Структура практических занятий
Приложение 26.2
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по общепрофессиональной дисциплине ОП. 03
«РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
для специальности СПО 43.02.02 «Парикмахерское искусство»
(углубленный уровень, очная форма обучения)
2015 г.
Методические указания по проведению практических занятий разработаны в соответствии с ФГОС СПО 43.02.02 «Парикмахерское искусство» (углубленный уровень, очная форма обучения).
Методические указания по проведению практических занятий разработаны на основе нормативно – правовых документов:
федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. №92 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования»;
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 466 от 07.05.2014 года, зарегистрированный Министерством юстиции РФ рег. № 32675 от 11.06.2014, 43.02.02 «Парикмахерское искусство»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 «О внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 31, от 15 декабря 2014 г. № 1580). Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г. Регистрационный № 29200 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность ";
приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. № 1580 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464»;
приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных образовательных программ»;
приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года;
единый квалификационный справочник должностей в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению парикмахерских услуг», регистрационный номер 358, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 года, № 1134н;
техническое описание WorldSkills International компетенция № 29 «Парикмахерское искусство», действительно с 12.08.2014;
техническое описание WorldSkills Russia компетенция № 29 «Парикмахерское искусство», дата вступления в силу 11.01.2013;
устав и локально – нормативные акты образовательной организации, регламентирующие организацию образовательного процесса;
и иных нормативно-методических документов Минобрнауки России, Минтруда России и иных ведомств, образовательной организации.
Методические указания по проведению практических занятий согласованы с заинтересованным в качестве разрабатываемой образовательной программы работодателем – председатель независимого сообщества «Союз парикмахеров и косметологов Московской области» – Нестеренко Наталья Викторовна.
Методические указания по проведению практических занятий составлены на основании примерной рабочей программы ОП. 03.«Рисунок и живопись».
Целью практических работ профессионального модуля является освоение студентами вида профессиональной деятельности, посредством формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК. 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции
ПК. 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг
ПК. 2.1. Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя.
ПК 2.2. Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (цветотипа, особенностей пропорций и телосложения).
ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды
ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.
ПК 4.3. Выполнять эскизы будущего стиля клиента или образа модели в цветовом решении и полной прорисовкой деталей
Задачи практических работ:
· научить студентов применять и соблюдать в ходе профессиональной деятельности правила и нормы охраны труда, техники безопасности и санитарно – эпидемиологические нормы;
· сформировать у студентов способность соблюдать правила, современные формы и методы обслуживания потребителя;
· сформировать у студентов необходимые базовые умения, составляющие основы технологических процессов всех типовых парикмахерских услуг;
· научить студентов выполнять графические и живописные эскизы и зарисовки натюрмортов;
· научить студентов выполнять изображения фигуры и головы человека с натуры и по воображению в графических, живописных и декоративных эскизах и зарисовках;
· наработать навыки выполнения этапов технологических процессов парикмахерских услуг;
· научить студентов объединять различные технологические процессы типовых парикмахерских услуг между собой, для выполнения комплекса трудовых функций специалиста по предоставлению парикмахерских услуг и удовлетворения потребностей клиента;
· развить моторику рук, пластику движений у студентов;
· натренировать студентов выполнять базовые технологические процессы парикмахерских услуг на автоматическом уровне, без помощи преподавателя;
· научить студентов самостоятельно организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
· научить студентов решать проблемы, оценивать риски в профессиональной деятельности.
Содержание
Введение | |
1. Структура практических занятий 1.1 Структура практических занятий по ОП. 03. Рисунок и живопись | |
2. Содержание практических занятий 2.1. Содержание практических занятий по ОП. 03. Рисунок и живопись | |
Глоссарий | |
Список рекомендуемой литературы |
Введение
Методические указания к практическим работам по ОП.03. Рисунок и живопись включают в себя цели, задачи, структуру, содержание, профессиональную терминологию, список литературы к практическим работам.
