Безэквивалентная и фоновая лексика

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

По курсу «Лингвострановедение (РФ)»

Преп. доц. Т.В.Полежаева

Тема № 1

Лингвострановедение как наука

1. Предмет, цель и основные задачи курса.

2. Лингвострановедение в системе междисциплинарных связей. Значение дисциплины в подготовке филолога.

3. Социальная природа языка. Философия и лингвистика о социальной природе языка.

4. Социальные функции языка.

5. Кумулятивная функция языка как наиболее важная в лингвострановедческом аспекте.

Литература

1.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1983.

2.Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам. – М.: Рус. яз., 1971.

3.Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М., 1973.

4.Прохоров Ю. Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному. – М., 1996.

5.Щукин А. Н. «Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов». – М.: Высш. шк., 2003.

Тема № 2

Язык и культура

1.Научное определение культуры.

2.Духовная культура, общественное сознание, идеология.

3.Сложность, аспекты решения проблемы «язык и культура».

4.Понятие национальной культуры, ее составные. Место языка в культурном комплексе нации.

5.Культура в многонациональном государстве.

6.Язык и религия.

7.Культура и личность.

Практическое задание: Законспектировать главу «Несколько сведений из теории культуры» из книги Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1983.

Литература

1.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1983.

2.Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 288 с.

3.Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур; вступ. ст. Л. П. Крысина. – 4-е изд. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 176 с.

4.Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник для студ.вузов / О.Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

5.Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие [для студентов вузов] / Б. Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 267 с.

6.Маслова, В. А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов вузов / В. А. Маслова. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

7.Михальчук, Т.Г. Русский речевой этикет: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Михальчук. – Минск: Асар, 2009. – 258 с.

6.Формановская, Н. И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика / Н. И. Формановская. – М.: ВК, 2009. – 334 с.

Тема № 3

Значение и понятие в межъязыковом аспекте

1.Понятие лексического значения слова. Типы лексических значений.

2.Соотношение лексического значения с понятием.

3.Предметно-логическое значение. Типы коннотаций.

4.Эмоционально-оценочные и стилистические наслоение в структуре лексического значения. Как эти элементы связываются с предметно-логическим ядром значения?

Практическое задание: Пользуясь Словарем русского языка С.И. Ожегова, составить схему семантической структуры 10 слов разных частей речи, имеющих национально-культурные коннотации.

Литература

1.Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Виноградов В.В. Избр. труды. Лексикология и лексикография. –– М., 1977. – С.162-191.

Тема № 4

Безэквивалентная и фоновая лексика

1.Понятийная безэквивалентность.

2.Безэквивалентная лексика как источник лингвострановедческой информации.

3.Классификация безэквивалентной и фоновой лексики.

4.Национальный компонент в структуре значения слова.

5.Проблема национального своеобразия лексического значения.

Практическое задание: Используя двуязычные словари (рус.-укр., укр.-рус.) подобрать по 10 примеров безэквивалентных лексем.

Литература

1.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1980.

2.Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

3.Виноградов В.В. Поэтика русской литературы // Виноградов В.В. Избр. труды. – М., 1976.

4.Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.

5.Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. – М., 2001.

Тема № 5

Наши рекомендации