, вера в человеческий разум. Новый принцип мировосприятия (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно).
Три периода итальянского Возрождения: Проторенессанс (Предвозрождение) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо; раннее Возрождение – Пико делла Мирандола, Сандро Боттичелли; Высокое Возрождение – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти.
Северное Возрождение: Томас Мор и Эразм Роттердамский – идеологи утопического социализма.
Альбрехт Дюрер – мастер живописного искусства как подлинного гимна человеку («Портрет молодого человека», «Меланхолия», «Четыре апостола», «Три крестьянина»), создатель теории искусства («Четыре книги о пропорциях человека»).
Культура Возрождения воспринимается не только как преобразованная человеком природа, но и как преобразование самого человека. Культурная модернизация.
Появление книгопечатания в Европе – распространение знаний.
Тема 9: Европейская культура XVI-XVII веков – эпохи Реформации и Абсолютизма
Общие тенденции и особенности развития европейской культуры эпохи Абсолютизма и Просвещения.
XVI век – век Реформации. Реформация католической церкви – толчок к обмирщению культуры. Идеологи реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин. Зарождение протестантизма, его особенности, география распространения.
Становление капитализма в XVII веке, усиление власти буржуазии, развитие человеческой индивидуальности – основные признаки культуры Нового времени. Новое время – развитие современной промышленной цивилизации.
XVII век – это эпоха становления рационализма. «На первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы» (Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. – С. 153).
Жизнеутверждение и гуманизм философии Декарта и Спинозы, живописи Рембрандта и Рубенса, произведений Д. Мильтона и Ж.Б. Мольера.
Расширение знаний о мире благодаря географическим открытиям Колумба, Магеллана.
Тема 10: Культура XVIII века – века Просвещения
Развитие капиталистических отношений, усиление экономической и политической власти буржуазии. Противоречия между буржуазной и абсолютистской властью. Идея разума в трудах великих просветителей (Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций; Гете и Шиллер; Юм; Ломоносов и Радищев). «Причина всех бедствий и несчастий людей состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди могут только через просвещение, а рост его неодолим» (Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. – М., 1938. – С. 278).
Великая Французская революция и ее влияние на мировой культурный процесс.
Усиление роли науки в обществе, формирование научного мировосприятия.
Эмпиризм (чувственный опыт – единственный источник достоверного знания) Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта – основы научного познания мира.
Развитие естественно-математических наук – формирование научной картины мира (И. Ньютон, Г. Лейбниц и др.).
XVIII век – век интеллектуального восприятия идеи культуры. Разум человека в центре общественного сознания.
«Знание – сила», по мнению Ф. Бэкона, а Р. Декарт провозглашает: «Я мыслю – следовательно, я существую».
Развитие художественной культуры, ее роль в жизни общества.
Барокко и классицизм – основные художественные стили в живописи, архитектуре, литературе. Значение века Просвещения для европейской и мировой культуры.
Тема 11: Культура России XVII-XVIII веков
Место и роль России в мировой культуре. Эпоха Петра I – европеизация русской культуры. Просветительская деятельность Петра I. Петровские реформы в области государственной власти (создание Сената, подчинение церкви государству, административное деление Росси на губернии и т.д.), образования (создание общеобразовательных и профессиональных школ). Создание первого российского музея (кунсткамера) – начало развития музейного дела. Расцвет просвещения в годы правления Екатерины II. Расширение культурных связей с Западом (связь Екатерины с французскими просветителями). Создание Эрмитажа как хранилища шедевров мирового искусства. Развитие издательского дела, академической науки (первая Российская академия, университет). Развитие печатного дела на Руси (И. Федоров – русский первопечатник).
Национальные особенности российского Просвещения. Великие российские просветители: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, Д.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Е.Р. Дашкова и др.
Расцвет дворцово-парковой архитектуры (Петергоф, Павловск, Пушкинский дворец, Архангельское, Шереметевский дворец и др.). Локальная культура, ее сущность.
Тема 12: Европейская культура XIX века
XIX век – век классики, рационализма, антропоцентризма и европоцентризма.
Ф. Ницше («По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Воля к власти») и О. Шпенглер («Закат Европы») о зрелости цивилизации и кризисе культуры.
Особенности культуры XIX века: демократизация общества, формирование буржуазной интеллигенции, влияние ее на духовную и интеллектуальную жизнь общества, расцвет классической философии (Кант, Гегель), развитие изящных видов искусства: живописи, литературы, музыки; становление литературно-художественной критики.
Романтизм как выражение разочарования в буржуазном мире, конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала (Ш. Бодлер, А. Мицкевич, Дж. Байрон, Эрнст Теодор Амадей Гофман, В. Скотт, В. Гюго – в литературе; Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Н. Паганини, Ф. Шопен, Р. Шуман – в музыке; Э. Делакруа, Т. Жерико, К.Д. Фридрих, У. Тернер – в живописи).