Методические указания к практическим работам по ОП. 03. Рисунок и живопись предназначены для студентов СПО, как пособие по их выполнению и для преподавателей ОПД в качестве примера организации практической деятельности студентов и непосредственно самих заданий.
Методические указания к практическим работам по ОП. 03. Рисунок и живопись призваны:
· смоделировать конкретные профессиональные ситуации, с последующим решением составляющих их задач и оценкой результативности этих решений;
· осуществлять контроль формирования у студентов ОК и ПК, в ходе выполнения ими практических заданий и оценки конечных результатов практических работ.
Методические указания к практическим работам по ОП 03 Рисунок и живопись входят в состав образовательной программы по специальности СПО 43.02.02 «Парикмахерское искусство».
При разработке содержания практических занятий использованы их различные варианты: деловые и ролевые игры; семинары; мастер – классы; постановка, решение и оценка результативности ситуационных задач; групповые дискуссий; мозговой штурм; работа в фокус – группах.
Методические указания к практическим работам по ОП. 03. Рисунок и живопись содержат вопросы, позволяющие осуществлять преподавателями рефлексию со студентами и непосредственный контроль необходимых теоретических знаний.
Методические указания к практическим работам по ОП. 03. Рисунок и живопись рекомендуют студентам и преподавателям ОПД использовать специализированную литературу: учебники, репродукции картин, дополнительную литературу и презентацию по данному модулю, список которых приведен в методических рекомендациях.
Методические указания к практическим работам по ОП. 03 Рисунок и живопись содержат раздел – глоссарий, который подразделяется на общую и профессиональную терминологию.
Глоссарий, список специализированной литературы и перечень интернет ресурсов позволят студентам и преподавателям ОПД воспользоваться теоретическим материалом, необходимым в ходе выполнения практических работ и осуществлять бинарное взаимодействие.
Для контроля и оценки уровня сформированности у студентов общих и профессиональных компетенций применяются такие формы и методы контроля, как наблюдение за деятельностью студента во время проведения практического занятия, анализ результатов наблюдения и экспертная оценка проделанной работы - Таблица 1
Оценка проделанной работы
В данном разделе определены критерии оценки и способ оценивания результатов практических работ. Оценивание результатов практических работ осуществляется по средствам начисления баллов за каждый этап практической работы и полностью за всю работу. Результаты практических работ оцениваются в соответствии с критериями оценки этапов или всей практической работы. Этап практической работы оценивается от 3 до 5 баллов, в зависимости от трудоемкости и сложности работы. Общее количество баллов по всем критериям оценки находится в прямой зависимости от количества этапов практической работы. Так как практические работы - это выполнение рисунков в разных техниках, то оценка производится по единым критериям, которые отражены в таблице 1. Балловая система переводятся в процентное соотношение, которое отражает пятибалльную систему:
- оценка «неудовлетворительно» – 50% и менее;
- оценка «удовлетворительно» – 50% - 65%;
- оценка «хорошо» – 65% - 85%;
- оценка «отлично» – 85% - 100%.
Критерии оценки этапов практических работ:
- качество подготовки материалов, инструментов и приспособлений;
- скорость и техничность выполнения этапов практической работы;
- качество результата практической работы;
- правильность и точность движений при выполнении практической работы;
- соблюдение правил безопасности труда и санитарно – гигиенических норм.
Таблица 1
№ | Наименование этапа практической работы | Кол – во баллов | Общее кол – во баллов |
1. | Композиционное расположение изображения на листе. | ||
2. | Линейно-конструктивное построение рисунка. | ||
3. | Анализ пропорционирования частей изображаемых предметов в целом и по отношению друг к другу с учетом ракурса изображения. | ||
4. | Владение техникой рисования (ч/б графика, цветная графика, живопись, смешанная техника) | ||
5. | Светотеневой рисунок. | ||
Итоговая оценка - оценка «неудовлетворительно» – 50% и менее: 8,5 и менее баллов; - оценка «удовлетворительно» – 50% - 65%: 8,6 – 11,2 балла - оценка «хорошо» – 65% - 85%: 11,3 – 14,45 баллов - оценка «отлично» – 85% - 100: 14,5 – 17 баллов. |
Прохождение практического занятия завершается текущей аттестацией. Оценка выставляется преподавателем как интегральная оценка, включающая: мелкие упражнения, объединяющиеся в практическую работу в целом.
