Перечень тем практических занятий. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определяется минимум содержания и структура педагогической подготовки
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
И
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Екатеринбург - 2008
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определяется минимум содержания и структура педагогической подготовки учителей общеобразовательных учреждений.
Система высшего профессионального образования призвана обеспечить подготовку специалистов, отличающихся не только высоким профессионализмом, но и самостоятельным мышлением, инициативностью и ответственностью в принятии решений и практической их реализации в своей педагогической деятельности.
Курс "Основы специальной педагогики и психологии" предназначен для студентов факультетов педагогических институтов и университетов, занимающихся подготовкой специалистов для образовательных учреждений. В содержании курса рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития.
Курс "Основы специальной педагогики и психологии" читается на старших курсах после того, как студенты изучили психолого-педагогический цикл дисциплин, включая общую педагогику и психологию человека, методику преподавания школьных дисциплин по профилю будущей квалификации.
Данная программа является типовой. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы, а также распределение аудиторных часов по видам занятий (лекционные, практические и пр.) может быть уточнено в соответствии с учебными планами специальностей и направлений, реализуемых в УрГПУ.
Данный курс предназначен для следующих специальностей: 050201 «Информатика», 050702 «Технология и предпринимательство», 050601 «Музыкальное образование», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050706 «Педагогика и психология», 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования», 050711 «Социальная педагогика», 050201 «Математика», 050203 «Физика»,050102 «Биология», 050703 «География», 050401 «История», 050402 «Юриспруденция», 050403 «Культурология», 050301 «Русский язык и литература», 050720 «Физическая культура», 050303 «Иностранный язык», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», 071301 «Народное художественное творчество», 080507 «Менеджмент организации», 080505 «Управление персоналом», 030602 «Связи с общественностью», 040101 «Социальная работа».
Цель дисциплины:
• подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях.
Задачи дисциплины:
• раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушения развития;
• познакомить будущих учителей с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;
• показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;
• познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;
• познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;
• познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;
• повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практические | ||||
1. | Теоретико-методологические основы специальной педагогики и психологии | (12) | (6) | (4) | (2) | (6) |
2. | Специальная психология, ее цели и задачи | (20) | (10) | (8) | (2) | (10) |
3. | Дети с отклонениями в развитии, классификация отклонений в развитии | (12) | (6) | (4) | (2) | (6) |
4. | Специальная педагогика, ее цели и задачи | (20) | (10) | (8) | (2) | (10) |
5. | Современное состояние и проблемы специального образования | (8) | (4) | (2) | (2) | (4) |
Итого: | (72) | (36) | (26) | (10) | (36) |
Примечание: в скобках указано количество часов для факультетов, где общая трудоёмкость для изучения дисциплины равна 72 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Теоретико-методогические основы специальной педагогики и психологии
Современный понятийный аппарата специальной педагогики и психологии. Понятия "Специальная психология", "Специальная педагогика", "Коррекционная педагогика". Эволюция этих понятий. Различия в понимании и оценке основных понятий и терминов в специальном образовании, обусловленность различий социальным опытом общества.
Понятие коррекции и компенсации. Коррекция как система медико-психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Компенсация как замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
Тема 2. Специальная психология, ее цели и задачи
Объект и предмет специальной психологии. Цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях и закономерностях развития аномальных детей в процессе их воспитания и обучения.
Отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.
Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие нормы и аномалии в развитии (дизонтогенезе). Параметры дизонтогенеза.
Понятие депривации.
Первичный дефект и вторичные нарушения в развитии ребенка. Соотношение биологического и социального в развитии аномальных детей. Вклад Л.С.Выготского в разработку отечественной специальной психологии. Комбинированные (сложные) дефекты, их причины.
Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей.
Тема 3. Дети с отклонениями в развитии, классификация отклонений в развитии
Понятия "аномальный ребенок" и "дети с отклонениями в развитии". Особенности аномального развития. Классификация типов нарушенного психического развития: недоразвитие, задержка развития, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.
Факторы, определяющие разнообразные формы аномального развития.
