Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25 |
(1)Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно. (2)По программе на этом уроке полагалось начинать «проходить Толстого». (3)Мы и начали. (4)Но как!
(5)Не было ничего сказано ни о мировом значении нашего самого великого классика, ни о его биографии – родился-умер, что написал, что говорил о других, что говорили о нём, – ничего, что полагалось бы и потому было ожидаемо, не случилось.
(6)Уже через несколько минут новый учитель оседлал первую парту – лицом к классу, ногу на скамью, и, раскрыв томик Горького, стал неторопливо и вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.
(7)Мы, что называется, оторопели. (8)Оторопели прежде всего от непривычности проявленного к нам доверия: можно слушать, можно и отключиться. (9)В классе повисла абсолютная тишина. (10)3ахватила сама увлекательность такого труда – только слушать, а не записывать, и не напрягаться для ответов, не тосковать от обязательности запоминания. (11)А ещё захватила магия звучащего мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто разогревало воздух, погружало нас, слушающих, в гипнотическую словесную ауру.
(12)Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам без скидок на нашу возможную неготовность оценить её по достоинству. (13)Тем не менее, слушайте, тянитесь, верьте в себя – это теперь принадлежит и вам тоже! (14)Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.
(15)В очерке Горького много таких деталей, таких живых и точных описаний, что Толстой делается буквально видимым. (16)Учитель верно рассчитал, что если захотеть заразить образом живого Толстого без лишних, как говорится, слов, то надо озвучить слова, расставленные на бумаге Максимом Горьким, исполненные тогда ещё, когда великий Лев был жив или сразу после того, как он ушёл...
(17)В центре нищей и хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от предложенных ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда голодных, обношенных и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым зовом непременно состояться ребятишек, в таком вот классе звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике. (18)«Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шёл к нему в Гаспру берегом моря и под имением Юсупова, на самом берегу, среди камней, заметил его маленькую, угловатую фигурку, в сером, помятом тряпье и скомканной шляпе. (19)Сидит, подперев скулы руками, – между пальцев веют серебряные волосы бороды, – и смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно подкатывают, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе... (20)В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее, чародейское, углублённое во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую пустоту над землёй, как будто это он – его сосредоточенная воля – призывает и отталкивает волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно шевелят камни, будит ил... (21)Не изобразить словом, что почувствовал я тогда; было на душе и восторженно и жутко, a потом всё слилось в счастливую мысль: «Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!»
(22)Не сиротами были и мы, потому что был этот человек.
(23)Сан Саныч пронзил нас Толстым – с помощью горьковского текста...
(24)Позже нашу школу сделали «с математическим уклоном». (25)К тому времени класс Александра Александровича Титова давно с ней распрощался (26)Он и не вписался бы в неё, поскольку сложился в конце концов образцово гуманитарным. (27)И не могло быть иначе. (28)Мы становимся теми, кто нас учит.
(По Д. Орлову*)
*Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) – киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Выпускники гуманитарного класса стали учителями литературы.
- Многие ученики Сан Саныча перешли в математический класс, поскольку не склонны были к гуманитарным наукам, литература их не заинтересовала.
- Лев Николаевич Толстой был истинным Учителем для тех, кто погружался в созданный им художественный мир.
- Влияние Александра Александровича Титова – учителя литературы – было столь значительно, что у ребят пробудился истинный интерес к книгам, литературе, людям и их проблемам.
- Истинный интерес к предмету пробуждает учитель, который сам искренне увлечён своей профессией.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 5—6 содержится пояснение того, о чём говорится в предложениях 2—3.
2. В предложениях 18—19 содержится описание.
3. В предложении 21 представлено описание состояния человека.
4. Предложения 22—23 содержат повествование.
5. В предложениях 24—25 представлено описание.
Из предложений 24—26 выпишите фразеологизм.
Среди предложений 6—11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры, соответствующие буквам, по порядку. |
«Фрагмент из очерка Даля Орлова погружает читателя в размышления о том, какое влияние оказал художественный текст на школьников послевоенной поры. И в этом заслуга учителя литературы. Свои впечатления автор передаёт с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых тропы: ______(А) («повисла абсолютная тишина» в предложении 9, «пронзил нас Толстым» в предложении 23), ______(Б) («гипнотическую словесную ауру» в предложении 11, «удивительный текст» в предложении 17) и приёмы: ______(В) (предложения 18−21), ______(Г) («захватила» в предложениях 10−11). Все эти средства выразительности фиксируют внимание читателя на главном, подчёркивают важнейшие мысли автора. Речь автора очерка эмоциональна, образна, убедительна».
Список терминов:
- разговорная лексика;
- метафора;
- литота;
- контекстные синонимы;
- парцелляция;
- лексический повтор;
- противопоставление;
- эпитет;
- цитирование.