В процессе выполнения практических работ может проводиться рефлексия. Результаты рефлексии не оцениваются. Рефлексия проводится с целью контроля полного понимания студентами всего изученного материала. Результаты рефлексии необходимы для заключения и построения студентами выводов, обобщений, прогнозов и подведения итогов занятия.
В результате выполнения практических работ по ОП. 03. Рисунок и живопись должен –
уметь:
- работать с различными материалами;
- использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
- организовывать плоскость листа, композиционного решения изображения;
- моделировать форму сложных предметов тоном в натюрмортах;
- последовательно вести длительную постановку во многофигурных композициях;
- выполнять графические и живописные эскизы и зарисовки натюрмортов;
- выполнять изображения фигуры и головы человека с натуры и по воображению в графических, живописных и декоративных эскизах и зарисовках;
знать:
- различные виды изобразительного искусства;
- основы цветоведения;
- основы выразительных средств изобразительного искусства;
- основные законы, средства и элементы композиции;
- законы перспективы;
- художественные и эстетические свойства цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
Структура практических занятий
Структура практических занятий ОП. 03. Рисунок и живопись
№ темы и тематика практических занятий | Название практического занятия | Кол-во часов | Содержание |
Тема 2. Техника рисунка | Цель: отработать приемы обработки натуральных и искусственных волос. | ||
Практическое занятие 2.1. | Выполнение градации тона на предмете, освоение приемов штрихования поверхностей. | Цели: научить студентов выполнять градации тона на предмете Задачи: · уметь наносить штрихи, свободно двигая кистью руки в разных направлениях; · стараться не отрывать грифель карандаша от плоскости рисунка; · уметь усиливать тон, не нажимая на карандаш, а накладывать новый ряд штрихов в том же направлении или под другим углом | |
Практическое занятие 2.2 | Изображение предметов в линейной перспективе. | Цели: научить студентов изображать предметы в линейной перспективе. Задачи: · добиться впечатления в изображении той фигуры, которую рисуешь; · твердо поставить ее на горизонтальную плоскость; · правильно изобразить перспективные сокращения граней и ребер. | |
Практическое занятие 2.3 | Рисование геометрических тел. | Цели: научить студентов рисованию тел вращения Задачи: · уметь рисовать круг, квадрат, овал и т.д. в перспективе; · построить границы собственных и падающих теней; · научиться выполнять градации тона и фазы светотени на телах вращения. | |
Практическое занятие 2.4 | Рисование простых предметов быта | Цель: научить студентов рисованию натюрмортов из простых предметов быта. Задачи: · уметь анализировать натуру; · знать элементы организации плоскости; · уметь находить простые геометрические формы и связи в предметах натюрморта; · соблюдать определенную последовательность в работе; · уметь определять тональные отношения и градации в зависимости от угла падения лучей источников света. | |
Практическое занятие 2.5 | Рисование гипсового орнамента | Цель: научить студентов рисовать гипсовый орнамент Задачи: · знать законы перспективного построения сложной формы; · изучить пластические основы и пропорции художественного выражения сложных форм; · совершенствовать свои графические навыки | |
Практическое занятие 2.6. | Рисование драпировки. | Цель: научить студентов рисованию драпировок из различных тканей. Задачи: · знать основы формообразования складок и правильно определять их пластику; · научить выявлять зависимость структуры и формы складок от пластических свойств ткани; · соблюдать определенную последовательность в работе; | |