Утверждение реализма в творчестве О. Бальзака, Э. Золя, Ги де Мопассана. Нарастание кризиса в искусстве, формирование новых стилей: импрессионизма и символизма (Ван Гог, Поль Гоген, Эдгар Дега и др.).
Влияние науки на искусство; Чарльз Дарвин и его открытие в области живой материи, повлиявшее на мировоззрение человека. Развитие техники, появление технических видов искусства (фотография, синема).
Тема 13: XIХ век – «Золотой» век русской культуры
Восточные и западные типы культур. «Срединные культуры».
Российская культура на стыке культур Запада и Востока.
Общинный характер развития России, ослабление личностного начала - влияние азиатского способа производства и общественного устройства.
Стремление к свободе, демократическим отношениям, самовыражению личности – основные принципы развития Запада, нашедшие воплощение в национальном характере русского человека.
Религиозно-гуманистические начала русской философской мысли (Н.А. Бердяев от марксизма как общественного способа производства, двигающего развитие общественно-экономи-ческой формации, переходит к религиозному экзистенциализму – существованию человеческой личности как основы бытия. По его мнению, смысл истории постигается в мире свободного духа за пределами исторического времени). Начало революционного движения в России после войны 1812г. Декабризм как феномен в русской культуре.
Западники (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен) и славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, Ф.И. Тютчев, К.С. Аксаков), их взгляд на русскую культуру. Народники и их значение.
Взлет художественной культуры. Произведения русских писателей, вошедших в сокровищницу мировой литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.).
Развитие русской живописи. «Товарищество художников-передвижников», их значение для русской и мировой культуры (И. Репин, И. Крамской, В. Суриков, Б. Перов, В. Васнецов, И. Шишкин, И. Левитан и др.). достижения русской музыкальной школы (М. Глинка, П. Чайковский, А. Даргомыжский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов).
Архитектура. Русский модерн в архитектуре (Ф.О. Шехтель – Московский художественный театр, Ярославский вокзал)
Развитие научной и технической мысли (А.С. Попов, И.И. Ползунов, К.Э. Циолковский, П.Н. Яблочков, Д.И. Менделеев и др.).
Значение русской культуры XIX в. для мировой культуры.
Тема 14: Культура ХХ века – века мировых противоречий, кризисов и новых ориентаций в культуре
ХХ век – век науки и техники. Технизация жизни и человеческого сознания.
Социальные и художественные противоречия в культуре. Кризис традиционных форм культуры в быстро развивающемся мире как диалектическом процессе, развитие технических видов искусства (фотография, кинематограф, телевидение). Экранная культура. Модернизм и постмодернизм в культуре. Массовая культура, ее особенность. Распространение массовой культуры в Европе как результат технизации жизни и человеческого сознания.
Тема 15: Культура и контркультура
Контркультура, понятие, концепция культуры Ф. Ницше.
Формирование новых художественных стилей как отражение нарастания кризиса в обществе и культуре (символизм, акмеизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм – А. Блок, В. Брюсов, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, Луи Арагон).
Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры (произведения А. Платонова, Е. Замятина, В. Дудинцева, Т. Драйзера, А. Зегерс, Л. Фейхтвангера и др.).
Субкультура. Сущность, основные направления и особенности развития современных субкультур.
Духовный кризис в современном обществе. Распространение «подпольной» культуры.
Тема 16: Культура, современность и будущее человечества
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Социальное равенство как ценность современной культуры. Классовое расслоение общества – обострение проблемы равенства, усиление произвола в отношениях между людьми, распространение безнравственности в различных сферах деятельности.
Стремление к материальному богатству как принципу идеальной жизни, поэтому следуя христианской морали (перед Богом все равны) современный человек вступает в противоречие с ней.
Глобальные процессы современности - проблемы выживания человечества (проблема гармонизации отношений человека с обществом; проблема гармонизации отношений человека с историей; проблема гармонизации отношений человека с природой), научный и нравственный аспекты их решения. Нравственность и, соответственно, духовность – основы идеи самоценности человеческой жизни.
Темы семинарских занятий
Цель семинарских занятий:
Закрепление теоретического материала, навыков работы с учебной и научной литературой; пробуждение интереса к самопознанию; выработка умений логического изложения материала в устных дискуссиях, в докладах, рефератах; приобщение к достижениям мировой и национальной культуры, знакомство с особенностями региональной культуры.
Способствовать применению культурологических знаний в будущей профессиональной деятельности.
Цель занятий в филармонии:
Приобщение студентов к высокому музыкальному искусству, знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры посредством посещения лекций музыковеда и концертов симфонического оркестра.