Мультипликация как вид искусства
Мультипликация или анимация - это вид современного искусства. Анимация производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашей стране первая студия мультипликации - «Союзмультфильм» появилась в 1936 г. и создавала замечательные, добрые, несущие созидательные идеи мультфильмы-сказки для детей [1]. Сказка по своей природе метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определенную часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы. Как и в большой литературе, например, в книгах Достоевского или Гоголя возникает целое образное пространство, получается, что писатель пишет только половину книги - остальное читатель додумывает сам, и в результате такого соавторства - развивается. Почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Многое остается как бы за кадром, заставляет задуматься, посмотреть иначе на себя и свои поступки. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание, сопереживание - великая сила, способная и самого злого превратить в симпатичное и дружелюбное существо.
Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволит: решать вопросы полихудожественного развития дошкольников; расширять границы познания; формировать у детей способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации, явления окружающей действительности, предлагаемые мультипликацией; расширять границы поиска решений поставленных задач за пределами мультипликационного пространства; активно включать детей в процесс творчества: решать конкретные практике; формировать целостное гармоничное сознание дошкольника, позволяющее ему адекватно воспринимать произведения искусства, явления действительности, формировать эстетические оценки и предпочтения, а так же активизировать свободу творческого проявления; создать особое образовательное пространство: культурное, патриотическое, интеллектуальное, эстетически и творчески активное, в центре которого - развивающаяся, думающая, мыслящая личность ребёнка [13, 14].
Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства, таких как: форма, цвет, композиционная доминанта, сюжет, пространство, динамика, национальный колорит, исторические и др., активно воздействующих на эмоции, чувства, воображение и фантазию дошкольников [1].
Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей [12].
Положительное воздействие анимации на дошкольников возможно при условии профессионального подбора мультфильмов, которые могут стать прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами, развития умений общения и взаимодействия.
Первобытная культура.
Культура древнего Египта
В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.
Пантеон египетских божеств включает несколько исторических пластов. Первобытное сознание представляло рождение мира как стихийный процесс: солнце рождается на первичном холме, камне "бен-бен", восставшем из хаоса; уже к тотемным представлениям, причем поздним, после того, как был изобретен лук и началась промысловая охота, относится образ рождения солнца из яйца птицы; родовое сознание рассматривало мир как ряд кровно-родственных связей, олицетворенных стихий. Земледельческие культуры описывали появление мира. как растительный процесс: из вод поднялся холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя-солнце. В скотоводческих культах солнце родилось от коровы-неба в виде теленка. В другом варианте солнце отождествляется с Амоном (бараном). По-видимому, наиболее поздним представлением является ремесленный образ — Бог-творец вылепил людей из глины на гончарном круге. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п. Женские божества - Изида, Сехмет - при патриархате оттесняются на второй план, но боги-мужчины продолжают выполнять женские функции: один из мифов гласит, что вначале существовал Атум — "Великий Он-Она", Все и Ничто, и появление мира объяснялось как результат его самооплодотворения. Впрочем, в сознании египтян Изида сохраняла свое значение, и в отдельные периоды ее культ расцветал. До наших дней сохранились ее изображения с младенцем Гором на руках.
Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от влады времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц у Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.
Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.
15.Культура Древний Греции.Основные черты развития культуры Древней Греции
Среди древних цивилизаций особое место занимает минойская цивилизация или крито-микенская. Она носит переходный характер между цивилизациями Древнего Востока и более близкой нам античной цивилизацией. Минойская цивилизация сочетала в себе, с одной стороны, заимствование из древневосточных цивилизаций (знания, открытия), с другой — содержала основы «античного способа производства» с его экономической, политической, религиозно-мифологической системами, письменностью, зодчеством, литературой и искусством.
В XIII—XII вв. до н.э. эгейские племена сталкиваются с египтянами.
О набегах греческих племен на Египет пишет Гомер, возможно речь идет о набегах племен ахейян. Около 1700 г. центр крито-микенской цивилизации перемещается на материковую часть Греции. Расцвет Микенской (ахейской) культуры относится к XIV—XIII вв. до н.э.
Крито-микенская культура достигла высокого уровня развития, что нашло отражение в огромных постройках, в богатой стенной живописи, домашней утвари, большом количестве золотых и серебряных вещей и украшений.
Период XI—IX вв. до н.э. принято называть гомеровским или «дорийским». Главным источником информации этого периода служат поэмы «Иллиада» и «Одиссея».
Гомеровский период представляет собой длительный период культурного развития. Происходит усовершенствование железных орудий, кузнечного цеха, гончарного круга, ручной мельницы, приготовление растительного масла и вина, обработки металлов, переходящей в художественное ремесло боевой колесницы. Получает развитие архитектура, искусство, строительство судов, городов. В недрах сельской общины зарождалась новая форма организации — будущий город-полис.
В VIII—VI вв. до н.э. Древняя Греция вступила в новый исторический период, получивший название архаического. Практически во многих сферах жизни происходят большие изменения: возрастает роль города, полис становится социально-политической организацией общества. Наиболее крупными из полисов были Афины, Коринф, Спарта, Фивы и др. Появляются различные формы государственного устройства и правления — от монархии, тирании и олигархии до аристократической и демократической республики.
Культура классического периода V—IV в. до н.э. связана с расцветом древнегреческой цивилизации. Она была ознаменована прежде всего бурнымразвитием духовной жизни. Одним из главных достижений стало развитие философии и философских школ, созданных выдающимися мыслителями (Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель). Бурное развитие получило искусство: архитектура (Акрополь), скульптура (Мирон, статуя «Дискобол», Фидий), поэзия и проза (Эсхил, Софокл, Еврипид); зарождается театр (афинский театр вмещал 17 тыс. зрителей).
Эллинистический период характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие регионы или сохранить его после распада империи Александра Македонского. Одним из примеров
может служить город Александрия, построенный на северном побережье Африки. Правление города осуществляла греческая знать, наряду с ними в городе проживали египтяне, персы, иудеи, которые вместе и образовывали культурный синтез. В Александрии находились огромная библиотека, обсерватория, зоопарк. Развиваются литература, искусство и архитектура (примером может служить Александрийский маяк — одно из чудес света).
Культура Древнего Рима
Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви.
Но самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый "Римский миф". "Римский миф" - это не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и, наконец, Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства.
Наиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века.
Долгое время римляне воспитывались в убеждении, что именно им надлежит смирять другие народы и наводить всюду порядок. Разрушение Рима германцами стало серьезным ударом по этой римской идее, однако до этого события прошло еще несколько веков, в течение которых римляне верили в миф, созданный ими самими. Таким образом римская мифология была одним из факторов величия Римской Империи.