Практическое занятие 2.7. | Рисование элементов архитектурного ордера | Цель: научить студентов рисовать элементы архитектурного ордера. Задачи: · знать элементы архитектурного ордера; · соблюдать определенную последовательность в работе; | |
Тема 3. Композиция рисунка | Цель: научить студентов выполнять различные композиционные построения рисунка. Задачи: · Установить равновесие между изобразительной плоскостью и изображением; · Установить равновесие между линией и плоскостью; · Уметь создавать ритмическую организацию элементов на плоскости; · Уметь создавать композиционные центры – доминанты; · Уметь создавать трехтоновые ахроматические композиции в разных пропорциональных соотношениях тонов. | ||
Практическое занятие 3.1 | Построение композиций на равновесие. | ||
Практическое занятие 3.2 | Построение композиций с доминантой. | ||
Практическое занятие 3.3 | Выполнение графических композиций. | ||
Тема 4. Черно-белая графика | Цель: научить студентов выполнять графические произведения в различных техниках черно-белой графики. | ||
Практическое занятие 4.1 | Графическое решение натюрморта с помощью линии и пятна. | Задачи: · знать виды выразительных средств графики; · уметь передавать тон, объем, фактуру и «движение» формы с помощью штриха, линии, точки, пятна. | |
Практическое занятие 4.2 | Графическое решение натюрморта в комбинации элементов графики. | Задачи: · уметь работать с ограниченным пространством листа и организовывать его основными графическими средствами выражения; · уметь строить композицию на контрасте черных пятен и линий с белой основой листа; · уметь определять тональное решение натюрморта; · соблюдать определенную последовательность в работе; | |
Тема 5. Основы живописи. | Цель: научить студентов основам живописи и цветоведения, работы в различных техниках акварельной живописи. | ||
Практическое занятие 5.1. | Ахроматические и хроматические растяжки цвета. | Задачи: · знать основные ахроматические и хроматические цвета и их теневые ряды; · выполнить растяжки ахроматического и хроматических цветов. | |
Практическое занятие 5.2 | Выполнение цветового круга. | Задачи: · знать принцип составления цветового круга, его построения. · выполнить цветовой круг из 4 основных цветов и их 28 вариантов смешения в определенной последовательности. | |
Практическое занятие 5.3 | Заливка плоскости тремя основными цветами. | 3 | Задачи: · уметь последовательно накладывать прозрачные слои краски один на другой с целью выявления градации светлоты и насыщенности цвета тремя основными цветами. |
Практическое занятие 5.4 | Лессировки. | 3 | Задачи: · Уметь последовательно накладывать прозрачные слои краски один на другой с целью изменения, усиления или ослабления цветового тона, обогащения колорита. |
Практическое занятие 5.5 | Градация тона от слабонасыщенного к более насыщенному. | 3 | Задачи: · Научиться управлять текучестью акварельных красок; · Уметь выполнять незаметный для глаза переход от насыщенной цветом верхней части фигуры в слабонасыщенный цвет в его нижней части. |
Практическое занятие 5.6 | Акварельное решение орнаментального мотива. | 4 | Задачи: · дальнейшее развитие технических приемов акварельной живописи при живописном решении орнаментального мотива. · соблюдать определенную последовательность в работе; |
Практическое занятие 5.7 | Выполнение черновых зарисовок живописного этюда натюрморта. | 2 | Задачи: · уметь выполнять живописные этюды отдельных предметов: без фона, на нейтральном фоне и на цветном фоне; · уметь определять композицию натюрморта на листе |
Практическая работа 5.8 | Определение основных цветовых соотношений в натюрморте. | 1 | Задачи: · уметь создавать на палитре соответствующие цвета; · цвет фона, объем и цвет предметов передать обобщенно; · уметь накладывать найденные на палитре цвета крупными пятнами на соответствующие места рисунка. |
