Перечень тем практических занятий. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определяется минимум содержания и структура педагогической подготовки

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Екатеринбург - 2008


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определяется минимум содержания и структура педагогической подготовки учителей общеобразовательных учреждений.

Система высшего профессионального образования призвана обеспечить подготовку специалистов, отличающихся не только высоким профессионализмом, но и самостоятельным мышлением, инициативностью и ответственностью в принятии решений и практической их реализации в своей педагогической деятельности.

Курс "Основы специальной педагогики и психологии" предназначен для студентов факультетов педагогических институтов и университетов, занимающихся подготовкой специалистов для образовательных учреждений. В содержании курса рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития.

Курс "Основы специальной педагогики и психологии" читается на старших курсах после того, как студенты изучили психолого-педагогический цикл дисциплин, включая общую педагогику и психологию человека, методику преподавания школьных дисциплин по профилю будущей квалификации.

Данная программа является типовой. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы, а также распределение аудиторных часов по видам занятий (лекционные, практические и пр.) может быть уточнено в соответствии с учебными планами специальностей и направлений, реализуемых в УрГПУ.

Данный курс предназначен для следующих специальностей: 050201 «Информатика», 050702 «Технология и предпринимательство», 050601 «Музыкальное образование», 050703 «Дошкольная педагогика и психология», 050706 «Педагогика и психология», 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования», 050711 «Социальная педагогика», 050201 «Математика», 050203 «Физика»,050102 «Биология», 050703 «География», 050401 «История», 050402 «Юриспруденция», 050403 «Культурология», 050301 «Русский язык и литература», 050720 «Физическая культура», 050303 «Иностранный язык», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», 071301 «Народное художественное творчество», 080507 «Менеджмент организации», 080505 «Управление персоналом», 030602 «Связи с общественностью», 040101 «Социальная работа».

Цель дисциплины:

• подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях.

Задачи дисциплины:

• раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушения развития;

• познакомить будущих учителей с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;

• показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

• познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;

• познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;

• познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;

• повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Наименование раздела, темы Трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические
1. Теоретико-методологические основы специальной педагогики и психологии (12) (6) (4) (2) (6)
2. Специальная психология, ее цели и задачи (20) (10) (8) (2) (10)
3. Дети с отклонениями в развитии, классификация отклонений в развитии (12) (6) (4) (2) (6)
4. Специальная педагогика, ее цели и задачи (20) (10) (8) (2) (10)
5. Современное состояние и проблемы специального образования (8) (4) (2) (2) (4)
  Итого: (72) (36) (26) (10) (36)

Примечание: в скобках указано количество часов для факультетов, где общая трудоёмкость для изучения дисциплины равна 72 часа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Теоретико-методогические основы специальной педагогики и психологии

Современный понятийный аппарата специальной педагогики и психологии. Понятия "Специальная психология", "Специальная педагогика", "Коррекционная педагогика". Эволюция этих понятий. Различия в понимании и оценке основных понятий и терминов в специальном образовании, обусловленность различий социальным опытом общества.

Понятие коррекции и компенсации. Коррекция как система медико-психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Компенсация как замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Тема 2. Специальная психология, ее цели и задачи

Объект и предмет специальной психологии. Цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях и закономерностях развития аномальных детей в процессе их воспитания и обучения.

Отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие нормы и аномалии в развитии (дизонтогенезе). Параметры дизонтогенеза.

Понятие депривации.

Первичный дефект и вторичные нарушения в развитии ребенка. Соотношение биологического и социального в развитии аномальных детей. Вклад Л.С.Выготского в разработку отечественной специальной психологии. Комбинированные (сложные) дефекты, их причины.

Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей.

Тема 3. Дети с отклонениями в развитии, классификация отклонений в развитии

Понятия "аномальный ребенок" и "дети с отклонениями в развитии". Особенности аномального развития. Классификация типов нарушенного психического развития: недоразвитие, задержка развития, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Факторы, определяющие разнообразные формы аномального развития.

