Ii. становление первых цивилизаций

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории и теории мировой культуры

ПРОГРАММА КУРСА

История и теория мировой культуры

Рекомендуется для всех специальностей в МГУ имени М.В.Ломоносова

Составители: к.ф.н., доц. Бородай Т.Ю., к.ф.н., в.н.с. Кедрова М.О., к.ф.н., доц. Лунгина Д.А., к.ф.н., доц. Седых О.М.,к.ф.н., доц. Шишков А.М.

Цели освоения дисциплины: дать общее представление об основных этапах истории становления культурологии, об основных дисциплинах теории культуры (культурная антропология, социология культуры, психология культуры и т.д.) и их соотношении с философией культуры, а также о динамике развития культуры начиная с первобытности преимущественно на материале европейской культуры (другие культурные регионы рассматриваются пропорционально их воздействию на европейские культурные процессы). Курс предполагает выделение ряда культурных феноменов для более детального анализа, выявляющего законы сосуществования культурного явления с другими социальными феноменами, его внутреннее строение, механизм его порождения и трансляции.

I. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУК О КУЛЬТУРЕ

Тема 1. Основные понятия и подходы к теоретизхации культуры.Понятие культуры. Формирование наук о культуре. Первый прецедент современного значения «культуры» у С. Пуфендорфа. Появление «науки о культуре» у Э.Б. Тайлора. Предмет и метод наук о культуре в философии Баденской школы неокантианства (понятие «философия культуры» у В. Виндельбанда). Философия истории О. Шпенглера. Метод морфологии культуры как метод историко-культурного анализа. Основные подходы в изучении культуры. Осевое время. «Холодные» и «горячие» культуры. Обоснование культурологии как самостоятельной области знания, предмет которого не сводим к каким-либо внешним для культуры факторам у Л. Уайта. Культура как игра. Теория культурно-исторических типов. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Психоаналитическая интерпретация культуры. З. Фрейд, К.Г. Юнг. Семиотическая концепция культуры. Московско-Тартуская школа. Деятельностный подход к культуре. Техническая деятельность. Теоретическая и симпрактическая культуры.

II. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Тема 2. Первобытная и традиционная культура.Понятие традиционного общества: основные подходы к определению. Культурная антропология как наука о человеке традиционных обществ. Предмет и объект культурной антропологии. Становление и развитие дисциплины, основные направления и методы исследования. Проблема минимума религии и культуры. Гипотеза анимизма. Трактовки тотемизма (Дж.Мак-Леннан, Дж.Фрэзер, Э.Дюркгейм, З.Фрейд). Гипотеза преанимизма. Миф и ритуал (Дж.Фрэзер). Обряды перехода (А. Ван Геннеп). Сказка и ритуал (В.Я.Пропп). Мифологическая и ритуально-мифологическая теория. От мифа к литературе.

Тема 3. Культура Древнего Египта.Древнейшие цивилизации Средиземноморья и цивилизация Древнего Египта. Становление и развитие египтологии. Дешифровка древнеегипетской письменности. Основные этапы древнеегипетской культуры (додинастический, Раннее, Древнее, Среднее, Новое царства, позднее время, эллинистический Египет). Этимология слова «Египет» и самоназвание. Древний Египет как речная цивилизация. Роль Нила в древнеегипетской культуре. Древний Египет как доосевая цивилизация (по К.Ясперсу). Иерархическая социокультурная модель. Статус царской власти. Категория «маат». Боги и культы. Гелиопольская и Мемфисская эннеада. Статус жреческого сословия. Основные этапы древнеегипетской культуры и «Книга мертвых» («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», тексты на папирусе). Миф об Осирисе и Исиде, развитие и распространение культа Осириса. Погребальный обряд египтян. Основные этапы загробного пути, Зал Двух Истин («исповедь отрицания»). Прасимвол древнеегипетской культуры в трактовке О.Шпенглера. Погребальные сооружения, Великие пирамиды. Художественная культура и литература. Статус и специфика знаний. Астрономические, математические и медицинские познания древних египтян.Статус и специфика знаний в Древнем Египте. Реформы фараона Эхнатона. Амарнский период в искусстве. Египет и античный мир. Египет и христианство.

Тема 4. Культура Древнего Израиля.Библейская эпоха. Библия как основной источник по истории и культуре евреев. Происхождение еврейского народа. Выход племен из Вавилонии. Исход из Египта. Период Патриархов (Авраам, Исаак, Иаков, Моисей). Религиозная идея Израиля и ее уникальность. Синайский Завет. Странствие в пустыне и завоевание Обетованной Земли. Походная Скиния и переносной ковчег как единственные артефакты народа. Израильская монархия. Царь Давид и строительство Иерусалима. Царь Соломон и строительство Храма. Разрушение Первого Храма и Вавилонский плен. Возвращение из плена. Эзра и Неемия. Завет с Торой. Эпоха Второго Храма.

Между Египтом и Месопотамией – место наследия древнего Востока в еврейской культуре. Концепция сакральности письменного текста и Книга как стержень еврейской культуры. Сложение слоя книжников-толкователей и их роль хранителей культуры. Представления о науке и технике. Взаимоотношение с греко-римской цивилизацией. Распространение еврейских общин по Средиземноморью и перевод Библии – Септуагинта. Еврейская письменность эллинистической эпохи. Ирод Великий и реконструкция Второго Храма. Иудейская война и разрушение Храма. Талмудическая литература как итог толкования Священного Писания.

Виды библейской письменности (Танах, Невиим, Кетувим). Библейское мировоззрение. Новые для мировой культуры концепции: свобода Бога и свобода человека, пророчество, творение как начало истории, закон и его соблюдение как смысл истории, Мессия, конец истории. Десакрализация природы в еврейской культуре как основа для ее научного познания. Уникальность Иерусалима и Иерусалимского Храма. Проблема еврейского искусства. Храм как основа для формирования пространства синагоги, христианского храма и мечети в исламе.

Наши рекомендации