Сенсорный дефект. Проблемы развития детей с нарушением сенсорной сферы. Основные закономерности развития при сенсорном дизонтогенезе. Депривационные синдромы при потере зрения и слуха. Особенности познавательной деятельности детей с сенсорным дефектом. Пространственная ориентировка при сенсорных нарушениях.
Реабилитация и интеграция лиц с дефектами зрения и слуха.
Интеллектуальный дефект. Психическое недоразвитие. Причины умственной отсталости. Степени снижения интеллекта. Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы детей олигофренов. Необратимость дефекта при умственной отсталости.
Задержанное психическое развитие. Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение темпа психического развития. Обратимый характер дефекта. Психологическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.
Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм как искаженное психическое развитие. Нарушение общения как доминирующий фактор в формировании аномального развития при раннем детском аутизме. Эмоциональная отстраненность аутичных детей. Особенности установления эмоционального контакта аутичных детей с близкими детьми в раннем возрасте.
Нарушения двигательной сферы. Факторы, вызывающие нарушения двигательной сферы. Особенности двигательных нарушений при детских церебральных параличах. Сочетание двигательных, эмоционально- волевых, интеллектуальных и личностных нарушений. Основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения двигательной сферы.
Дисгармоническое психическое развитие. Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Патологическое формирование личности. Девиантное поведение. Деликвентное поведение.
Нарушения речевого развития. Патология речевого развития. Факторы, способствующие развитию у детей речевых нарушений. Виды речевых нарушений. Речевые нарушения и их влияние на формирование личности.
Тема 4. Специальная педагогика, ее цели и задачи
Специальная педагогика как наука об управлении развитием ребенка в условиях дизонтогенеза.
Объект и предмет специальной педагогики. Цели, задачи специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики: воспитание, обучение, развитие в условиях дизонтогенеза, социальная адаптация, социальная абилитация и реабилитация, интеграция.
Воспитание, обучение и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, как основное средство подготовки аномальных детей к жизни и труду. Изучение, воспитание и обучение детей со сложными дефектами.
Основные отрасли специальной педагогики: олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями в развитии. Система коррекционно-реабилитационной работы. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.
Система социально-трудовой адаптации, реабилитации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в развитии. Профориентация в системе специального образования.
Специальная учебная техника, ее роль и место в учебном процессе школ для детей с отклонениями в развитии. Пути и методы использования специальной учебной техники при обучении детей с нарушениями в развитии (применительно к профилю будущей квалификации студентов).
Тема 5. Современное состояние и проблемы специального образования
Основные противоречия отечественной системы специального образования. Сегредация и интреграция в специальной педагогике. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
Проблема ранней помощи при отклонении в развитии. Раннее выявление и коррекционно-педагогическая помощь детям с проблемами в развитии.
Работа с семьей по воспитанию ребенка с нарушениями в развитии.
Возможности использования современных образовательных технологий в специальном образовании. Инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями в развитии.
Социальные, правовые и экономические проблемы специального образования.
Проблемы доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень тем практических занятий
Тема 1. Современный понятийный аппарат специальной педагогики и психологии
План работы
1. Характеристика понятий «коррекция» и «компенсация».
2. Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации нарушений в развитии детей.
3. Характеристика и эволюция понятий «специальная психология», «специальная педагогика», «коррекционная педагогика».
Контрольные вопросы
1. Перечислить основные понятия специальной педагогики и психологии.
2. Раскрыть сущность возникновения компенсаторных процессов.
Тема 2. Специальная психология, её цели и задачи
План работы
1. Основные задачи специальной психологии как науки.
2. Характеристика основных категорий развития в специальной психологии.
3. Межпредметных связи специальной психологии и других наук.
4. Основные принципы специальной психологии.
5. Методы специальной психологии.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризовать теоретическое и практическое значение специальной психологии.
2. Перечислить основные методы, используемые в специальной психологии.
3. Какова сущность метода наблюдения в специальной психологии.
4. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии
5. Охарактеризовать основные принципы специальной психологии.
6. Перечислить основные задачи специальной психологии.
Тема 3. Дети с ограничениями в развитии,