Сенсорный дефект. Проблемы развития детей с нарушением сенсорной сферы. Основные закономерности развития при сенсорном дизонтогенезе. Депривационные синдромы при потере зрения и слуха. Особенности познавательной деятельности детей с сенсорным дефектом. Пространственная ориентировка при сенсорных нарушениях.

Реабилитация и интеграция лиц с дефектами зрения и слуха.

Интеллектуальный дефект. Психическое недоразвитие. Причины умственной отсталости. Степени снижения интеллекта. Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы детей олигофренов. Необратимость дефекта при умственной отсталости.

Задержанное психическое развитие. Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение темпа психического развития. Обратимый характер дефекта. Психологическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм как искаженное психическое развитие. Нарушение общения как доминирующий фактор в формировании аномального развития при раннем детском аутизме. Эмоциональная отстраненность аутичных детей. Особенности установления эмоционального контакта аутичных детей с близкими детьми в раннем возрасте.

Нарушения двигательной сферы. Факторы, вызывающие нарушения двигательной сферы. Особенности двигательных нарушений при детских церебральных параличах. Сочетание двигательных, эмоционально- волевых, интеллектуальных и личностных нарушений. Основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения двигательной сферы.

Дисгармоническое психическое развитие. Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Патологическое формирование личности. Девиантное поведение. Деликвентное поведение.

Нарушения речевого развития. Патология речевого развития. Факторы, способствующие развитию у детей речевых нарушений. Виды речевых нарушений. Речевые нарушения и их влияние на формирование личности.

Тема 4. Специальная педагогика, ее цели и задачи

Специальная педагогика как наука об управлении развитием ребенка в условиях дизонтогенеза.

Объект и предмет специальной педагогики. Цели, задачи специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики: воспитание, обучение, развитие в условиях дизонтогенеза, социальная адаптация, социальная абилитация и реабилитация, интеграция.

Воспитание, обучение и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, как основное средство подготовки аномальных детей к жизни и труду. Изучение, воспитание и обучение детей со сложными дефектами.

Основные отрасли специальной педагогики: олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями в развитии. Система коррекционно-реабилитационной работы. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.

Система социально-трудовой адаптации, реабилитации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в развитии. Профориентация в системе специального образования.

Специальная учебная техника, ее роль и место в учебном процессе школ для детей с отклонениями в развитии. Пути и методы использования специальной учебной техники при обучении детей с нарушениями в развитии (применительно к профилю будущей квалификации студентов).

Тема 5. Современное состояние и проблемы специального образования

Основные противоречия отечественной системы специального образования. Сегредация и интреграция в специальной педагогике. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.

Проблема ранней помощи при отклонении в развитии. Раннее выявление и коррекционно-педагогическая помощь детям с проблемами в развитии.

Работа с семьей по воспитанию ребенка с нарушениями в развитии.

Возможности использования современных образовательных технологий в специальном образовании. Инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями в развитии.

Социальные, правовые и экономические проблемы специального образования.

Проблемы доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень тем практических занятий

Тема 1. Современный понятийный аппарат специальной педагогики и психологии

План работы

1. Характеристика понятий «коррекция» и «компенсация».

2. Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации нарушений в развитии детей.

3. Характеристика и эволюция понятий «специальная психология», «специальная педагогика», «коррекционная педагогика».

Контрольные вопросы

1. Перечислить основные понятия специальной педагогики и психологии.

2. Раскрыть сущность возникновения компенсаторных процессов.

Тема 2. Специальная психология, её цели и задачи

План работы

1. Основные задачи специальной психологии как науки.

2. Характеристика основных категорий развития в специальной психологии.

3. Межпредметных связи специальной психологии и других наук.

4. Основные принципы специальной психологии.

5. Методы специальной психологии.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризовать теоретическое и практическое значение специальной психологии.

2. Перечислить основные методы, используемые в специальной психологии.

3. Какова сущность метода наблюдения в специальной психологии.

4. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии

5. Охарактеризовать основные принципы специальной психологии.

6. Перечислить основные задачи специальной психологии.

Тема 3. Дети с ограничениями в развитии,

Наши рекомендации