Поздняя классика - Пракситель, Скопас, Лисипп, Леохар
Леохар
Леохар (Leocháres), древнегреческий скульптор эпохи поздней классики. Работал в 350-е годы, в середине 4 в. до н. э. в Афинах, Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом), а также при дворе Александра Македонского. Среди прославленных в древности произведений Л.: бронзовая группа "Александр на львиной охоте", хрисоэлефантинные статуи царей Македонской династии для Филиппейона (Олимпия). Приписываемые Л. произведения, дошедшие до нас в мраморных римских копиях ("Артемида Версальская", Лувр, Париж; "Аполлон Бельведерский", "Похищение Ганимеда", — оба Музей Пио-Клементино, Ватикан), отличаются виртуозностью исполнения и усложнённостью
ритмического строя, внешним, холодным изяществом образов.
Диана Версальская "Похищение Ганимеда" Аполлон Бельведерский
Пракси́тель
Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) — древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. Считается, что Пракситель, сын афинского ваятеля Кефисодота, родился в Афинах около 390 г. до н. э. Ко времени Александра Македонского, по-видимому, скульптора уже не было в живых.
Пракситель — первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.
Афродита Книдская, Аполлон, убивающий ящерицу «Гермес с младенцем Дионисом»
350—330 гг. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж
Лувр, Париж
или «Гермес Олимпийский» — эллинистическая статуя из паросского мрамора, обнаруженная Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии. Высота фигуры Гермеса — 212 см, с пьедесталом — 370 см.
На основании известия Павсания о том, что в храме Геры стояла фигура Гермеса работы Праксителя, её зачастую приписывают этому великому скульптуру античности. Даже если допустить авторство Праксителя, статуя в древности не относилась к числу знаменитых, ибо копии её неизвестны (хотя дальнейшую эволюцию того же типа, возможно, представляет «Гермес Бельведерский»). Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия. Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии.
Скопас
Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос — 350 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.
Скопас родился на острове Парос около 395 года до н. э. Работал в таких греческих и малоазийских городах, как Тегея (ныне Пиали), Галикарнас (ныне Бодрум в Турции) и др. Сотрудничал с Праксителем. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее (350—340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.
Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии(создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты — в Британском музее).
Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).
Произведений резца Скопаса, великого скульптора, жившего в IV веке до н.э., осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.
Скопас и его безумная "Менада"
Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Невольно думается: должно быть нешуточными были оргии греков – не просто увеселения, а действительно "безумящие игры". Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".
Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония.
Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.
Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена у скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.
В честь Скопаса назван кратер на Меркурии
Лисипп -
— греческий скульптор, завершает эпоху поздней классики (ок. 390 - ок. 300 до н.э.), (IV в. до н. э.) Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского «Дорифора». Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено. Есть легенда, что Лисипп при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Он был любимым художником Александра Македонского, которого изображал с мальчишеского возраста, в том числе нагим. Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале. Сохранились римские копии. Одно из центральных произведений Лисиппа — колоссальная бронзовая статуя Геракла — была увезена из Тарента в Константинополь и расплавлена там в 1022 г. В честь Лисиппа назван кратер на Меркурии.