Практическая работа 5.9. | Заключительный этап работы над натюрмортом. | 4 | Задачи: · владеть приемами детальной проработки объемных форм; · методом лессировки добиться передачи материальности предметов и драпировки; · уметь перспективным изменением цвета передать живописное решение пространства. |
Тема 6. Изображение головы человека. | Цель: Научить студентов изображению головы человека. | ||
Практическое занятие 6.1 | Рисунок черепа человека. | Задачи: · Знать анатомические особенности черепа человека; · Уметь выполнять рисунок черепа человека в тональных отношениях разных ракурсах; · уметь выполнять рисунок мускулатуры черепа человека с детальной прорисовкой основных мышц лица и головы. | |
Практическое занятие 6.2 | Рисунок гипсовых слепков частей лица. | Задачи: · знать главные части лица и их пропорции, определяющие характерные особенности пластики головы; · выполнить зарисовки гипсовых слепков частей лица мраморной статуи «Давид». | |
Практическое занятие 6.3 | Пропорции головы и лица. | Задачи: · знать пропорциональные соотношения частей лица по отношению к голове в целом, способы построения головы и лица в разных ракурсах; · выполнить зарисовки головы и лица в разных ракурсах. | |
Практическое занятие 6.4 | Рисунок головы с гипсового образца. | Задачи: · подготовить студентов к рисованию живой натуры с помощью рисунка гипсовой модели головы человека; · соблюдать определенную последовательность в работе; · уметь при помощи тональных градаций правильно передать форму, освещение и материал образца. | |
Практическое занятие 6.5 | Рисунок головы с живой натуры. | Задачи: · знать анатомическое строение и конструкцию головы живой натуры; · знать пластику заложенной структуры костей черепа и расположенных на нем мышц; · применять полученные ранее знания характерных переломов, границ плоскостей объемной формы; · соблюдать определенную последовательность в работе; | |
Тема 7. Изображение фигуры человека. | Цели: научить студентов выполнять изображение фигуры человека в статике и динамике, в одежде и без нее. | ||
Практическое занятие 7.1 | Основные движения фигуры человека. | Задачи: · знать анатомические особенности и конструкцию фигуры человека в целом; · выявить пропорционально-конструктивный строй фигуры человека; · найти особенности пластической и анатомической основы женской фигуры; · определить положение всей фигуры в пространстве, изображая пропорции с учетом перспективных сокращений; · определить характер движения каждой отдельной части и всей фигуры в целом | |
Практическое занятие 7.2 | Рисунок фигуры человека с гипсовой модели. | Задачи: · выявить пропорционально-конструктивный строй фигуры человека; · найти особенности пластической и анатомической основы женской фигуры; · правильно закомпоновать изображение фигуры в плоскости листа, передать пластико-структурно-функциональные связи женской фигуры; · определить и передать тоновую информацию, выраженную пластику сложной формы гипсовой женской фигуры. | |
Практическое занятие 7.3 | Наброски и зарисовки фигуры человека. | Задачи: · уметь передавать с помощью рисунка общее впечатление от натуры, ее характерные особенности, движение и пропорции; · подготовить студентов к длительной постановке – изображению фигуры человека. | |
Практическое занятие 7.4 | Рисунок фигуры человека в одежде. | Задачи: · уметь применять ранее полученные знания и навыки; · уметь правильно определять композиционное размещение фигуры на листе и общее цветовое состояние натурной постановки с эскиза-образца; · уметь изображать драпировки на фигуре человека с учетом законов формообразования складок. | |
Тема 8. Этюды с натуры | Цели: Научить студентов выполнять разнообразные этюды с натуры при различном освещении. | ||
Практическая работа 8.1 | Этюды объемных предметов различной формы и фактуры. | Задачи: Уметь изображать отдельные предметы простой формы: кувшины, тарелки, деревянные ложки на нейтральном фоне с боковым, хорошо выявляющим объем светом. | |
