Проблемы современной отечественной культуры

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжёлое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед.

Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларёк на месте храма, некультурный земледелец уродует землю…(этот ряд можно продолжить, но это введёт в уныние моего читателя). Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что создавали столетиями: интеллект, дух, талант нации. Разрушаются старинные города, гибнут книги архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования (ниже приложена диаграмма).

Диаграмма

Дата (год) 50-е 60-е Нач.80
Место

По международным стандартам интеллектуализации, выработанным по инициативе ЮНЕСКО.[13] Проблемы современной отечественной культуры - student2.ru Главные соперники России в естественных науках: Китай, США, Канада.

Краткий вывод по диаграмме:

Конечно же, эти сведения не показатель, и были достигнуты определенными индивидами (личностями, которые, скорей всего, были в «элитарной культуре»). Значит надо больше стремиться к созданию такой высоко образованной молодёжи (с детства). Правда и от «массовой культуры» мы не куда не денемся - там, где большие деньги, нет здравого смысла. И люди всегда будут делать то, что им нравиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что в национальной культуре (в отличие от сословной) дети, скажем, британской королевы и дети рабочего-поденщика из граства Суффолк получают общее среднее образование по более или менее однотипным программам (национальный образовательный стандарт), читают одни и те же книги, изучают одни и те же английские законы, смотрят те же телевизионные передачи, болеют за ту же футбольную команду и т.п., а качество их познаний в поэзии Шекспира или британской истории в большей мере зависит от их личных способностей, нежели от различий в программах общего образования. Разумеется, когда дело доходит до получения специального образования и профессии, возможности сравниваемых детей существенно разнятся и зависят от социальных обстоятельств их жизни. Но национальный стандарт на уровне общего среднего образования, единоообразие в содержании общей социализации и инкультурации членов сообщества, развитие средств массовой информации и постепенная либерализация информационной политики в современных странах более или менее обеспечивают общенациональное культурное единство граждан и единство норм их социальной адекватности. Это и есть национальная культура в отличие от сословной, где для разных социальных групп разнились даже нормы социального поведения.

Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и непременно побеждают, и пр.

Хотя массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных "высоких" областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия "малокультурного" потребителя, не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры (сословного типа), аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и практическую актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на индустриальном (национальном) и постиндустриальном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не ясны.[14]

Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения (и прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре) эпохи "высоко специализированной личности", компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, "гидами" и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной "для круглых дураков" информации.

В конце концов эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык "два прихлопа, три притопа". Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно. Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике (как об этом мечтали философы-просветители), как это сделать и – главное – нужно ли это вообще? Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа. И есть подозрение, что это надолго.

Список использованной литературы

1. Березин В. Актуальная культура, "Октябрь", №1, 2000

2. Борзова Е.П. История мировой культуры: Учеб. Пособие / Е.П. Борзова - 2-е изд. - СПб, 2002.

3. Гуревич П.С. Человек и культура. - М., 1998

4. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М., 2000.

5. Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН

6. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999 г.

7. Культура: теории и проблемы//Под. ред. Т.Ф.Кузнецовой. - М., 1995.

8. Лотман Ю.М. Феномен культуры//Избранные статьи. - Т. I. - Таллинн, 1992.

9. Махнач В. ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры).

10. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека / Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

11. Петрова М. Л. Теория культуры: Конспект лекций.- СПб., 2002.

12. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века: Массовая культура / В.П. Руднев.

13. Каплан А.Б. Теория культуры. Отечественные исследования/А.Б. Каплан и др. - М., 1996.

14. Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры

15.Аргументы и факты \\ Общество.-2001.-№1065

[1] Махнач В. ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры).

[2] Березин В. Актуальная культура, "Октябрь", №1, 2000.

[3] Руднев В. Словарь культуры ХХ века: Массовая культура / В. Руднев.

[4] Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН

[5] Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека / Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. –C. 54

[6] Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры

7 Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН

[8] Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры

[9] Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры

[10] Борзова Е.П. История мировой культуры: Учеб. Пособие / Е.П. Борзова - 2-е изд. - СПб, 2002. –C. 94

[11] Махнач В. ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры).

[12] Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры

[13] Аргументы и факты \\ Общество.-2001.-№1065

[14] Флиер А.Я. "Массовая культура и её социальные функции", Высшая школа культурологии Государственного университета культуры

Наши рекомендации