Тема 4. Эпоха Просвещения в России
Вопросы
- Культурный переворот петровской эпохи.
- Формирование новой системы образования.
- Просветители XVIII в.
- Искусство XVIII в.
Термины и понятия
петровские реформы, просвещенный абсолютизм, гражданская азбука, гражданская печать, просветитель, табель о рангах, вестернизация, эпоха просвещения, прогресс, барокко, классицизм.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Чем было вызвано проведение реформ Петра I: реальными потребностями России или стремлением царя преобразовать страну по западноевропейскому образцу?
2. Раскройте смысл петровского культурного переворота.
3. Почему в XVIII в. и даже в начале XIX в. образование было по преимуществу внесословным? Какие факторы препятствовали созданию светской общеобразовательной школы? Почему Петр I начинал строить свою систему образования то с профессиональной школы, то с Академии наук?
4. Дайте определение понятия «Эпоха просвещения». Выделите характерные черты этой культурной эпохи.
5. В чем состояли цели и содержание государственного просветительства?
6. Назовите имена известных вам просветителей XVIII в. Чем они знамениты? Каковы были трудности и достижения в становлении светской литературы?
7. В чем состоял интеллектуальный подвиг А.Н. Радищева?
8. Подчеркните те характеристики русской культуры, которые можно отнести и к XVIII в. Аргументируйте свой выбор.
Рационализм, иерархичность жанров, отрицание всего старого, прагматизм, сакрализованность, догматичность, внимание к личности, следование канону, оригинальность, секуляризация, самобытность.
9. Какие художественные направления развиваются в русском искусстве XVIII в.? Назовите наиболее значительные произведения в каждом виде искусства и их авторов.
10. Исследователи постоянно дискутируют по проблеме заимствований и самобытности в культуре XVIII в. Крайние точки зрения состоят в следующем:
а) культура была целиком заимствована из Европы, а прежние традиции преданы забвению;
б) культура была уже готова к выработке художественного языка, европейский опыт только подтолкнул этот процесс.
Какое мнение сложилось у вас? Аргументируйте свою точку зрения.
Дополнительные вопросы и задания
1. Выберите из списка культурно-исторических явлений те, которые составляют содержание основных характеристик эпохи просвещения. Впишите их в таблицу.
1. Определяющая роль разума | |
2. Научные основы в познании и объяснении мира и общества | |
3. Прогресс общества через его просвещение |
Явления для выбора
- Исторический оптимизм, вера в будущее;
- Поиск объяснения всем явлениям природы и общества;
- Внимание к человеку;
- Деятельностное отношение к миру;
- Отказ от безусловных авторитетов;
- Падение влияния религии и церкви;
- Развитие системы образования;
- Расширение книгопечатания;
- Появление теорий общественного развития.
2. В чем Петр I видел пользу науки и знания? Какие он предполагал трудности при учреждении Академии наук? Попробуйте сами подобрать аргументы о необходимости научных знаний для национальной культуры. Сопоставьте аргументы «за» и «против».
3. Определите характерные черты систем образования в XVIII в. последовательно по периодам:
1) при Петре I;
2) в 30-50-е гг.;
3) в последней четверти XVIII в.
4. Как называлась первая русская печатная газета? На кого она была рассчитана, и кому была интересна содержащаяся в ней информация? Какие другие виды печатных изданий XVIII в. вы знаете? В чем состояло преимущество газетной формы информации?
5. Вставьте пропущенное слово: М.В. Ломоносов писал: «При Петре I не одни бояре и боярыни, но и …. сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
6. Куда Петр I приглашал посетителей таким странным способом: «Если кто придет с компанией, то угощать их на мой счет чашкой кофе, рюмкою вина или водки»?
7. Сопоставьте достижения русской живописи в различных жанрах. Заполните таблицу.
Жанр | Основные художники и картины | Элементы усвоения европейской школы живописи | Элементы самобытности |
Пейзаж | |||
Историческая живопись | |||
Портрет |
8. В чем заключалось новаторство в строительстве новой столицы? Почему произошел переход от стиля барокко к стилю классицизма? Какие философские идеи лежат в основе классицизма?
9. В чем на ваш взгляд, заключается основная особенность русского искусства XVIII в.
10. Как вы думаете, какие стратегические культурные следствия имела эпоха Просвещения?
Темы докладов и сообщений
- Санкт-Петербург как символ новой культуры.
- Русская портретная живопись XVIII в.
- Выдающиеся отечественные зодчие XVIII века.
- Отечественная наука и техника второй половины XVIII в.
- М.В. Ломоносов как феномен отечественной науки и культуры.
- Возникновение русского профессионального театра. Ф.Г. Волков.
Рекомендуемая литература
Основная
- Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Введение в историю русской культуры. –М.: ВЛАДОС, 2002.
- Великие россияне: писатели, художники, ученые, полководцы, государственные и церковные деятели. – М.: Олма – пресс, 2004
- Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
- Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. – М., 1990.
- Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, 1995.