Практическая работа 8.2. | Этюд объемного предмета на цветном фоне. | Задачи: Уметь определять изменения локального света предмета несложной формы на фоне трех последовательно заменяемых драпировок: красной, желтой, синей. | |
Практическая работа 8.3. | Зарисовка овощей, фруктов, цветов. | Задачи: Уметь передавать формы, выявлять тональные отношения окраски и освещения отдельных овощей, фруктов и цветов, изображаемых без фона. | |
Практическая работа 8.4. | Натюрморт из овощей. | Задачи: Уметь находить колористическое решение натюрморта и передавать объем, фактуру и материальность предметов цветом. | |
Практическая работа 8.5. | Натюрморт с цветами. | Задачи: Уметь передавать с помощью тона и цвета сложную структуру букета из цветов, листьев и веток на цветном фоне, устанавливать взаимосвязь с другими предметами (вазой, фруктами, дополняющими натюрморт). | |
Практическая работа 8.6. | Крупномасштабный натюрморт. | Задачи: Освоить приемы изображения натюрморта, состоящего из крупных предметов, разнообразных по форме, цвету и фактуре. | |
Практическая работа 8.7. | Этюды небольшого натюрморта при различном освещении. | Задачи: Изучить влияние освещения на форму и цвет предмета в пространстве при верхнем, переднем, боковом и расположенном сзади источнике света. |
Содержание практических занятий
Содержание практических занятий по ОП. 02. Рисунок и живопись
Практические работы проводятся в мастерской рисунка и живописи.
Тема 2. Техника рисунка.
Темы практических занятий № 2.1 - 2.7
Содержание и этапы практических работ:
Студентам необходимо принести бумагу для рисования или для акварели формата А3, набор графитных карандашей разной степени твердости, ластик, точилку для карандашей. Задания для студентов практическая работа 2.1
«Выполнение градации тона на предмете, освоение приемов штрихования поверхностей»:
· Упражнение начинается с изображения вертикальных и горизонтальных плоскостей;
· Покрыть поверхности равномерным тоном;
· Выявить пространственные отношения, усиливая тон ближних планов;
· Проработать приемы штриховки с тоновыми градациями от светлого к темному с плавным и ступенчатым переходами.
Результат:выполнение рисунка поверхностей с помощью штриховки с тоновыми градациями.
Рефлексия–вопросы:
- Назовите элементы светотени.
- Как степень твердости карандаша влияет на тон штриховки?
Вывод (делается обучающимися):сделать вывод, как правильно выполнять штриховку в тоновых градациях?
Задания для студентов практическая работа 2.2.
«Изображение предметов в линейной перспективе»:
- Установить положение многогранника в пространстве относительно рисующего;
- Если многогранник расположен фронтально, то следует переднюю грань рисовать без искажения и использовать одну точку схода;
- Строго соблюдать вертикальность и горизонтальность ребер, сравнивая нарисованные линии с краями листа бумаги;
- Если многогранник расположен к рисующему углом, рисовать его надо с ближайшего угла;
- Наметить вертикальное ближнее ребро и самим задать его размер;
- Найти углы наклона ребер основания;
- Найти степень сокращения боковых граней относительно размера вертикального ребра – чем сильнее сокращается грань, тем круче угол подъема ребра основания.
Построение круга в перспективе:
- Круг в перспективе – это фигура, напоминающая форму эллипса;
- Фигура строится на двух, взаимно перпендикулярных плоскостях (малой и большой);
- Прорисовываются боковые закругления, затем фигура рисуется целиком;
- В зависимости от линии горизонта ширина эллипса изменяется, а длина остается прежней
Результат:построение многогранников и круга в перспективе.
Рефлексия–вопросы:
1. Что такое линейная перспектива?
2. Что такое «точка схода»?
Вывод (делается обучающимися):сделать вывод, для чего нужно уметь изображать предметы в перспективе?
