Раскройте причины своеобразия творческого метода Эль Греко, докажите его принадлежность к эпохе Возрождения, гуманизм его творчества
Для испанского искусства было характерно существование традиций, не классических, а средневековых, готических. У испанских художников было два основных заказчика: первый – это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй – церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Нравственное и религиозное начала переплетены между собой, слиты; в испанском искусстве идеал национального героя выражен, прежде всего, в образах святых.
Доменико Теотокопули, Эль Греко (1541 – 1614) – становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись.
Эль Греко остается в своем роде единственным. Один из его современников сказал о нем: «Это – великий живописец, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути».
Греко был религиозен, но его религиозность странная: кажется, что у него была своя собственная религия, непохожая на общепринятую. Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение». Кроме того, он много писал портреты. Наиболее знаменита его картина «Похороны графа Оргаса». Его фигуры вытягиваются в длину и причудливо деформируются, словно в зеркале с кривой поверхностью. Деформация у него выглядит неожиданной и загадочной, так как она не диктуется общим стилем времени, а вытекает из индивидуального стиля художника, построена по законам его духа. В этих преобразованиях есть своя логика и система. Он строит в картинах особое пространство, его можно назвать зыблющим, переливающимся. Так же своевольно поступал Греко с освещением. Его композиции озарены призрачными вспышками света, не имеющего реально обоснованного единого источника. Больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. Пейзаж «Толедо в грозу».
В «Похоронах графа Оргаса» Греко представил целую галерею портретных лиц. В них прозревали такие духовные глубины, какие, может быть, им и не снились. Но ни в этих, ни в других лицах, написанных Греко, нет спокойной собранности, свойственной ренессансным портретам. В них всегда чувствуется неутоленное томление духа.
Лица героев Эль Греко всегда Удлиненные, аскетические, глаза посажены ассиметрично и широко открыты. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера, что четко передает дух и атмосферу в это время в Испании.
Объясните причины «заката» эпохи Возрождения и возникновения маньеризма, назовите основных мастеров маньеризма, выявите признаки, отличающие их произведения от произведений мастеров Возрождения.
Наступившая в Италии феодально-католическая реакция через какое-то время стала буднями жизни, новые поколения художников уже не видели в ней особенной трагедии, а принимали ее как данность, как привычную обстановку – главным образом при дворах герцогов и королей. Художники 16 века продолжали чтить своих великих ренессансных предшественников и считали, что следуют их заветам. На самом деле они следовали им эпигонски, усваивая обрывки внешних форм и бессознательно доводя их до карикатуры, потому что исчезло содержание, когда-то рождавшее и животворившее эти формы.
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино( «Мадонна с розой»), Якопо Понтормо( «Встреча Марии и Елизаветы»), , Джузеппе Арчимбольдо(Цикл «Времена года»), Бронзино(«Муж и жена Панчатики»),( Россо, Приматиччо – основатели школы Фонтебло во Франции) Джованни Антонио Содома и т. д.
представители в скульптуре: Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности. использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.
Характерные признаки маньеризма: взвинченность и изломанность линий. удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции, усложненность, напряженность образов, трагические диссонансы бытия, герои, лишенные каких-либо душевных противоречий в силу отсутствия духовного содержания.
Объясните причины позднего развития искусства Северного Возрождения. Расскажите о творчестве Я. ван Эйка. Сравните творческий метод художников итальянского и нидерландского Возрождения на примере работы ван Эйка и Пьеро делла Франчески.
Северные города Европы не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти курпного сеньора, короля или императора, от всей классически развитой системы феодализма. Конец 15 и 16 столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе столетней войны Франции и Англии. Готическая напряженность и лихорадочность в Северном возрождении не исчезают, но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Если Итальянское Возрождение – это непосредственно возрождение традиций античной культуры, то в других странах памятников античной культуры не было. Искусство северных стран в 15 веке развивалось как сплав самобытных готических традиций и итальянского влияния. Главная же причина почему термин «Возрождение» распространяется на всю Европейскую культуру этого периода заключается в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности.
Пьерро дела Франческа - один из самых великих колористов. Он тончайшим образом разрабатывал цветовые отношения, пользовался техникой валеров, т. е. умел передавать разную светосилу цвета и объединятьцвета световоздушной средой, так, что историки искусства называли его одним из первых пленэристов во всем западноевропейском искусстве. Интересовался проблемами перспективы и даже написал на эту тему трактат. Франческа был величайшим монументалистом, хотя и оставил после себя портреты (портрет герцога Урбинского и его жены). Его дар монументалиста прекрасно виден во фресках «Сон Константина», «Приезд црицы Саавской к царю Соломону» и др, с их поразительным чувством линейного и пластического ритма, с предельной упрощенностью форм для усиления эпической торжественности, величавости образов, возвышенных над случайным,обыденным.
Живопись Яна ван Эйка в передаче перспективы, в рисунке, в знании анатомии конечно не идет в сравнении с тем, что в это время делали мастера Итальянского Возрождения. Но в ней есть другие, не менее важные качества: нидерландские мастера как-бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства. Все это можно увидеть в Гентском алтаре братьев Ван Эйков. Из многочисленных мадонн Ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена». Он много и успешно занимался портретом,всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («человек с гвоздикой», «Человек в тюрбане»). Вместо активного действия характерного для портретов итальянского Возрождения, ванн Эйк выдвигает созерцательность как качество, определяющее место человека в мире, помогающее постичь красоту его бесконечного многообразия. В портрете четы Арнольфини предметы комнаты по средневековой традиции наделены символическим смыслом (горящая в люстре свеча, собака у ног – символ супружеской верности).