- Культурология: Учебное пособие / под ред. Г.В. Драча – Ростов на Дону: «Феникс», 1996.
- Культурология. Учебное пособие / сост. и отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1999.
Дополнительная
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: 1989.
- Волков С. История культуры Санкт- Петербурга. – М.: ЭКСМО, 2003
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретические очерки): Учебник. – М.: «Наука», 1994.
- Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии. – 1989. -№3.
- Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX вв. – СПБ, 1994.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры В 3-х т. - М.: Процесс, 1993.
- Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.
- Павлов Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Прогресс, 1986.
- Развлекательная культура в России XVIII – XIX вв. Очерки истории и теории. – СПб.: Дм. Буланин, 2000
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М., 1998.
- Рапацкая Л.А. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIXв. – М., 1994.
- Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. – М.: ВЛАДОС, 2002
- Шипилев А.В. Русская культура питания в первой половине XVIII века // Вопросы истории. – 2003. -№3.
Тема 5 ХIХ век – «Золотой век русской культуры»
Вопросы
- «Золотой век русской культуры»: реальность отечественной культуры или образность выражения?
- Взлет русской литературы и искусства.
- Российские научные школы.
Термины и понятия
ампир, классицизм, критический реализм, романтизм, демократический характер русской культуры, просвещение, «теория официальной народности», «Могучая кучка», передвижники, русский романс, славянофилы и западники
Вопросы и задания для самоконтроля
- Почему ХIХ век был особым периодом в развитии России?
- Что явилось причинами культурного подъема в развитии России?
- В чем суть противоречий идей славянофилов и западников?
- Какие основные течения в литературе и искусстве развиваются в первой четверти XIX века?
- Что, на ваш взгляд, явилось причинами такого явления как создание множества литературных произведений, проникнутых идеями социальной справедливости, гуманизма?
- В чем заключается феномен А.С. Пушкина?
- Какое направление господствовало в русской литературе второй половины XIX века? Назовите ярких представителей этого направления.
- Что вам известно о репертуаре театров начала века и во второй половине XIX века?
- Какой стиль наиболее характерен для архитектуры конца XVII – начала XIX вв. Что его отличает?
- Какие самые замечательные, на ваш взгляд, достижения архитектуры и живописи первой половины XIX? Как они связаны с историческими событиями того времени?
- Кто является основоположником реализма и народности в русской музыке?
- Какой вклад внес П.И. Чайковский в развитие русской и мировой музыки?
- Что способствовало успехам в российской науке и технике в XIX века?
- Чем знаменит Н.И. Лобачевский?
- Как развивалась историческая наука в ХIХ веке?
- С чьим именем связано возникновение единой математической школы в России?
Дополнительные вопросы и задания
1.Выберите правильное определение классицизма как художественного стиля. Дополните им предложение.
Художественный стиль «классицизм» - это…
а) все самое лучшее, что называют «шедеврами в искусстве»;
б) течение европейской культуры, в котором за образец взято направление европейской культуры;
в) направление европейской культуры, которое ориентируется на ценности эпохи Ренессанса.
2. Соотнесите имена выдающихся литераторов первой половины XIX века с названием принадлежащих им имений:
1. Тарханы 1. А.С. Пушкин
2. Болдино 2. М.Ю. Лермонтов
3. Михайловское 3. Н.М. Карамзин
4. Астафьево 4. И.С. Тургенев
5. Мураново 5. А.А. Вяземский
6. Спасское – Лутовиново 6. Ф.И. Тютчев
3. В чем состояла взаимосвязь живописи и литературы во второй половине XIX века? Назовите примеры взаимовлияния.
4. Сформулируйте основные характеристики культуры 60-80-х гг. по следующим позициям:
- понимание назначения человека и задач творчества;
- понимание долга художника перед народом;
- цели и содержание образования;
- критерии ценности произведений искусства.
Темы докладов и сообщений
Судьбы России: между Востоком и Западом
Русская литература и ее «золотой век»
Русский балет – выдающееся явление культуры
История высшего образования в России
Географические открытия и исследования российских ученых
Рекомендуемая литература
Основная
1. Березовая Л.Г., Берликова Н П. Ведение в историю русской культуры: Учеб. Пособие. – М., 2002
2. Деятели русской культуры XIX века: Страницы биографии. – М.: Изд-во «Книжная палата», 1990
3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М.,1990
4. Культурология. История мировой культуры: Учеб. Пособие для вузов/ А.Н. Маркова. – М., 1995
5. Культурология: Учебное пособие. /Радугин А.А.. – м.. 1996
6. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учебное пособие. - М.:ВЛАДОС, 1998
7. Учебный курс по культурологии. Ростов – н/Д., 1996
Дополнительная
- Алексеев М.П. Русская литература и ее мировое значение. - М., 1989
- Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков.- М., 1984
- Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство.- М., 1989
- Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1993
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII –н.XIX вв. – СПб., 1994
- Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. – СПб., 1991
Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология. – М., 1993
- Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. – Т.1-2.- М., 1994