Задания для студентов практическая работа 2.3
«Рисование геометрических тел»:
· При построении оснований необходимо добиться того, чтобы большая часть эллипса тел вращения была перпендикулярна центральной оси вращения;
· Основание предмета должно твердо стоять на горизонтальной плоскости и изображено с учетом удаленности от линии глаз рисующего;
· Соблюдение пропорций общей формы и отдельных частей;
· Линейно-конструктивный рисунок также включает построение границ собственных и падающих теней;
· Необходимо помнить, что тела вращения имеют собственные тени с мягким переходами тоновых градаций.
Результат:композиционное изображение геометрических тел с тоновым решением.
Рефлексия–вопросы:
1.Как правильно расположить предметы с точки зрения композиции на листе бумаги?
2.Какие законы линейной перспективы используются при изображении геометрических тел?
3.Какие элементы светотени вы знаете?
Вывод (делается обучающимися):сделать вывод, как правильно изображать геометрические тела и для чего это нужно?
Задания для студентов практическая работа 2.4
«Рисование простых предметов быта»:
- Проанализировать натуру с целью выбора удачной точки зрения;
- Выполнить композиционное построение (общую компоновку рисунка);
- Выполнить линейно-конструктивное построение предметов;
- Работа над тональным рисунком (светотеневой рисунок).
Результат:выполнение графического тонального рисунка простых предметов быта.
Рефлексия–вопросы:
1.Как правильно построить предметы быта с точки зрения наблюдательной перспективы?
2.Что входит в анализ натуры?
3.Как правильно передать тоновую градацию на предметах?
Вывод (делается обучающимися):сделать вывод, как правильно рисовать предметы быта простых и сложных форм?
Задания для студентов практическая работа 2.5
«Рисование гипсового орнамента»:
- Визуальное наблюдение, изучение и анализ формы гипсового орнамента, компоновка изображения на листе;
- Изучение и пропорциональный анализ профильного сечения орнамента;
- Выделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты;
- Анализ объемных и линейных отношений конструкции орнамента, перспективных отношений;
- Прорисовка мелких деталей и форм и завершение линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента;
- Построение границ собственных и падающих теней;
- Выявление больших тоновых отношений;
- Углубленная проработка светотеневых отношений;
- Завершение светотеневого рисунка. Обобщение его.
Результат: выполнение рисунка гипсового орнамента в графическом светотеневом решении.
Рефлексия–вопросы:
1. Как проводится анализ объемных и линейных отношений конструкции?
2. Как выполняется проработка светотеневых отношений?
3. В чем заключается завершение светотеневого рисунка?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунок орнамента и как его можно связать с элементами причесок (локон, волна, пряди)?
Задания для студентов практическая работа 2.6
«Рисование драпировки»:
- Общая компоновка на листе;
- Наметить направление складок;
- Построить форму складок (выпуклую и углубленную);
- Выявить форму складок с помощью светотеневого рисунка.
Результат :выполнение рисунка драпировка в графической технике в светотеневом решении.
Рефлексия–вопросы:
1. Что такое драпировка и чем она образуется?
2. Какие виды складок вы знаете?
3. От чего зависит структура и форма складок?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунок драпировки?
Задания для студентов практическая работа 2.7
«Рисование элементов архитектурного ордера»:
- Композиционное размещение изображения на листе;
- Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители;
- Разметка основных узлов капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом сокращений;
- Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке;
- Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки;
- Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок;
- Прорисовка более мелких деталей капители, завершение линейно-конструктивного рисунка капители;
- Выявление общих тональных отношений;
- Глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов;
- Обобщение рисунка.
Результат: выполнение рисунка архитектурного ордера в графической технике в светотеневом решении.
Рефлексия–вопросы:
1. Назовите основные элементы архитектурного ордера.
2. Какие виды ордера вы знаете?
3. Как правильно выполнять построение колонны и капители?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, какая графическая связь между архитектурным ордером и конструкцией прически?